Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №3 (11) (2018)
Контекстные технологии как мотивационная составляющая математического образования
Математическая подготовка в вузе, особенно на гуманитарных направлениях, имеет ряд особенностей и трудностей. Эмпирическое исследование показало, что у обучающихся на гуманитарных направлениях подготовки отсутствует мотивация к изучению математике, слабая базовая подготовка по элементарной математике и недостаточность сформированности навыков самостоятельной работы в изучении математике. Обозначенные трудности вызывают необходимость поиска новых подходов к обучению математике в соответствие с новыми целями и современными тенденциями в высшем образовании. Для стимулирования познавательной деятельности и личностного роста обучающихся в процессе обучения математике необходима интеграция интерактивных технологий и методов обучения математике. Интерактивное обучение представляет собой специальную форму организации познавательной деятельности через активное диалоговое взаимодействие всех субъектов образовательного процесса между собой в информационно-образовательной среде вуза. Интерактивное обучение направлено на развитие личности обучающегося, которое проявляется, в том числе, выраженностью коммуникативного, самостоятельного, исследовательского и творческого видов деятельности. Автором разработана концепция интерактивного обучения математике будущих бакалавров гуманитарных направлений подготовки. Одним из составляющих интерактивного обучения математике являются контекстные технологии, например, кейс-метод, или метод анализа конкретных реальных ситуаций (case-study). Целью метода анализа конкретной ситуации - научить студентов анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант математического решения, делать соответствующие выводы, применять современные информационные технологии, формировать исследовательскую и самостоятельную деятельность. В статье раскрыты основные этапы работы с учебным кейсом по математике. Представлены авторские разработки case-study для организации интерактивного обучения математике на гуманитарных направлениях подготовки.
Ключевые слова
контекстные технологии; case-study; математическое образование; высшая школа; интерактивное обучение; contextual technologies; case-study; mathematical education; the higher school; interactive training
Contextual technologies as motivational component of mathematical education
Mathematical preparation in higher education institution, especially on the humanitarian directions, has a number of features and difficulties. The empirical research has shown that students on the humanitarian directions of preparation have no motivation to studying to mathematics, weak basic preparation on elementary mathematics and insufficiency of formation of skills of independent work in studying to mathematics. The designated difficulties cause the necessity of search of new approaches to training in mathematics in compliance with the new purposes and current trends in the higher education. Integration of interactive technologies and methods of training in mathematics is necessary for stimulation of cognitive activity and personal growth of students in the course of training in mathematics. Interactive training represents a special form of the organization of cognitive activity through active dialogue interaction of all subjects of educational process among themselves in the information and education environment of higher education institution. Interactive training is aimed at the development of the identity of the student which is shown, including, expressiveness of communicative, independent, research and creative kinds of activity. The author has developed the concept of interactive training in mathematics of future bachelors of the humanitarian directions of preparation. One of components of interactive training in mathematics are contextual technologies, for example a case method, or method of the analysis of concrete real situations (case study). The purpose of a method of the analysis of a concrete situation - to teach students to analyze information, to reveal key problems, to choose alternative solutions, to estimate them, to find an optimal variant of the mathematical decision, to draw the corresponding conclusions, to apply modern information technologies, to form research and independent activity. In article the main stages of work with an educational case on mathematics are opened. Author's developments of case-study for the organization of interactive training in mathematics at the humanitarian directions of preparation are presented.
Список литературы
-
Артюхина М.С. Интеграция интерактивных технологий как средство личностного роста при обучении математике бакалавров гуманитарного направления // Ярославский педагогический вестник. №4. 2016. C.59-63.
-
Атрощенко С.А., Нестерова Л.Ю. Активизация познавательной деятельности студентов посредством интерактивного обучения // Международный научно-исследовательский журнал. №7-2(26). T. 3. 2014. C.49-51.
-
Василенко А.В., Исаенко В.С. Опорные задачи на развитие пространственного мышления // "Материалы 67-й научно-практической конференции преподавателей и студентов". Благовещенск. 2017. C.241-242.
-
Колосова В.А., Зайкин М.И Провоцирующие задачи как средство развития критичности мышления школьников // Начальная школа. №9. 2002. C.73-78.
-
Колосова В.А. Современные дидактические игры в формате учебного процесса // Нижегородское образование. №3. 2013. C.80-84.
-
Санина Е.И., Артюхина М.С. Методология, теория и практика интерактивного обучения математике бакалавров гуманитарного направления в информационно-образовательной среде вуза. М: АСОУ, 2016. 188 с.
-
Фролов И.В. Профессионально-ориентированные проекты по физике как средство развития познавательного интереса учащихся // Материалы Всероссийской научно-методической конференции Преподавание физико-математических и естественных наук в школе. Традиции и инновации. Нижний Новгород. 2017. C.94-98.
-
Artjuhina M.S. (2016) Integracija interaktivnyh tehnologij kak sredstvo lichnostnogo rosta pri obuchenii matematike bakalavrov gumanitarnogo napravlenija [Integration of interactive technologies as means of personal growth when training in mathematics of bachelors of the humanitarian direction] Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. №4, pp. 59-63.
-
Atroshhenko S.A., Nesterova L.Ju. (2014) Aktivizacija poznavatel'noj dejatel'nosti studentov posredstvom interaktivnogo obuchenija [Activization of cognitive activity of students by means of interactive training] Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. №7-2(26). T. 3, pp. 49-51.
-
Vasilenko A.V., Isaenko V.S. (2017), Opornye zadachi na razvitie prostranstvennogo myshlenija [Basic tasks on development of spatial thinking] "Materialy 67-j nauchno-prakticheskoj konferencii prepodavatelej i studentov" [ "Materials of the 67th scientific and practical conference of teachers and students"]. pp.241-242.
-
Kolosova V.A., Zajkin M.I (2002) Provocirujushhie zadachi kak sredstvo razvitija kritichnosti myshlenija shkol'nikov [Provocative tasks as development tool of criticality of thinking of school students] Nachal'naja shkola. №9, pp. 73-78.
-
Kolosova V.A. (2013) Sovremennye didakticheskie igry v formate uchebnogo processa [Modern didactic games in a format of educational process] Nizhegorodskoe obrazovanie. №3, pp. 80-84.
-
Sanina E.I., Artjuhina M.S. (2016) Metodologija, teorija i praktika interaktivnogo obuchenija matematike bakalavrov gumanitarnogo napravlenija v informacionno-obrazovatel'noj srede vuza [Methodology, the theory and practice of interactive training in mathematics of bachelors of the humanitarian direction in the information and education environment of higher education institution] M: ASOU. 188 p.
-
Frolov I.V. (2017) Professional'no-orientirovannye proekty po fizike kak sredstvo razvitija poznavatel'nogo interesa uchashhihsja [The professional focused projects on physics as a development tool of cognitive interest of pupils] "Materialy Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii Prepodavanie fiziko-matematicheskih i estestvennyh nauk v shkole. Tradicii i innovacii" ["Materials of the All-Russian scientific and methodical conference "Teaching physical and mathematical and natural sciences at school. Traditions and innovations"]. pp.94-98.