Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №2 (10) (2018)
ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПРОЯВЛЕНИЯ СИНЕРГИИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ[2]
В статье выявляется потенциал математического образования в формировании профессиональных компетенций и в личностном интеллектуальном развитии будущего юриста на основе синергетического подхода. По мнению авторов, раскрытие студентам в процессе обучения более широкого спектра возможностей математических наук в решении профессиональных задач с выявлением закономерностей и побочных эффектов самоорганизации представляется весьма актуальной. Важная роль в решении поставленных задач отводится активным методам обучения, которые в последние годы приобретают новый импульс в рамках современной образовательной парадигмы. В основной части работы раскрывается сущность и характеристики профессионального эффекта, представлен инструмент технологизации данного эффекта посредством интеграции активных методов обучения (деловой игры, кейс-метода и дискуссии). Решение актуальной профессиональной проблемы, состоящей в недопущении разработки дакто-дерматоглифической системы в целях определения склонности к убийству и, соответственно, для применения мер раннего превентивного воздействия, а также других правовых проблем средствами математики дает значимый профессиональный синергетический эффект. Предложенный авторами психодидактический инструментарий диагностики профессионального эффекта позволил зафиксировать значимый рост уровня креативности, профессионального мышления, а также профессиональной мотивации у студентов экспериментальной группы. Теоретически обосновано и экспериментально подтверждено, что применение активных методов в обучении математике способствует актуализации и проявлению профессионального эффекта, поскольку математика воспринимается студентами как элемент их профессиональной подготовки, как средство решения профессиональных задач. Полученные результаты открывают возможность для дальнейшего выявления и исследования других синергетических эффектов у будущих юристов с целью дальнейшего повышения уровня профессионализма посредством совершенствования профессиональных компетенций в области юриспруденции с применением математических методов.
Ключевые слова
синергетический подход; обучение математике; активные методы; профессиональный эффект; synergetic approach; teaching mathematics; active methods; professional effect
BUSINESS ROLE-PLAYING GAME AS A MEANS OF MANIFESTING SYNERGY IN TEACHING MATHEMATICS TO LAW STUDENTS
The article makes known the potential of mathematical education in the formation of professional competencies and in the personal intellectual development of a future lawyer on the basis of a synergetic approach. Is, the disclosure in the learning process to the students of a wider range of mathematical skills in solving professional problems with the identification of regularities and side-effects of self-organization seems very up to date. An important role in solving the objectives is given to active methods of teaching, which in recent years have acquired a fresh impetus in the context of the modern educational paradigm. In the main part of the paper, the essence and specification of the professional effect are described. The tool of technological development of the given effect is represented by integration of active methods of training (business game, case-method and discussion). The solution of the actual professional problem, which consists in preventing the development of a fingerprint system in order to determine the propensity to violence and, to apply early preventative measures, as well as other legal problems, with the tools of mathematics, gives a significant professional synergistic effect. The psychodiagnostic toolkit for diagnosing the professional effect proposed by the authors made it possible to record a significant increase in the level of creativity, professional thinking, and professional motivation among the students of the experimental group. It is theoretically grounded and experimentally confirmed that the use of active methods in teaching mathematics contributes to actualization and the manifestation of a professional effect, because mathematics is perceived by students as an element of their professional training, as a means of solving professional problems. The obtained results offer the possibility for further detection and investigation of other synergistic effects of future lawyers with a view to further improving of professionalism through the professional development in the field of jurisprudence using mathematical methods.
Список литературы
-
1. Аршинов В.И. (1999) Синергетика как феномен постнеклассической науки. M.: ИФ РАН. 203 с.
-
2. Гальперин П.Я. (1999) Введение в психологию. M.: Книжный дом «Университет». 332 с.
-
3. Голик Ю.В. (2006) Синергетика и преступность // Российский криминологический взгляд. № 3. С. 73-79.
-
4. Дворяткина С.Н., Лопухин А.М. (2016) Этапы становлении синергии математического образования в контексте мирового и отечественного опыта // Continuum. Математика. Информатика. Образование. № 2 (2). С. 64-69.
-
5. Зимняя И.А. (2014) Компетенция и компетентность в образовании // Эйдос.№4.С. 7.
-
6. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. (2001) Синергетика и прогнозы будущего. M.: Эдиториал УРСС. 288 с.
-
7. Лунеев В.В. (2007) Юридическая статистика. M.: Юрист. 394 с.
-
8. Лопухин А.М., Орлов С.Ю. (2016) К вопросу о целесообразности применения математических методов в юридических науках в контексте синергетического подхода // Вопросы Российского и международного права. №9. С. 63-74. Синергетика,
-
9. Малинецкий Г.Г. (2013) Синергетика, междисциплинарность и постнеклассическая наука XXI века // Препринты ИПМ им. И.В Келдыша. № 51. С. 1-36.
-
10. Пригожин И., Николис Г. (2008) Познание сложного. Введение. М.: URSS. 342 с.
-
11. Смирнов Е.И. (2017) Синергия исследования «проблемной зоны» базового учебного элемента содержании математического образования // Ярославский педагогический вестник. №5. С. 82-90.
-
12. Талызина Н.Ф. (1998) Педагогическая психология. Учебное пособие. M.: Издательский центр. «Академия». 288 с.
-
13. Хуторской А.В. (2013) Компетентностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. М.: Издательство «Эйдос». 73 с.
-
14. Dvoryatkina S., Smirnov E., Lopukhin A. (2017) New opportunities of computer assessment of knowledge based on fractal modeling. Proceedings of the 3rd international conference on higher education advances, HEAd/17. Valensia, Universitat Politecnica de Valencia, pp. 854-864.
-
15. Haken H. (1996) Principes of Brain Functioning. A Cynergetic Approuch to Brain Activity, Behavior and Cognition. Berlin: Springer.
-
16. Knyazeva H. (1999) The synergetic principles of nonlinear thinking. The Journal of New Paradigm Research.V. 54.
-
17. Kriz J. (2001) Self-Organization of Cognitive and Interactional Processes. Published in: Matthies, M., Malchow, H. & Kriz, J (Eds): Integrative Systems Approaches to Natural and Social Dynamics. Heidelberg /New York: Springer, pp. 517-537.
-
18. Sanders M. (2011) Embracing Critical Thinking as a Model for Professional Development. Inquiry: Critical Thinking Across the Disciplines. Vol. 26, pp. 29-37-108.
-
19. Sekovanov, V., Ivkov V., Piguzov, A., Fateev, A. (2016) Exegution of Mathematics and Information multistep task "BUILDING A FRACTAL SET WITH L-SYSTEMS AND INFORMATION TECHNOLOGIES" as a means of creativity of students. Selected Papers of the XI International scientific-practical conference «Modern information technologies and IT-education» (SITITO 2016), pp. 204-211.
-
20. Smirnov E.I. (2017) Synergy of Researching «a Problem Zone» of a Basic Educational Element of Mathematical Education Content. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. V. 5, pp. 82-89.
-
1. Arshinov V. I. (1999) Sinergetika kak fenomen postneclassicheskoi` nauki [Synergy as a phenomenon of post-non-classic science] M.: IF RAN, 1999. 203 p.
-
2. Gal`perin P. Ia. (1999) Vvedenie v psihologiiu [Introduction to psychology] M.: Knizhny`i` dom «Universitet», 1999. 332 p.
-
3. Golik Iu.V. (2006) Sinergetika i prestupnost` [Synergetics and crime] The Russian criminological view. №3, pp. 73-79.
-
4. Dvoriatkina S.N., Lopuhin A.M. (2016) E`tapy` stanovlenii sinergii matematicheskogo obrazovaniia v kontekste mirovogo i otechestvennogo opy`ta [Stages of formation of the synergy of mathematical education in the context of global and domestic experience] Continuum. Mathematics. Informatics. Education. №2, pp. 64-69.
-
5. Zimniaia I.A. (2014) Kompetentciia i kompetentnost` v obrazovanii [Competence and competence education] Eidos. №4, pp. 7.
-
6. Kapitca S.P., Kurdiumov S.P., Malinetckii` G.G. (2001) Sinergetika i prognozy` budushchego [Synergetics and forecasts of the future] M.: Edithorial URSS, 2001. 288 p.
-
7. Luneev V. V. (2007) Iuridicheskaia statistika [Legal statistics] M.:Iurist, 2007. 394 p.
-
8. Lopuhin A.M., Orlov S.Iu. (2016) K voprosu o tcelesoobraznosti primeneniia matematicheskikh metodov v iuridicheskikh naukakh v kontekste sinergeticheskogo podhoda [To the question of whether to apply mathematical methods in human sciences in the legal context of the synergistic approach] Russian and international law issues. №9, pp. 63-74.
-
9. Malinetckii` G.G. (2013) Sinergetika, mezhdistciplinarnost` i postneclassicheskaia nauka XXI veka [Synergetics, interdisciplinary and postneklassicheskaja science of XXI century] Preprints of IPM to them. I. Keldysh. №51, pp. 1-36.
-
10. Prigozhin I., Nikolis G.(2008) Poznanie slozhnogo. Vvedenie [Knowledge of the complex. Introduction] M.: URSS, 2008. 342 p.
-
11. Smirnov E.I. (2017) Sinergiia issledovaniia «problemnoi` zony`» bazovogo uchebnogo e`lementa soderzhanii matematicheskogo obrazovaniia [Synergy study "problem zones" basic training element containing-Research Institute for mathematics education] Yaroslavsky pedagogical bulletin. №5, pp. 82-90.
-
12. Taly`zina N. F. (1998) Pedagogicheskaia psihologiia. Uchebnoe posobie [Pedagogical Psychology. Tutorial] M.: Publishing Center. «Academy», pp. 288.
-
13. Hutorskoi` A.V. (2013) Kompetentnostny`i` podhod v obuchenii: Nauchno-metodicheskoe posobie [Competence approach in teaching: scientific-methodical allowance] M.: Publishing House «Eidos», 2013. 73 p.
-
14. Dvoryatkina S., Smirnov E., Lopukhin A. (2017) New opportunities of computer assessment of knowledge based on fractal modeling. Proceedings of the 3rd international conference on higher education advances, HEAd/17. Valensia, Universitat Politecnica de Valencia, pp. 854-864.
-
15. Haken H. (1996) Principes of Brain Functioning. A Cynergetic Approuch to Brain Activity, Behavior and Cognition. Berlin: Springer.
-
16. Knyazeva H. The synergetic principles of nonlinear thinking. The Journal of New Paradigm Research. 1999.V. 54.
-
17. Kriz J. (2001) Self-Organization of Cognitive and Interactional Processes. Published in: Matthies, M., Malchow, H. & Kriz, J (Eds): Integrative Systems Approaches to Natural and Social Dynamics. Heidelberg /New York: Springer, pp. 517-537.
-
18. Sanders M. (2011) Embracing Critical Thinking as a Model for Professional Development. Inquiry: Critical Thinking Across the Disciplines. Vol. 26, pp. 29-37-108.
-
19. Sekovanov, V., Ivkov V., Piguzov, A., Fateev, A. (2016) Exegution of Mathematics and Information multistep task "BUILDING A FRACTAL SET WITH L-SYSTEMS AND INFORMATION TECHNOLOGIES" as a means of creativity of students. Selected Papers of the XI International scientific-practical conference «Modern information technologies and IT-education» (SITITO 2016), pp. 204-211.
-
20. Smirnov E.I. (2017) Synergy of Researching «a Problem Zone» of a Basic Educational Element of Mathematical Education Content. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. V. 5, pp. 82-89.