Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №3 (11) (2018)
Процессуальный компонент технологии дифференцированного компетентностно-ориентированного обучения студентов математике
На основе сравнения потенциала содержания математических дисциплин и результатов диагностики студентов-первокурсников делается вывод о том, что дифференцированный подход при обучении математике является необходимым условием успешной реализации ФГОС ВО. В статье представлена характеристика семинарских занятий, как основного элемента процессуального компонента технологии дифференцированного компетентностно-ориентированного обучения, обеспечивающих ее реализацию. На основе соотнесения образовательных целей семинарских занятий, индивидуальных особенностей студентов, значимых для их достижения, и формируемых у студентов способностей раскрывается специфика четырех возможных видов семинарских занятий. Преобладающей формой проведения семинарских занятий, основная цель которых состоит в открытии студентами новых элементов содержания, приобретении опыта самостоятельной исследовательской деятельности, овладениями элементами содержания на уровне достаточном для построения и исследования соответствующих математических моделей является групповая. Основаниями для формирование микрогрупп студентов являются такие индивидуальные особенности, как вид мышления, сформированность приемов мыслительной деятельности, качеств мышления, уровень усвоения изученного ранее учебного содержания. Пять видов консультаций, проводимых со студентами, - это второй элемент процессуального компонента технологии дифференцированного компетентностно-ориентированного обучения. Вводные и коррекционные консультации проводятся с целью повышения уровня усвоения студентами элементов содержания школьного курса математики, являющихся опорными при изучении математических дисциплин в вузе. Целью модульных консультаций является оказание помощи студентам для овладения содержанием математических дисциплин на уровне не ниже базового. Проектные консультации, являясь средством оказания студентам помощи при выполнении учебно-исследовательских проектов, способствуют овладению студентами способностями к поиску и адаптации информации, самообразованию, принятию управленческих решений и др. Личностные консультации направлены на формирование свойств подструктур личности студентов. Представленная в статье система элементов процессуального компонента, подкрепленная дифференцированным содержанием, составляет основу реализации технологии дифференцированного компетентностно-ориентированного обучения студентов математике.
Ключевые слова
дифференцированный подход; индивидуальные особенности; семинарские занятия; консультации; индивидуализированное содержание; differentiated approach; individual peculiarities; seminars; consultations; individualized content
Procedural components of a differentiated competency-based learning mathematics students
Сomparison of the potential of the content of mathematical disciplines and the results of diagnostics of first-year students leads to the conclusion that a differentiated approach in teaching mathematics is a necessary condition for the successful implementation of the Federal state educational standards of higher education. The article presents the characteristics of seminars, as the main element of the procedural component of the technology of differentiated competence-based training, ensuring its implementation. The specificity of four types of seminars is revealed on the basis of correlation of educational objectives of seminars, individual characteristics of students, important for their achievement, and abilities formed in students. The predominant form of seminars is a group if their main purpose is to open students new elements of content, gaining experience of independent research, mastering the elements of content at a level sufficient for the construction and study of relevant mathematical models. The grounds for the formation of microgroups of students are such individual features as the type of thinking, the formation of mental activity techniques, qualities of thinking, the level of assimilation of the previously studied educational content. The second element of the procedural component of the technology of differentiated competence-based training is five types of consultations. The purpose of introductory and correctional consultations is to increase the level of assimilation by students of the elements of the content of the school mathematics course, which are basic in the study of mathematical disciplines in higher education. The purpose of the modular consultations is to assist students to master the content of mathematical disciplines at a level not lower than the basic one. Project consultations, as a means of assisting students in the implementation of educational and research projects, contribute to the mastery of students ' abilities to search for and adapt information, self-education, managerial decision-making, etc. Personal consultations are aimed at the formation of the properties of the substructures of the personality of students. The system of elements of the procedural component presented in the article, supported by the differentiated content, forms the basis for the implementation of the technology of differentiated competence-based learning of students in mathematics.
Список литературы
-
Дробышева И.В., Дробышев Ю.А. Дифференцированное компетентностно-ориентированное обучение студентов математике: условия, этапы проектирования и осуществления // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2; URL: http://www.science-education.ru/129-21920 (дата обращения: 18.04.2018).
-
Дробышева И.В. Об этапах проектирования индивидуально-групповых образовательных траекторий обучения студентов математике// Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6 URL: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=15377 (дата обращения: 18.04.2018).
-
Дробышева И.В., Дробышев Ю.А., Дробышева С.Ю., Лабчук Н.С. О принципах дифференцированного обучения студентов математике//Труды регионального конкурса научных проектов в области гуманитарных наук. Выпуск 15. Калуга: Калужский государственный институт развития образования, 2015. С. 226-231
-
Дробышева И.В. Принцип предметной приоритетности и особенности его реализации // Актуальные проблемы обучения математике. Сб. научных трудов. Выпуск 12. / Под ред. Ю.А. Дробышева. Калуга: ИД «Эйдос», 2014. С.49-55
-
Дробышева И.В., Дробышев Ю.А. Средства повышения эффективности обучения математике в условиях реализации компетентностного подхода // Ученые записки Орловского государственного университета. 2018. №1. С.239-242
-
Drobysheva I.V., Drobyshev Yu.A. (2015) Differentcirovannoe kompetentnostno-orientirovannoe obuchenie studentov matematike: usloviia, e`tapy` proektirovaniia i osushchestvleniia [Differential competence-oriented training of students in mathematics: conditions, stages of design and implementation] // Modern problems of science and education. No. 2; URL: http://www.science-education.com/129-21920
-
Drobysheva I.V. (2014) Ob e`tapakh proektirovaniia individual`no-gruppovy`kh obrazovatel`ny`kh traektorii` obucheniia studentov matematike [On the stages of designing individual-group educational trajectories for teaching students in mathematics] // Modern problems of science and education. No. 6 URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15377
-
Drobysheva I.V., Drobyshev Yu.A., Drobysheva S.Yu., Labchuk N.S. (2015) O printcipakh differentcirovannogo obucheniia studentov matematike [On the principles of differentiated teaching of students in mathematics] // Proceedings of the Regional Contest of Scientific Projects in the Humanities. Issue 15. Kaluga: Kaluga State Institute for the Development of Education. p. 226-231
-
Drobysheva I.V. (2014) Printcip predmetnoi` prioritetnosti i osobennosti ego realizatcii [Principle of subject priority and features of its implementation] // Actual problems of teaching mathematics. Sat. scientific papers. Issue 12. / Ed. Yu.A. Drobysheva. Kaluga: Eidos Publishing House. p.49-55
-
Drobysheva I.V., Drobyshev Yu.A. (2018) Sredstva povy`sheniia e`ffektivnosti obucheniia matematike v usloviiakh realizatcii kompetentnostnogo podhoda [Means of increasing the effectiveness of teaching mathematics in the context of the implementation of the competence approach] // Uchenye zapiski Orel State University. №1. p.239-242.