Журнал «Запад-Россия-Восток: Археология. История. Философия. Юриспруденция»
Выпуск №22 (№ 1-2) (2013)
И. КАНТ И ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА
В статье рассматривается отношение И.Канта к онтологическому доказательству бытия Бога. Анализ докритической работы Канта «Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога» показывает, что здесь Кант критикует традиционные версии онтологического доказательства, но вводит собственную, истинную версию, которая основана на понимании бытия как абсолютного полагания. В «Критике чистого разума» эта новая версия онтологического доказательства не отвергается, а уточняется. Теперь соответствующая система рассуждений ведет к выводу о наличии в сознании некоторой сферы безусловного бытия, которое уже невозможно назвать «Богом», но которая является условием данности любого предмета. Используя интерпретацию философии Канта, осуществленную Хайдеггером, указанную сферу безусловного бытия можно соотнести с трансцендентальной апперцепцией и признать ее формой непосредственного присутствия в сознании умопостигаемой реальности, которая оказывается постижимой с помощью особых («неклассических») форм рациональности.
Ключевые слова
онтологическое доказательство, философия И. Канта, проблема бытия
I. KANT AND THE ONTOLOGICAL PROOF THE EXISTENCE OF GOD
The article deals with Kant's attitude to the ontological proof of God's existence. Analysis of the pre-critical Kant's paper «The Only Possible Argument in Support of a Demonstration of the Existence of God» shows that here Kant criticizes the traditional version of the ontological argument but he introduces his own, the real version which is based on an understanding of being as an absolute positing. In the «Critique of Pure Reason» this new version of the ontological argument is not rejected, as specified. Now, the corresponding system of reasoning leads to the conclusion that some sphere of unconditional being is in a mind, it is impossible to name it «God» but it is a condition of any thing's givens. Using the Heidegger's interpretation of the philosophy of Kant indicated scope of unconditional being can be correlated with the transcendental apperception and can be understood as direct presence of intelligible reality in the consciousness, this reality is comprehensible by means of special («nonclassical») forms of rationality.
Key words:
ontological argument, I. Kant's philosophy, problem of being
Список литературы
-
Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч. в 4 т. - М.: Мысль, 1975-1983. - Т. 1. - С. 63-367. Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. - СПб.: Наука, 1995. - 656 с.
-
Евлампиев И.И. Становление европейской неклассической философии во второй половине XIX - начале ХХ века. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. - 229 с.
-
Кант И. Новое освещение первых принципов метафизического познания // Кант И. Соч.: В 6 т. - М.: Мысль, 1963-1966. - Т. 1. - С. 263-314.
-
Кант И. Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога // Кант И. Собр. соч.: В 6 т. - Т. 1. - С. 391-508.
-
Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Собр. соч.: В 6 т. - Т. 3. - С. 69-756.
-
Кант И. Критика практического разума // Кант И. Соч.: В 6 т. - Т. 4 (1). - С. 311-504.
-
Коцюба В. И. К вопросу об онтологическом доказательстве (С.Л. Франк - И. Кант) // Знание и парадигма в истории мировой философии: сб. статей. - М., 2001. - С. 397-412.
-
Николай Кузанский. Книги простеца // Николай Кузанский. Соч.: В 2 т. - Т. 1. - С. 359-460.
-
Николай Кузанский. О возможности-бытии // Николай Кузанский. Соч.: В 2 т. - М.: Мысль, 1979-1980. - Т. 2. - С. 135-181.
-
Николай Кузанский. Охота за мудростью // Николай Кузанский. Соч.: В 2 т. - Т. 2. - С. 343-416.
-
Протопопов И.А. Проблема существования Бога и вопрос о бытии в философии Канта. - СПб.: СПбГУАП, 2010. - 652 с.
-
Хайдеггер М. Тезис Канат о бытии // Хайдеггер М. Время и бытие. - М.: Республика, 1993. - С. 361-381.
-
Франк С.Л. К истории онтологического доказательства // Франк С.Л. Предмет знания. Душачеловека. - СПб., 1995.