Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №1 (9) (2018)
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ
Вопрос создания мотивов учебной деятельности является ключевым в теории и методике обучения, поскольку мотивация выступает главной характеристикой субъекта мыслительной деятельности, основным источником его активности, предпосылкой изменения динамической напряженности мыслительного процесса. При этом имеется в виду, прежде всего, внутренняя мотивация, главным рычагом которой является познавательный интерес. Он обеспечивает избирательную направленность личности, обращенную в область познания, к ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями. В данной статье мы остановили свое внимание на методических аспектах формирования познавательного интереса у студентов-бакалавров педагогического образования в процессе обучения геометрии. Познавательный интерес выступает мощным побудителем активности субъекта, под влиянием которого мыслительная деятельность становится продуктивной. Формирование познавательного интереса рассматривается нами как процесс решения преподавателем задачи трансформации внешних предпосылок учения (содержание программ, учебников, стиль преподавания, методическая поддержка учебного процесса) во внутреннее побуждение, вызывающее активность личности учащегося и определяющее ее направленность на изучение свойств геометрических объектов и овладение продуктивными способами познания. В организации учебной деятельности необходим перевод поставленных преподавателем целей в побуждения развивающейся личности, в ее внутренние устремления - мотивы. Только тогда объективно значимая цель учения становится личностно значимой, субъективно принятой студентом. Формирование потребности в овладении геометрическими знаниями и на ее основе познавательного мотива обеспечивается совокупностью методических приемов. К таким приемам мы относим историчность обучения, прикладную направленность обучения, принцип проблемности.
Ключевые слова
мыслительная деятельность в области геометрии; мотивация; познавательный интерес; культурно-исторический дискурс; прикладная направленность обучения; принцип проблемности в обучении; intellectual activity in the field of geometry; motivation; cognitive int
DEVELOPMENT OF STUDENTS COGNITIVE INTEREST-BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN LEARNING GEOMETRY
The issue of establishing the motives of educational activity is the key to the theory and methodology of training, because motivation is the main characteristic of the subject of mental activity, a major source of its activity, the background of changes in the dynamic tension of the thought process. While this refers primarily intrinsic motivation, the main lever of which is cognitive interest. It provides selective orientation of a person facing in the area of knowledge, its subject side and toward the process of learning. In this article, we focused its attention on the methodological aspects of formation of cognitive interest in students of bachelors of pedagogical education in the process of learning geometry. Cognitive interest is a powerful driving force of the activity of the subject under which mental activity becomes productive. The formation of cognitive interest is considered as the process of solving the teacher problem of transformation of the external prerequisites of the doctrine (the content of curricula, textbooks, teaching style, methodical support of educational process) to the inside of the motive activity of students and determines its focus on the study of properties of geometric objects and mastery of productive ways of knowing. In the educational activities of the translation set teacher goals in motivation of a developing personality, her inner aspirations - reasons. Only then objectively important goal of teaching becomes meaningful and personal, subjectively adopted by the student. The formation of the need in acquiring geometrical knowledge and on its basis the cognitive motive is provided by a collection of techniques. Psychological mechanism of the effect of these methods is the experience of the inner contradictions between knowledge and ignorance, stimulate cognitive activity. To such methods we refer the historicity of training, applied orientation of training, the principle is highly problematic.
Список литературы
-
Методика обучения геометрии: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений // Под ред. В.А. Гусева. М.: «Академия», 2004.
-
Подаева Н.Г. Социокультурная концепция математического образования. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2012.
-
Шарыгин И.Ф. Нужна ли в школе XXI века геометрия? // Математика в школе. 2004. №4. С.72-79.
-
Metodika obucheniya geometrii: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenii. (2004) [Methods of teaching geometry] Pod red. Guseva V.A. Moscow: «Akademiya», 2004.
-
Podaeva N.G. (2012) Sotsiokul'turnaya kontseptsiya matematicheskogo obrazovaniya [The socio-cultural concept of mathematical education] Elets: EGU im. I.A. Bunina, 2012.
-
Sharygin I.F. (2004) Nuzhna li v shkole XXI veka geometriya? [Whether the school of the XXI century geometry?] Matematika v shkole. №4. pp.72-79.