Журнал «Вопросы государства и права»
Выпуск №2 (5) (2024)
УДК 342.7
DOI 10.24888/2949-3293-2024-2-5-53-59
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРАВОЗАЩИТНЫХ СОПРЯЖЕНИЙ
Обеспечение единства правозащитного пространства является задачей различных уровней власти в федеративном государстве. В данном процессе задействованы органы универсальной и специальной правозащитной компетенции. Обновление российского законодательства о статусе уполномоченных по правам человека в субъектах Федерации, включая новые форматы их сотрудничества с органами государственной власти и органами местного самоуправления, опосредуют научный интерес. В данной связи в статье автором на основе анализа отечественного законодательства представлены формы правозащитного взаимодействия уполномоченного по правам человека в субъектах Федерации с органами местного самоуправления; сформулированы предложения по совершенствованию законодательства и итоговых отчетных документов в заявленной сфере. В частности, в работе представлены результаты, охватывающие заявленный правозащитный опыт города Москвы и Белгородской области. В результате исследования автор приходит к выводу о том, что введение института общественных помощников региональных Уполномоченных по правам человека в муниципальных образованиях показывает обоюдное понимание необходимости повысить эффективность своей деятельности, желание приблизить и институт Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, и органы местного самоуправления к населению.
Ключевые слова
права человека; органы местного самоуправления; уполномоченный по правам человека; помощник; общественные приемные
HUMAN RIGHTS IN THE ACTIVITIES OF LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES: CONSTITUTIONAL GROUNDS FOR HUMAN RIGHTS RELATIONS
Ensuring the unity of the human rights space is the task of various levels of government in a federal state. The bodies of universal and special human rights competence are involved in this process. The updating of Russian legislation on the status of human rights commissioners in the constituent entities of the Federation, including new formats for their cooperation with public authorities and local governments, mediate scientific interest. In this regard, the author, based on the analysis of domestic legislation, presents the forms of human rights interaction between the Commissioner for Human Rights in the subjects of the Federation and local self-government bodies; formulated proposals for improving legislation and final accounting documents in the declared area. In particular, the paper presents the results covering the stated human rights experience of the city of Moscow and the Belgorod region. As a result of the research, the author comes to the conclusion that the introduction of the institute of public assistants to regional human rights Commissioners in municipalities shows a mutual understanding of the need to increase the effectiveness of their activities, a desire to bring both the institution of the Commissioner for Human Rights in the subject of the Russian Federation and local governments closer to the population.
Key words:
human rights; local self-government bodies; Commissioner for Human rights; assistant; public reception rooms
Список литературы
-
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ; с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // Российская газета. 1993, 25 декабря; 2020, 4 июля.
-
Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 04.08.2023 г.) // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822; 2023. № 32 (Часть I). Ст. 6181.
-
Федеральный закон от 18.03.2020 г. № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» (ред. от 10.07.2023 г.) // СЗ РФ. 2020. № 12. Ст. 1640; 2023. № 29. Ст. 5304.
-
Закон Белгородской области от 10.03.2009 г. № 262 «Об Уполномоченном по правам человека в Белгородской области» (ред. от 28.09.2022 г.) // https://docs.cntd.ru/document/469024633?ysclid=ltbpr9rzqo303969664 (дата обращения 11.12.2023 г.).
-
Распоряжение Губернатора Белгородской области от 15.06.2012 г. № 389-р «Об организации работы общественных приёмных Губернатора области в муниципальных районах и городских округах» // https://docs.cntd.ru/document/469026503?ysclid=ltbox4nylm739700425 (дата обращения 11.12.2023 г.).
-
Распоряжение Уполномоченного по правам человека в МО от 29.12.2022 г. № РУПЧ МО-181/2022 «Об утверждении Положения о помощниках Уполномоченного по правам человека в Московской области в муниципальных образованиях Московской области на общественных началах» // Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Московской области http://upch.mosreg.ru, 29.12.2022 г.
-
Мархгейм М.В. Муниципальные инвестиции в правозащитную деятельность // Инновационные и традиционные механизмы повышения эффективности муниципальной реформы: федеральные стандарты и региональный опыт: материалы научно-практической конференции, состоявшейся 29 апреля 2008 г. в г. Белгород / общ. ред. Т.А. Бочарова, А.Н. Нифанов. Белгород: Белгор. обл. типография, 2008. С. 62.
-
Новикова А.Е. Роль местного самоуправления в минимизации правозащитных рисков // Роль органов местного самоуправления в формировании солидарного общества: материалы междунар. науч.-практ. конф., Белгород, 5 июня 2012 г. / под общ. ред. В.Н. Потрясаева, Т.А. Бочаровой. Белгород, 2012. С. 260-268.
-
Новикова А.Е. Российский конституционализм: привнесенные риски // Проблемы конституционно-правового развития России. сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Дню Конституции Российской Федерации. Ростов-на-Дону, 2022. С. 205-209.
-
Шишов П.В. Роль местного самоуправления в формировании правозащитных механизмов: дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. С. 15.