Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №1 (9) (2018)
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ВУЗЕ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
В статье с точки зрения социологии рассмотрены позволяющие достигнуть сильных образовательных результатов методы обучения в современном российском вузе. Методы рассматриваются и как способ достижения образовательной цели, и как определённым образом упорядоченная деятельность. Представлены те методы, которые, по мнению авторов, помогают обучающимся достичь многоформатного и объёмного усвоения определённого содержания учебного процесса. Описаны методы, позволяющие организовывать познавательную деятельность, стимулирующие и мотивирующие учебную деятельность, методы контроля и самоконтроля за учебно-познавательной деятельностью. Выделены такие методы, которые позволяют получить обучающимся максимально возможный объём знаний, пониманий, умений с минимальными временными, физическими издержками, с высокой результативностью процесса обучения. Представлен метод разбора и анализа ситуаций, который основывается на выделении из практической деятельности типовых ситуаций с последующим их анализом. Описан метод проектирования: деятельность человека или организации по созданию проекта, то есть прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Представлен метод игрового обучения как формы учебного процесса в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение социального опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Описан метод имитационного моделирования - метод, позволяющий строить модели, описывающие процессы так, как они проходили бы в действительности. Описание методов осуществляется в фокусе большой производительности, плодотворности, оперативности, действенности обучения. На основании рассмотренного материала сделано умозаключение, что использование указанных методов позволяет выстраивать образовательный процесс в высшем учебном заведении, эффективно формируя профессиональные компетенции у обучающихся.
Ключевые слова
метод; обучение; анализ ситуаций; проектирование; игра; имитация; method; training; analysis of situations; design; game; imitation
EFFECTIVE METHODS OF TRAINING IN MODERN RUSSIAN HIGHER EDUCATION INSTITUTION (SOCIOLOGICAL ASPECT)
In article from the point of view of sociology the training methods allowing to achieve strong educational results in modern Russian higher education institution are considered. Methods are considered and as a way of achievement of the educational purpose and as definitely ordered activity. Those methods which, according to authors, help students to reach multiformat and volume assimilation of a certain content of educational process are presented. The methods allowing to organize cognitive activity, stimulating and motivating educational activity, control methods and self-checking behind educational cognitive activity are described. Such methods which allow to gain the student the greatest possible volume of knowledge, ponimaniye, abilities with the minimum temporary, physical expenses, with high effectiveness of process of training are allocated. The method of analysis and the analysis of situations which is based on allocation from practical activities of standard situations with the subsequent their analysis is presented. The design method is described: activity of the person or organization for creation of the project, that is prototype, prototype of an estimated or possible object, state. The method of game training as the form of educational process in conditional situations directed to reconstruction and assimilation of social experience in all its manifestations is presented: knowledge, skills, abilities, emotional and estimated activity. The method of imitating modeling - the method allowing to build the models describing processes as they would take place in fact is described. The description of methods is carried out in focus of big productivity, fruitfulness, efficiency, effectiveness of training. On the basis of the considered material conclusion is drawn that use of the specified methods allows to build educational process in a higher educational institution, effectively forming professional competences at students.
Список литературы
-
Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. М., 2004.
-
Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов (2). М., 2005.
-
Novikov A.M., Novikov D.A. (2004) Obrazovatel`ny`i` proekt: metodologiia obrazovatel`noi` deiatel`nosti [Educational project: methodology of educational activities] M., 2004.
-
Shchedrovitckii` G.P. (2005) Organizatcionno-deiatel`nostnaia igra. Sbornik tekstov [Dejatelnostnaja-organizational game. A collection of texts] M., 2005.