Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №3 (11) (2018)
Математическое описание многоальтернативной модели дуального обучения при управлении подготовкой кадров по высокотехнологичным профессиям
Рассматривается проблема управления подготовкой кадров по высокотехнологичным профессиям с использованием многоальтернативной модели дуального обучения. Дано представление в виде нумерационных множеств основных компонентов образовательных и профессиональных стандартов и форм реализации дуального обучения. Показано, что математическое описание многоальтернативных характеристик проявляется при решении ряда оптимизационных задач: редуционной, балансовой и ресурсной. Для каждой задачи введены альтернативные переменные, критерии оптимизации и ограничения. В результате сформированы оптимизационные модели, относящиеся к типовым задачам булевого программирования: о минимальном покрытии, о ранце, о назначениях. Совокупность решений перечисленных задач позволяет разработать образовательную программу дуального обучения, сбалансированную по плановой трудоемкости, кадровым и материально-техническим ресурсам образовательной организации и работодателей.
Ключевые слова
дуальное обучение; управление подготовкой кадров; многоальтернативная оптимизационная модель; нумерационное множество; dual training; management of personnel training; multialternative optimization model; numerical set
Mathematical description of the multialternative model of dual education in management of personnel training in high-tech professions
The problem of management of personnel training in high-tech professions with the use of the multi-alternative dual education model is considered. The representation in the form of numerical sets of the main components of educational and professional standards and forms of dual training realization is provided. The mathematical description of multialternative characteristics appears when solving a number of optimization problems: reduction, balance and resource. Alternative variables, optimization criteria and constraints are introduced for each task. As a result, optimization models related to the typical problems of Boolean programming are developed: about the minimum coverage, the knapsack, and the assignments. The set of solutions to these problems allows developing an educational program of dual training which is balanced in terms of planned labor input, personnel, material and technical resources of an educational organization and employers.
Список литературы
-
Борзова А.С. Концептуальные основы модель-ориентированного подхода к прогнозированию и оптимизации системы подготовки транспорта / А.С.Борзова // Экономика и менеджмент систем управления, №2.1(24). 2017. С.188-194.
-
Ершов Ю.П. Теория нумераций. М.: Наука. 1977. 416 с.
-
Львович Я.Е. Многоальтернативная оптимизация: теория и приложения / Я.Е.Львович. Воронеж: Издательский дом «Кварта», 2006. 426 с.
-
Львович Я.Е. Принятие решений в экспертно-виртуальной среде: монография / Я.Е.Львович, И.Я.Львович. Воронеж: ИПЦ «Научная книга». 2010. 140 с.