Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №2 (10) (2018)
К ВОПРОСУ О ЛИЧНОСТНОМ ПОДХОДЕ В ПРАКТИКЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
В статье с точки зрения социологии рассмотрена практика российского университетского образования. Актуализирована необходимость внедрения технологий личностного под¬хода в практику вузовской деятельности для организации механизма развития инновационного процесса. Описан специальный механизм развития инновационного процесса в университете. Продемонстрирован обобщённый опыт одного из ведущих университетов РФ - МГУ им. М.В. Ломоносова - в сфере обеспечения эффективного вхождения преподавательского коллектива вуза в сферу личностной парадигмы. Показана связь образовательных технологий в рамках личностного подхода и ад¬министративной управленческой деятельности, адек¬ватной личностной модели образовательной системы. Дан пример модели управления в МГУ им. М.В. Ломоносова. Показана значимость личностного опыта, который входит в структуру содержания образования в форме интерактивного диалога. В рамках умозаключения обозначено, что образовательная структура, реализующая личностный подход, соответствует природе университетского образо¬вания. Установлено, что рамках личностного подхода университет воспринимается как саморазвивающийся организм, в котором ориентация руководства на компетентность, личные дости¬жения, творчество и от-ветственность вытесняет традиционные моде¬ли управления, основанные на власти, нормативных документах, ста¬тусе и контроле. Отмечено, что данная образовательная структура способствует формированию важного регулятора управления, каковым являются представления педагогов и научных работников о качествах выпускника университета. Рассмотрены компетенции, наличие которых обеспечивает подготовленность специалистов в различных видах профессиональной деятельности. Выделено, что компетенции должны развиваться у студентов как в учебном процессе, так и в образовательной среде университета. Отмечена востребованность в современной России в активных, самостоятельных людях, что определяет приоритет личностно-ориентированного образования среди различных образовательных концепций.
Ключевые слова
личностный подход; университет; инновационный процесс; образование; управление; personal approach; university; innovative process; education; management
TO THE QUESTION OF PERSONAL APPROACH IN PRACTICE OF UNIVERSITY EDUCATION (SOCIOLOGICAL ASPECT)
In article from the point of view of sociology practice of the Russian university education is considered. Need of introduction of technologies of personal approach in practice of high school activity for the organization of the development mechanism of innovative process is staticized. The special development mechanism of innovative process at the university is described. The generalized experiment of one of leading universities of the Russian Federation - Lomonosov Moscow State University - in the sphere of ensuring effective occurrence of teaching staff of higher education institution to the sphere of a personal paradigm is shown. Communication of educational technologies within personal approach and administrative administrative activity, adequate personal model of educational system is shown. The example of model of management in Lomonosov Moscow State University is given. The importance of personal experience which enters structure of maintenance of education in the form of interactive dialogue is shown. Within conclusion it is designated that the educational structure realizing personal approach corresponds to the nature of university education. It is established that a framework of personal approach the university is perceived as a spontaneous organism in which orientation of the management to competence, personal achievements, creativity and responsibility forces out the traditional models of management based on the power, normative documents, the status and control. It is noted that this educational structure promotes formation of the important regulator of management which ideas of teachers and scientists of qualities of the graduate of the university are. Competences which existence provides readiness of experts in different types of professional activity are considered. It is allocated that competences have to develop at students both in educational process, and in the educational environment of the university. The demand in modern Russia in active, independent people is noted that defines a priority of the personal focused education among various educational concepts.
Список литературы
-
1. Воронин А.А., Зуев В.М. (2002) Основы прогнозной оценки потребности региона в специалистах по инновационным направлениям. М.
-
2. Кларин В.М. (1994) Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.
-
3. Каган Л.Н. (1980) Социальная среда и воспитание // В кн.: Учебно-воспитательный коллектив и его среда. Свердловск.
-
4. Лобанов Ю.И. (1995) Универсалии образования // Современная гимназия и универсальное образование. М.
-
5. Майбуров И.А. (2002) Мировые тенденции развития высшей школы. Екатеринбург.
-
6. Привалова Н.Ф. (1997) Диагностика качества преподавания (Общетеоретические аспекты): Дисс…канд. филос. наук. М.
-
1. Voronin A.A., Zuev V.M. (2002) Osnovy` prognoznoi` ocenki potrebnosti regiona v spetcialistakh po innovatcionny`m napravleniiam [Framework of prognostic evaluation of the needs of the region in the areas of innovation specialists] M., 2002.
-
2. Clarin V.M. (1994) Innovatcionny`e modeli obucheniia v zarubezhny`kh pedagogicheskikh poiskakh [Innovative learning models in foreign teaching search] M. , 1994.
-
3. Kagan L.N. (1980) Sotcial`naia sreda i vospitanie [Social and education Wednesday] V kn.: Uchebno-vospitatel`ny`i` kollektiv i ego sreda. Sverdlovsk.
-
4. Lobanov Iu.I. (1995) Universalii obrazovaniia [Universal education] Sovremennaia gimnaziia i universal`noe obrazovanie.
-
5. Mai`burov I.A. (2002) Mirovy`e tendentcii razvitiia vy`sshei` shkoly` [World trends in development of higher school] Ekaterinburg, 2002.
-
6. Privalova N.F. (1997) Diagnostika kachestva prepodavaniia: (Obshcheteoreticheskie aspekty`): Diss…kand. filos. nauk [Diagnosis of the quality of teaching: (Theoretical aspects): Diss ... Cand. philos. Sciences] М., 1997.