Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №3 (11) (2018)
Синергия электронных и традиционных технологий в обучении
В статье рассматривается необходимость применения в обучении математике синергии электронных и традиционных технологий. Показываются как положительные, так и отрицательные стороны использования цифровых технологий. При использовании таких технологий возникает целый ряд проблем, вытекающих из-за недостаточного объема совместной творческой работы обучающихся с преподавателем. У представителей цифрового поколения снижается собственная познавательная активность, сокращается объем рабочей памяти, отмечается фрагментарность и бессистемность наличных знаний, фиксация внимания на внешних сторонах проблемы, отсутствие потребности понять представленный материал. Особое внимание уделено проблеме понимания в обучении математике с применением электронных средств как в школе, так и в вузе. В условиях цифрового обучения учащемуся без помощи учителя значительно сложнее выявить существенные свойства изучаемого объекта и построить его целостность. Более перспективными являются различные разновидности смешанного обучения, которые строятся на дополняющих друг друга электронных формах и традиционных формах занятий. Такое обучение, основанное на синергии форм личного контакта обучающегося с преподавателем и дистанционного виртуального обучения, может обеспечить более высокий образовательный эффект.
Ключевые слова
обучающие технологии; электронное обучение; смешанное обучение; проблема понимания; проблема мотивации; teaching technologies; e-learning; blended learning; problem of understanding; problem of motivation
The synergy of electronic and traditional technologies in teaching mathematics
The article considers the necessity of using synergy of electronic and traditional technologies in teaching mathematics. Both positive and negative aspects of the use of digital technologies are shown. When using such technologies, there are a number of problems arising from the insufficient amount of joint creative work of students with the teacher. The representatives of the digital generation reduced their own cognitive activity, reduced the amount of working memory, marked fragmentation and unsystematic available knowledge, fixing the attention on the outside of the problem, no need to understand the material presented. Special attention is paid to the problem of understanding in teaching mathematics using electronic means both at school and at University. In terms of digital learning, it is much more difficult for a student without the help of a teacher to identify the essential properties of the object under study and to build its integrity. More promising are the different types of blended learning, which are based on complementary electronic forms and traditional forms of employment. Such training, based on the synergy of the student's personal contact with the teacher and distance virtual training, can provide a higher educational effect.
Список литературы
-
Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Перспективные обучающие технологии // Педагогика, 2017, №1. С. 3-9.
-
Клековкин Г.А. Проблемы обучения в условиях открытого информационного пространства //Образование и наука. 2014, №7. С. 4-23.
-
Клековкин Г.А. Обучение математике в цифровом обществе // Н.И. Лобачевский и математическое образование в России: материалы Международного форума по математическому образованию, 18-22 октября 2017 г. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. Т.1. С. 52-56.
-
Тестов В.А. Математическое образование в условиях сетевого пространства // Образование и наука, №2, 2013. С. 111-121.
-
Тестов В.А., Голубев О.Б. Образование в информационном обществе: переход к новой парадигме: монография. Вологда: ВоГУ, 2016.
-
Шпитцер М. Антимозг: цифровые технологии и мозг. М.: АСТ, 2014. 288 с.
-
Golubev O.B., Testov V.A. Network Information Technologies as a Basis of New Educational Paradigm // Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2015. Volume 214, P. 128-134
-
Golubev, O.B., Testov, V.A. (2015) Network Information Technologies as a Basis of New Educational Paradigm // Procedia - Social and Behavioral Sciences. Volume 214, P. 128-134
-
Ivanova, E.O., Osmolovskaja, I.M. (2017) Perspektivny`e obuchaiushchie tekhnologii [Perspektivnye obuchajushhie tehnologii] Pedagogika, №1. S. 3-9.
-
Klekovkin, G.A. (2014) Problemy` obucheniia v usloviiakh otkry`togo informatcionnogo prostranstva [Problemy obuchenija v uslovijah otkrytogo informacionnogo prostranstva] Obrazovanie i nauka. №7. S. 4-23.
-
Klekovkin, G.A. (2017) Obuchenie matematike v tcifrovom obshchestve [Obuchenie matematike v cifrovom obshhestve] N.I. Lobachevskij i matematicheskoe obrazovanie v Rossii: materialy Mezhdunarodnogo foruma po matematicheskomu obrazovaniju, 18-22 oktjabrja 2017 g. Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta. T.1. S. 52-56.
-
Testov, V.A. (2013) Matematicheskoe obrazovanie v usloviiakh setevogo prostranstva [Matematicheskoe obrazovanie v uslovijah setevogo prostranstva] Obrazovanie i nauka, №2. S. 111-121.
-
Testov, V.A., Golubev O.B. (2016) Obrazovanie v informatcionnom obshchestve: perehod k novoi` paradigme [Obrazovanie v informacionnom obshhestve: perehod k novoj paradigme: monografija]. Vologda: VoGU, 2016.
-
Shpitcer, M. (2014) Antimozg: tcifrovy`e tekhnologii i mozg [Antimozg: cifrovye tehnologii i mozg]. M.: AST. 288 s.