Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №2 (10) (2018)
ПАРАБОЛА КАК СРЕДСТВО ДЕМОНСТРАЦИИ ЕДИНСТВА ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ (ИЗ ОПЫТА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ)
В статье раскрываются вопросы организации деятельности обучающихся на основе использования разнообразного материала, касающегося квадратичной функции и её графика. Предложены материалы для работы с обучающимися, находящимися на различных уровнях восприятия и усвоения математического материала: на базовом и профильном уровнях. Задачи статьи демонстрируют межпредметные связи математики с другими науками, ярко выражают возможности практического применения изучаемой тематики. В работу также привнесены аспекты математического моделирования в интерактивной среде GeoGebra (при реализации чертежей олимпиадной задачи) и демонстрации справедливости математических отношений. Организация проектной работы обучающихся на основе материалов статьи реализует возможности их деятельности на творческом уровне.
Ключевые слова
парабола; уравнение; практическая задача; модель; чертёж; проектная деятельность; parabola; equation; practical problem; model; drawing; project activity
PARABOLA AS MEANS OF DEMONSTRATION OF UNITY OF THE THEORY AND PRACTICE (FROM EXPERIENCE OF KRUZHKOVY WORK)
This article reveals the questions of organizing the activity of students on the basis of using a variety of material relating to the quadratic function and its graph. Materials for work with students who are at different levels of perception and assimilation of mathematical material are offered at the basic and profile level. The tasks of the article demonstrate the inter-disciplinary connection of mathematics with other sciences, and also express clearly the possi-bilities of practical application of the studied subjects. The work also introduces aspects of mathematical modeling in GeoGebra interactive environment when implementing drawings of the Olympiad task and demonstrating the validity of mathematical relations. Possibilities of or-ganizing the project work of students on the basis of the materials of the article realize the or-ganization of activity at the creative level.
Список литературы
-
1. Жаров В.К., Матвеев О.А. (2008) Математика. Лекции по аналитической геометрии на плоскости и в пространстве. Выпуск 1. М.: Янус-К. 112 с.
-
2. Казаков Н.А., Артамонова Е.И. (2016) Роль мотивации учителя в учебной деятельности / Студенты - будущие педагоги об актуальных проблемах теории и практики образования: Сборник статей. С. 15-17.
-
3. Казаков Н.А., Кузнецова Т.И. (2018) Из истории терминов «модель» и «моделирование». Часть 3. Чертежи - модели задач / Проблемы учебного процесса в инновационных школах: Сб. науч. тр. / Под ред. О.В. Кузьмина. Иркутск: Изд-во ИГУ. Вып. 21. С. 54-58.
-
4. Кузнецова Т.И. (2011) Модель выпускника подготовительного факультета в пространстве предвузовского математического образования. 2-е изд. М.: ЛЕНАНД. 480 с. (Серия «Психология, педагогика, технология обучения».)
-
5. Саранцев Г.И. Методика обучения математике: методология и теория. [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/583820/ (дата обращения: 15.04.2017)
-
6. Страница сети Интернет математического пакета GeoGebra [Электронный ресурс]. URL: https://www.geogebra.org/ (дата обращения: 16.12.2017)
-
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки РФ. 3-е изд. М.: Просвещение, 2014. 48 с.
-
1. Zharov V.K., Matveyev O.A. (2008) Matematika. Lektsii po analiticheskoy geo-metrii na plos-kosti i v prostranstve. Vypusk 1. [Lectures on analytical geometry on the plane and in space. Issue 1] M.: Yanus-K. 112 p.
-
2. Kazakov N.A., Artamonova Ye.I. (2016) Rol' motivatsii uchitelya v uchebnoy deyatel'nosti [The role of teacher motivation in learning activities]. Studenty - budushchiye pedagogi ob aktual'nykh problemakh teorii i praktiki obrazovaniya: Sbornik statey. P. 15-17.
-
3. Kazakov N.A., Kuznetsova T.I. (2018) Iz istorii terminov «model'» i «modelirova-niye». Chast' 3. Chertezhi - modeli zadach [From the history of terms "model" and "modeling." Part 3. Drawings - task models] Problemy uchebnogo protsessa v innovatsion-nykh shkolakh: Sb. nauch. tr. / Pod red. O.V. Kuz'mina. Irkutsk: Izd-vo IGU. Vyp. 21. P. 54-58.
-
4. Kuznetsova T.I. (2011) Model' vypusknika podgotovitel'nogo fakul'teta v pro-stranstve predvuzovskogo matematicheskogo obrazovaniya. 2-ye izd. [From the history of terms "model" and "modeling." Part 3. Drawings - task models] M.: LENAND, 2011. 480 p. (Seriya «Psikhologiya, pedagogika, tekhnologiya obucheniya».)
-
5. Sarantsev G.I. (2017) Metodika obucheniya matematike: metodologiya i teoriya. [Elek-tronnyy resurs] [Methodology for teaching mathematics: methodology and theory]. URL: http://www.twirpx.com/file/583820/ (data obrashcheniya: 15.04.2017)
-
6. Stranitsa seti Internet matematicheskogo paketa GeoGebra (2017) [Elektronnyy resurs] [The Internet page of the GeoGebra math package]. URL: https://www.geogebra.org/ (data obrashcheniya: 16.12.2017)
-
7. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya (2014) [Federal state educational standard of basic general education] M-vo obrazovaniya i nauki RF. 3-ye izd. M.: Prosveshcheniye. 48 p.