Журнал «Вопросы государства и права»
Выпуск №2 (5) (2024)
УДК 347.12
DOI 10.24888/2949-3293-2024-2-5-60-67
ПОНЯТИЕ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ И РЕПУТАЦИОННОГО ВРЕДА: ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ
В данной статье уделено внимание проблемным аспектам определения критериев и правил при возмещении ущерба нанесённого деловой репутации физического или юридического лица в результате репутационного вреда. Авторы исследуют содержание и взаимосвязь понятий деловой репутации и репутационного вреда, приводят доктринальные позиции учёных по этому вопросу и их аргументы. Основной мыслью статьи является обоснование вывода о необходимости возмещения материального вреда с целью восстановления имущественного права для защиты деловой репутации в полном смысле слова. Целью статьи является выделение критериев, с помощью которых определяется размер имущественного ущерба деловой репутации лица вследствие нанесённого репутационного вреда. Актуальность статьи обосновывается увеличением возможностей в современном цифровом мире распространять недостоверную и порочащую деловую репутацию лица информацию, что, может, и наносит вполне реальный имущественный вред, выраженный в конкретной сумме, вплоть до банкротства. При исследовании поставленной проблемы автором были использованы общие и специальные правовые методы: формально-юридический, логический, системный, методы анализа и синтеза, обобщение полученной информации. Авторы приходят к выводу, что возмещение убытков вследствие нанесения репутационного вреда является важным и необходимым элементом в системе полноценного восстановления нарушенного права юридического или физического лица, так как его защита будет осуществляться и в сфере имущественного права, и в области неимущественного права. Возмещение убытков в реальных гражданских правоотношениях в сфере нанесения такого вреда деловой репутации поддаётся точному расчёту, который к тому же можно подтвердить юридическими документами и финансовыми (договора, балансы, расчёты и др.).
Ключевые слова
деловая репутация; репутационный вред; физическое лицо; юридическое лицо; имущественное право; личное неимущественное право; критерии определения вреда; ущерб; банкротство
THE CONCEPT OF BUSINESS REPUTATION AND REPUTATIONAL HARM: PROBLEMATIC ASPECTS
This article focuses on the problematic aspects of determining criteria and rules for compensation for damage caused to the business reputation of an individual or legal entity as a result of reputational damage. The author explores the content and interrelation of the concepts of business reputation and reputational harm, cites the doctrinal positions of scientists on this issue and their arguments. The main idea of the article is to substantiate the conclusion that it is necessary to compensate for material damage in order to restore property rights, to protect business reputation in the full sense of the word. The purpose of the article is to highlight the criteria by which the amount of property damage to a person's business reputation is determined as a result of the reputational damage caused. The relevance of the article is justified by the increase in opportunities in the modern digital world to disseminate unreliable and discrediting information about a person's business reputation, which can (and does) quite real property damage, expressed in a specific amount up to bankruptcy. In the study of the problem posed by the author, general and special legal methods were used: formal legal, logical, systematic, methods of analysis and synthesis, generalization of the information received. The authors conclude that compensation for losses caused as a result of reputational damage is an important and necessary element in the system of full restoration of the violated right of a legal or physical person, since its protection will be carried out both in the field of property law and in the field of non-property law. Compensation for losses in real civil law relations in the field of causing such damage to business reputation is amenable to accurate calculation, which can also be confirmed by legal and financial documents and financial (contracts, balance sheets, calculations, etc.).
Key words:
business reputation; reputational harm; individual; legal entity; property law; personal non-property law; criteria for determining harm; damage; bankruptcy
Список литературы
-
Боннер А. Л. Можно ли причинить моральный вред юридическому лицу? // Россисйкая юстиция. 1996. № 6. С. 43-52.
-
Борисова В. Б. Защита деловой репутации юридических лиц в арбитражном процессе // Эпомен. 2020. № 50. С. 92-97.
-
Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Кн. первая. М. 2001. 726 с.
-
Киракосян С. А. Репутационный вред юридического лица: особенности доказывания и судебная практика // Вестник арбитражной практики. 2017. № 2. С. 18- 24.
-
Кобзаренок Е. М. Некоторые проблемы правоприменительной практики при рассмотрении гражданских дел о защите деловой репутации // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2020. № 1 (132). С. 256-263.
-
Копьев В. В. Компенсация морального вреда чести и деловой репутации юридических лиц // Закон и право. 2004. № 4. С. 24-27.
-
Мойсиевич И. В. Основные направления совершенствования компенсации морального вреда при защите деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности // Электронный научный журнал. 2022. № 5 (32). С. 136-141.
-
Переверзев А. С. Нарушение право юридического лица на деловую репутацию путём распространения сведений // Вестник Ессетукского института управления, бизнеса и права. 2015. № 11. С. 76-79.
-
Селина А. А. Некоторые вопросы применения опровержения как способа защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан // Проблемы теории и практики современной науки. 2016. № 5. С. 156-161.
-
Шачинин А. В. Проблемы становления и перспективы развития института возмещения морального вреда: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М. 1995. 32 с.
-
Шокотько М. А. Репутационный вред юридического лица: особенности доказывания // Право и управление. 2022. № 10. С. 75-78.
-
Эрделевский А. М., Компенсация морального вреда: анализ и комментарий законодательства и судебной практики. М.: Вольтрес Клувер, 2004. 458 с.