Журнал «Вопросы государства и права»
Аннотации статей.
Алонцева Д.В., Бочаров И.Е., Калединкин А.В.. ПРОБЛЕМАТИКА В РАССМОТРЕНИИ МЕТОДОВ РЕАЛИЗАЦИИ СЕРВИТУТНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНОГО ХАРАКТЕРА
В статье дается характристика о неудовлетворительном уровне регулирования сервитутов в России, что влечет за собой сложности в применении правовых норм. Авторы отмечают, что изучение судебной практики свидетельствует о значительной роли, которую играют суды в развитии возрождающихся сервитутных прав. Этот анализ демонстрирует, что судебные инстанции играют важную роль в устранении недостатков, присущих действующему законодательству в ходе разбирательства споров. Фактически, именно суды заполняют пробелы в существующем законодательстве во время разрешения конфликтов. Этот процесс позволяет уточнить и расширить сферу действия сервитутных прав, что способствует их более эффективной реализации. По мнению авторов, анализ судебной практики приводит к выводу, что суды играют критическую роль в усовершенствовании правил, регулирующих возрождающиеся сервитутные права, обеспечивая их более точное применение и устраняя возможные неопределенности. Это способствует укреплению законности и защите интересов всех сторон, связанных с сервитутами.
The article provides a characterization of the unsatisfactory level of regulation of easements in Russia, which entails difficulties in applying legal norms. The authors note that the study of judicial practice indicates the significant role played by the courts in the development of reviving servitude rights. This analysis demonstrates that the judicial authorities play an important role in eliminating the shortcomings inherent in the current legislation in the course of dispute resolution. In fact, it is the courts that fill in the gaps in the existing legislation during conflict resolution. This process makes it possible to clarify and expand the scope of easement rights, which contributes to their more effective implementation. The authors conclude that the analysis of judicial practice leads to the conclusion that the courts play a critical role in improving the rules governing the resurgent easement rights, ensuring their more accurate application and eliminating possible uncertainties. This helps to strengthen the rule of law and protect the interests of all parties involved in easements.
Шатковская Т.В.. РОЛЬ КОДИФИКАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЕДИНСТВА ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XIX - НАЧ. XX ВВ
В статье раскрывается роль кодификации как технологии обеспечения единства правового пространства в Российской империи. В сложных государствах кодификация используется для единения и сплочения различных народов, проживающих в нём. Особое место в истории российской кодификации занимает XIX век. Для устранения затруднений, возникавших вследствие существенных несоответствий местных законов общеимперскому законодательству, применялись особые методы кодификации. Автор приходит к выводу о том, что с помощью кодификации сохраняется своеобразие российской государственности. Большую роль в этом сыграло уважительное отношение к праву на культурное самоопределение народов, ставшее одной из важных составляющих целостности Российского государства.
The article reveals the role of codification as a technology for ensuring the unity of the legal space in the Russian Empire. In complex states, codification is used to unite and unite the various peoples living in it. The 19th century occupies a special place in the history of Russian codification. To eliminate difficulties that arose because of significant inconsistencies between local laws and general imperial legislation, special codification methods were used. The author concludes that with the help of codification the originality of Russian statehood is preserved. A big role in this was played by respect for the right to cultural self-determination of peoples, which became one of the important components of the integrity of the Russian state
Лаврищева О.А.. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ
В статье рассматриваются правовые основы государственной политики в области социальной защиты инвалидов. Основная цель данной политики заключается в обеспечении равных прав и возможностей для лиц с ограниченными возможностями здоровья, что закреплено в международных и национальных правовых актах. Ключевыми элементами этой политики являются доступность инфраструктуры, транспортных услуг, образования и трудоустройства. На уровне законодательства важнейшими документами, регулирующими социальную защиту инвалидов, являются Конституция страны, законы о социальной защите и специальные программы по инклюзии. Внедрение этих норм способствует повышению качества жизни инвалидов, их социальной интеграции и защите от дискриминации. Эффективная реализация правовой базы требует не только нормативных актов, но и механизмов контроля за их исполнением, а также участия самих инвалидов в процессе принятия решений, касающихся их прав и интересов. В рамках реализации современных правовых норм можно выделить определённые особенности, присущие отечественной государственной социальной политике в отношении инвалидов: доступность физической и информационной среды; наличие расширенной системы компенсаций и льгот; доступ к реализации гражданских прав; наличие неправительственных организаций инвалидов; активное ипользование административных и судебных механизмов для реализации прав инвалидов; координация национальной политики в отношении лиц с инвалидностью; специальное антидискриминационное законодательство. В ходе исследования были использованы следующие частные и общие методы научного познания: метод системно-структурного анализа; метод классификации и обобщения.
The article examines the legal foundations of state policy in the field of social protection of persons with disabilities. The main purpose of this policy is to ensure equal rights and opportunities for persons with disabilities, which is enshrined in international and national legal acts. The key elements of this policy are accessibility of infrastructure, transport services, education and employment. At the legislative level, the most important documents regulating the social protection of persons with disabilities are the country's Constitution, laws on social protection and special inclusion programs. The implementation of these standards contributes to improving the quality of life of persons with disabilities, their social integration and protection from discrimination. Effective implementation of the legal framework requires not only regulations, but also mechanisms for monitoring their implementation, as well as the participation of persons with disabilities themselves in the decision-making process concerning their rights and interests. Within the framework of the implementation of modern legal norms, certain features inherent in the national state social policy towards persons with disabilities can be identified: accessibility of the physical and information environment; availability of an expanded system of compensation and benefits; access to the realization of civil rights; the presence of non-governmental organizations of persons with disabilities; active use of administrative and judicial mechanisms for the realization of the rights of persons with disabilities; coordination of national policy regarding persons with disabilities; special anti-discrimination legislation. The following particular and general methods of scientific cognition were used in the course of the study: the method of system-structural analysis; the method of classification and generalization.
Левченко А.Р., Бугель Николай Васильевич. ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ТРАКТОВАНИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ
Уровень правового регулирования и научно-практического обеспечения сферы понимания и трактования понятия «конфликт интересов» в правовых отношениях, связанных с государственной гражданской службой, является недостаточным, что негативно сказывается на понимании данного феномена и может вести к произвольной трактовке конфликтных ситуаций как со стороны лиц, занимающих публичные должности, так и специально уполномоченных органов по борьбе с коррупцией. В статье рассматриваются различные подходы и проблемы, связанные с доктринальным и юридическим определением «конфликт интересов». Путем анализа международного, зарубежного и российского законодательства выделяются несколько наиболее распространенных моделей трактования конфликта интересов, проведена их сравнительная характеристика. Утверждается, что в течение продолжительного времени российское законодательство оперировало смешанным подходом, включающим элементы, присущие множеству международных и зарубежных подходов, при определении концепции конфликта интересов. Проведенный анализ показал, что в российской доктрине уделяется внимание негативным последствиям личной заинтересованности для исполнения служебных обязанностей, признавая важность различения между личными интересами публичных должностных лиц и общественными интересами, что потенциально может нанести ущерб последним. Определены ключевые компоненты понятия конфликта интересов, которые существенно влияют на юридическую практику. Для улучшения трактовки в российском законодательстве рекомендуется использовать смешанную модель, определяя конфликт интересов как ситуацию, когда госслужащий, действуя или бездействуя, руководствуется личной заинтересованностью, способствуя получению неправомерной выгоды для себя или связанных лиц, что наносит ущерб интересам государства, общества или отдельных лиц.
The level of legal regulation and scientific and practical support for the sphere of understanding and interpretation of the concept of "conflict of interest" in legal relations related to the state civil service is insufficient, which negatively affects the understanding of this phenomenon and can lead to arbitrary interpretation of conflict situations both by persons holding public positions and specially authorized bodies for the fight against corruption. The article discusses various approaches and problems related to the doctrinal and legal definition of "conflict of interest". By analyzing international, foreign and Russian legislation, several of the most common models of conflict of interest interpretation are identified, and their comparative characteristics are carried out. It is argued that for a long time, Russian legislation has operated with a mixed approach, including elements inherent in a variety of international and foreign approaches, in defining the concept of conflict of interest. The analysis showed that the Russian doctrine pays attention to the negative consequences of personal interest for the performance of official duties, recognizing the importance of distinguishing between the personal interests of public officials and public interests, which can potentially harm the latter. The key components of the concept of conflict of interest, which significantly affect legal practice, are identified. To improve the interpretation in Russian legislation, it is recommended to use a mixed model, defining a conflict of interest as a situation when a civil servant, acting or not acting, is guided by personal interest, contributing to obtaining unlawful benefits for himself or related persons, which harms the interests of the state, society or individuals.
Гурова Д.В., Чернышева Ю.А.. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Статья посвящена проблемам защиты прав несовершеннолетних в законодательстве. Авторы подчеркивают уязвимость данной категории граждан и необходимость особой защиты со стороны государства. В работе анализируются ключевые аспекты действующего законодательства и выявляются недостатки в правоприменении, такие как отсутствие четких критериев для определения нуждаемости и недостаточная финансируемость социальных программ. Авторами отмечено, что до сих пор не разработаны и не закреплены целостные законодательные механизмы, обеспечивающие деятельность исполнительных институтов в сфере реализации и защиты прав детей; согласованность в их деятельности также отсутствует, и это, на фоне повышения значимости судебной власти в целом, приводит к негативным последствиям для системы реализации и защиты прав детей в судебном порядке. Вместе с тем в систему административного права всё в большей степени проникают судебные процедуры, что позволяет формировать стабильные и не зависящие от внешних факторов механизмы правовой защиты. Авторы указывают на необходимость улучшения законодательной базы, включая разработку новых законов и оптимизацию существующих норм. В результате исследования делается вывод о важности комплексного подхода к модернизации законодательства для обеспечения эффективной защиты прав несовершеннолетних, что позволит создать безопасные условия для их развития.
The article is devoted to the problems of protecting the rights of minors in legislation. The authors emphasize the vulnerability of this category of citizens and the need for special protection from the state. The paper analyzes key aspects of current legislation and identifies shortcomings in law enforcement, such as the lack of clear criteria for determining need and insufficient funding of social programs. The authors noted that holistic legislative mechanisms have not yet been developed and consolidated to ensure the activities of executive institutions in the field of the realization and protection of children's rights; there is also no consistency in their activities, and this, against the background of the increasing importance of the judiciary as a whole, leads to negative consequences for the system of realization and protection of children's rights in court. At the same time, judicial procedures are increasingly penetrating the system of administrative law, which makes it possible to form stable and independent mechanisms of legal protection from external factors. The authors point to the need to improve the legislative framework, including the development of new laws and the optimization of existing norms. As a result of the study, it is concluded that an integrated approach to the modernization of legislation is important to ensure effective protection of the rights of minors, which will create safe conditions for their development.
Купцов И.М., Мирончуковская В.В.. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЦ, УЧАСТВУЮЩИХ В СОВЕРШЕНИИ ПРОТИВОПРАВНЫХ ДЕЙСТВИЙ В СФЕРЕ ЦИФРОВОЙ И КИБЕРПРЕСТУПНОСТИ
Современное общество развивается с большой скоростью, и одним из факторов, активно на это влияющим, является технический прогресс. Еще недавно наличие сотового телефона или персонального компьютера считалось признаком богатства и роскоши. Существующие раннее ЭВМ могли выполнять по сравнению с нынешними простейшие функции, которые использовались либо для развлечения (компьютерных игр), либо в особо важных учреждениях страны. Государственные, коммерческие и иные организации вели свою работу с использованием печатных машин, ручек, калькуляторов, записных книжек, блокнотов, журналов и т. д. В рамках данной статьи нами будет проведен анализ характеристики лиц, участвующих в осуществлении противоправных действий в киберсреде и цифровой преступности. Авторы отмечают, что для осуществления противоправных действия и деяний в сфере цифровых технологий и киберпространства требуется определенный уровень теоретических навыков и практической подготовки. Тем самым определенный уровень квалификационных навыков и подготовки в рамках реализуемого процесса доступа к корпоративной информации выступает необходимой основной для качественного обращения с профильным компьютерным обеспечением.
Modern society is developing at a great speed, and one of the factors actively influencing it is technical progress. Until recently, the presence of a cell phone or a personal computer was considered a sign of wealth and luxury. Existing early computers could perform simpler functions compared to current ones, which were used either for entertainment (computer games) or in particularly important institutions of the country. Government, commercial and other organizations conducted their work using printing presses, pens, calculators, notebooks, notebooks, magazines, etc. within the framework of this article, we will conduct an analysis of the characteristics of persons involved in the implementation of illegal actions in the cyber environment and digital crime. The authors note that in order to carry out illegal actions and deeds in the field of digital technologies and cyberspace, a certain level of theoretical skills and practical training is required. Thus, a certain level of qualification skills and training within the framework of the ongoing process of access to corporate information is the necessary basis for high-quality handling of specialized computer software.
Новиков О.А., Кравченкова Е.В.. МАТЕРИАЛЬНЫЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПРЕЗУМПЦИИ НЕВИНОВНОСТИ
Вопросы обеспечения и защиты прав и свобод человека в последнее время приковывают к себе особое внимание, вызывают постоянный интерес правоведов, историков, философов, социологов, общественных и государственных деятелей. Безусловно, это объясняется высокой степенью важности глубокого и комплексного изучения аспектов, связанных с построением в Российской Федерации действительно правового государства, где верховенствует закон, где личность, ее права и свободы являются высшей ценностью государства, а их защита - наиболее приоритетным направлением государственной политики. Подобные цели и ориентиры вытекают из первых статей Конституции Российской Федерации. Презумпция невиновности является необходимым элементом правового государства, предполагающим, что лицо не может быть признано виновным в совершении преступления, пока его вина не будет доказана в установленном законе порядке, а любые сомнения должны трактоваться в пользу обвиняемого. Соблюдение этого основополагающего гуманистического принципа служит показателем надлежащего уровня законности в обществе и государстве, а его реализация позволяет гражданам чувствовать себя защищенными, повышает доверие к правоохранительным органам и, как следствие, авторитет государственной власти. Значимость рассматриваемого принципа подтверждается его закреплением на международном, конституционном и отраслевом уровнях правового регулирования. Такая регламентация свидетельствует о том, что презумпция невиновности заслуженно признается основным принципом уголовного процесса всеми правопорядками. Однако она порождает и определенные проблемы, в частности, вопрос об оптимальности отражения этого принципа в нормах уголовно-процессуального права, достаточности уголовно-процессуальных гарантий его реализации.
The issues of ensuring and protecting human rights and freedoms have recently attracted special attention, arousing the constant interest of jurists, historians, philosophers, sociologists, public and government figures. Of course, this is due to the high degree of importance of in-depth and comprehensive study of aspects related to building in the Russian Federation The Federation is indeed a state governed by the rule of law, where the law prevails, where the individual, his rights and freedoms are the highest value of the state, and their protection is the highest priority of state policy. Similar goals and guidelines follow from the first articles The Constitution of the Russian Federation. The presumption of innocence is a necessary element of the rule of law, assuming that a person cannot be found guilty of committing a crime until his guilt is proven in accordance with the procedure established by law, and any doubts should be interpreted in favor of the accused. Observance of this fundamental humanistic principle serves as an indicator of the appropriate level of legality in society and the state, and its implementation allows citizens to feel protected, increases trust in law enforcement agencies and, as a result, the authority of state power. The importance of the principle under consideration is confirmed by its consolidation at the international, constitutional and sectoral levels of legal regulation. Such regulation indicates that the presumption of innocence is deservedly recognized as the basic principle of the criminal process by all legal systems. However, it also raises certain problems, in particular, the question of the optimal reflection of this principle in the norms of criminal procedure law, the sufficiency of criminal procedural guarantees for its implementation.
Пряжников П.В., Алонцева Д.В.. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья посвящена рассмотрению механизма реализации и защиты прав личности в системе национальной безопасности. Авторы отмечают, что национальная безопасность РФ является составным элементом системы ее национальных интересов. Российская Федерация стремится постоянно улучшать правоохранительные меры для выявления, предотвращения, пресечения и раскрытия актов терроризма, экстремизма и других преступных действий, направленных против прав и свобод граждан, собственности, общественного порядка и безопасности, а также конституционного строя. Давая анализ Стратегии национальной безопасности Российской Федерации полагают, что введение понятия «народ» в Стратегию предположительно способствует его широкому использованию в научном и общественно-политическом дискурсе. Наряду с гражданами, народ в контексте демократии представляет собой активных участников в формировании и осуществлении политики, чьи взгляды могут отличаться от официальной позиции государства и его институтов. Это диалогическое взаимодействие способствует улучшению качества государственной политики, включая область обеспечения национальной безопасности. Авторы приходят к выводу, что необходимо разработать более строгие и эффективные правовые механизмы для реализации и защиты прав личности, включающие в себя юридические гарантии защиты прав и свобод человека,представляют собой разнообразные механизмы и институты, включая конституционный контроль и надзор, меры защиты и ответственности за нарушение прав личности, процессуальные формы осуществления контроля и надзора, средства предупреждения и профилактики нарушений прав.
The article is devoted to the consideration of the mechanism of realization and protection of personal rights in the national security system. The authors note that the national security of the Russian Federation is an integral element of the system of its national interests. The Russian Federation is constantly striving to improve law enforcement measures to identify, prevent, suppress and disclose acts of terrorism, extremism and other criminal acts directed against the rights and freedoms of citizens, property, public order and security, as well as the constitutional order. While analyzing the National Security Strategy of the Russian Federation, it is believed that the introduction of the concept of "people" into the Strategy presumably contributes to its widespread use in scientific and socio-political discourse. Along with citizens, the people, in the context of democracy, represent active participants in the formation and implementation of politics, whose views may differ from the official position of the State and its institutions. This dialogical interaction contributes to improving the quality of public policy, including the area of national security. The authors conclude that it is necessary to develop stricter and more effective legal mechanisms for the realization and protection of individual rights, including legal guarantees for the protection of human rights and freedoms, which represent various mechanisms and institutions, including constitutional control and supervision, measures of protection and responsibility for violation of individual rights, procedural forms of implementation control and supervision, means of prevention and prevention of violations of rights.