Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №1 (9) (2018)
ОСВОЕНИЕ ЦЕННОСТНОГО СОДЕРЖАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ ШКОЛЬНИКАМИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД
Теоретически обосновывается технология обучения геометрии младших подростков, ориентированная на освоение ценностного содержания геометрических понятий. С позиций социокультурного подхода рассматривается фаза цикла освоения ценности - коммуникация: формирование понимания и способов действия с геометрическими понятиями. Выделяются этапы коммуникации, содержание которых определяется структурой деятельностной компоненты геометрических понятий, включающей как предметные действия, так и реальные познавательные и формальные операции. Приводится схема организации освоения ценностного содержания геометрических понятий в процессе коммуникации. Рассматривается содержание этапов развития пространственного и логического компонентов коммуникации на примере обучения геометрии младших подростков. Обосновывается экспериментально подтвержденная гипотеза: эффективность социокоммуникативных процессов в ситуации обучения геометрии младших подростков обусловлена целым рядом факторов, среди которых - реализация психодидактических закономерностей осознания, осмысления и обобщения содержания и процесса деятельности; поэтапное развитие целостной психической структуры «образ - представление - предпонятие - понятие - система понятий»; поэтапное развитие деятельностной компоненты геометрических понятий: предметные действия, реальные познавательные операции, формальные операции.
Ключевые слова
социокультурное содержание обучения математике; коммуникация; ценностное содержание геометрических понятий; плоскость содержания понятия; плоскость знаковой формы; целостные операции; Socio-cultural content of teaching mathematics; communication; value con
CONDITIONS OF FORMATION OF SCIENTIFIC CONCEPTS WHEN TEACHING MATHEMATICS AT SCHOOL: SOCIO-CULTURAL APPROACH
Theoretically substantiated technology teaching geometry of younger adolescents, focused on the development of the valuable maintenance of geometrical concepts. From the standpoint of sociocultural approach phase of the cycle is considered the value of development - communication: understanding the formation and ways of acting with geometric concepts. Are allocated communication steps, the content of which is determined by the structure of activity-related components of geometric concepts, including both substantive action and real cognitive and formal operations. The scheme of the organization develop the valuable maintenance of geometrical concepts in the communication process. We consider the content of the stages of development of spatial and logical components of the communication by the example of teaching geometry younger teenagers. Substantiates the experimental confirmation of the hypothesis: efficiency sociocommunicative processes in the learning situation geometry younger teenagers is caused by several factors, among them - the implementation of laws psychodidactic awareness, understanding and synthesis of content and process activities; phased development of a coherent mental structure "image - idea - preconcepts - concept - a system of concepts"; phased development of activity-related components of geometrical concepts: substantive action, real cognitive operations, formal operations.
Список литературы
-
Герасимова Е. Инвестиции в учителей всегда самые выгодные // Независимая газета. Режим доступа: http://www.ng.ru/education/2013-12-17/8_teachers.html.
-
Савицкая Н. Урок математики PISA // Независимая газета. Режим доступа: http://www.ng.ru/education/2014-01-21/8_pisa.html/
-
Асмолов А.Г. Оптика просвещения. М.: Просвещение, 2012. 447 с.
-
Любимов Л.Л. Общество без молчунов и коррупционеров // Учительская газета. 2011. № 24. С. 4-5.
-
Щедровицкий Г.П. Заметки к определению понятий «мышление» и «понимание» / Г.П. Щедровицкий. Режим доступа: http://www.fondgp.ru/gp/biblio/rus/67.
-
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2: Мышление и речь. М.: Педагогика, 1982.
-
Методика обучения геометрии: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А.Гусев, В.В.Орлов, В.А.Панчишина и др. // Под ред. В.А.Гусева. М.: «Академия», 2004.
-
Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. 264 с.
-
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4: Детская психология. М.: Педагогика, 1984.
-
Устиловская А.А. Психологические механизмы преодоления знаковой натурализации идеального содержания геометрических понятий: дисс.. канд. псих. наук. М., 2008. 160 с.
-
Щедровицкий Г. П. Избранные труды. М.: Шк.Культ.Полит., 1995. 800 с.
-
Кузовлев В.П. Основы геометрии: учебное пособие для 5-6 классов. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2011. 150 с.
-
1. Gerasimova, E. Investitsii v uchitelei vsegda samye vygodnye [Investing in teachers is always the most profitable]. Nezavisimaja gazeta [Independent newspaper]. Rezhim dostupa: http://www.ng.ru/education/2013-12-17/8_teachers.html.
-
2. Savitskaya N. Urok matematiki PISA [Lesson of mathematics PISA] Nezavisimaja gazeta [Independent newspaper]. Rezhim dostupa: http://www.ng.ru/education/2014-01-21/8_pisa.html/
-
3. Asmolov A.G. Optika prosveshcheniya [Optics education]. M.: Prosveshhenie, 2012. 447 s.
-
4. Lyubimov L.L. Obshchestvo bez molchunov i korruptsionerov [Society no silent types and corrupt]. Uchitel'skaja gazeta [Teacher's newspaper].2011.№ 24. S. 4-5.
-
5. Shchedrovitskii G.P. Zametki k opredeleniyu ponyatii «myshlenie» i «ponimanie» [Notes to the definition of the concepts of "thinking" and2. Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij: V 6 t. T. 2: Myshlenie i rech' [Collected Works: in 6 vol. Vol.2. Thought and Speech]. M.: Pedagogika, 1982.
-
6. Metodika obucheniya geometrii: uchebnoe posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij [Method of teaching geometry] / V.A.Gusev, V.V.Orlov, V.A.Panchishina i dr. Pod red. V.A.Guseva. M.: «Akademija», 2004.
-
7. Kholodnaya M.A. Psikhologiya intellekta. Paradoksy issledovaniya. [Psychology of intelligence. Paradoxes research]. SPb.: Piter, 2002. 264 s.
-
8. Vygotskii L.S. Sobranie sochinenii: V 6 t. T. 4: Detskaja psihologija [Collected Works: in 6 vol. Vol.4. Child psychology]. M.: Pedagogika, 1984.
-
9. Ustilovskaya A.A. Psikhologicheskie mekhanizmy preodoleniya znakovoi naturalizatsii ideal'nogo soderzhaniya geometricheskikh ponyatii [Psychological mechanisms of overcoming of sign naturalization of the ideal content of geometrical concepts]: diss..kand. psikh. nauk. M., 2008. 160 s.
-
10. Shchedrovitskii G. P. Izbrannye trudy [Selected works]. M.: Shk.Kul't.Polit., 1995. 800 s.
-
11. Kuzovlev V.P. Osnovy geometrii: uchebnoe posobie dlja 5-6 klassov [Basics of geometry]. Elec: EGU im. I.A. Bunina, 2011. 150 s.