Журнал «Запад-Россия-Восток: Археология. История. Философия. Юриспруденция»
Выпуск №22 (№ 1-2) (2013)
ЭСХАТОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА (О ФИЛЬМЕ ЛАРСА ФОН ТРИЕРА «МЕЛАНХОЛИЯ»)
В статье с этико-философских позиций анализируется фильм Ларса фон Триера «Меланхолия». Автор приходит к выводу, что эсхатологизация культуры - верный признак ее выражения. Сама культура, как мир, не погибнет никогда. Мы обречены на «вечный мир»; такова странная неизбежность нашего существования. Но мир подвержен вырождению и деградации, и в таком мире жить хуже. Если нельзя исправить ситуацию в глобальном смысле, то в своем личном решении можно все-таки проявить духовную волю и остановить процесс распада, остановить приближение неизбежной гибели, хотя бы не поверив в нее как в свою окончательную судьбу.
Ключевые слова
эсхатология, медийная культура, массовое сознание, гедонизм, фильм-катастрофа, смерть Бога
ESCHATOLOGY AND CULTURE (ABOUT THE FILM BY LARS VON TRIER'S «MELANCHOLY»)
In the article with the ethico-philosophical positions are analyzed film by Lars von Trier's «Melancholia». The author comes to the conclusion that eschatology of culture - asure sign of its expression. The culture itself, as the world did not die ever. We are doomed to a «perpetual peace»; that is strange inevitability of our existence. But the world is prone to degradation and degradation, and in such a world to live worse. If you cannot correct the situation in the global sense, in their own solution, you can still show the spiritual will and to stop the process of disintegration, to stop the approaching doom, though not believing in it as in its final destiny.
Key words:
eschatology, media culture, mass consciousness, hedonism, disaster movie
Список литературы
-
Ницше Ф. Веселая наука // Сочинения: В 2 т. - Т. 1. - М.: Мысль, 1990. - С. 592-593.
-
Адорно Т. Негативная диалектика. - М.: Академический проект, 2011. - С. 475, 476.
-
Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М.: Прогресс, 1994. - С. 389.
-
Бенда Ж. Конец вечности. - СПб.: Русский миръ, 2012. - С. 150.