Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №3 (11) (2018)
Об алгоритмическом подходе к решению некоторых задач стереометрии
В статье рассматривается алгоритмический подход к организации обучения типовым (базовым) задачам стереометрии. Формирование универсальных учебных умений (УУД) является одним из определяющих факторов организации учебного процесса. УУД формируются в ходе применения алгоритмического подхода. Понятие алгоритм достаточно строгое, поэтому с учетом некоторых допущений будем использовать алгоритмическое предписание: допустимы операции содержательного и субъективного характера; элементарность операций относительна и зависит от уровня знаний; допустим выбор из множества альтернатив (ослабление свойства детерминированности). С помощью системы ключевых вопросов сформулированы алгоритмы нахождения расстояния от точки до плоскости, от прямой до плоскости.
Ключевые слова
универсальные учебные действия; алгоритм; алгоритмическое предписание; стереометрия; universal educational actions; an algorithm; algorithmic regulation; stereometry
About algorithmic approach to the solution of some problems of stereometry
The article deals with algorithmic approach to organization of training of typical (basic) problems of stereometry. The Formation of universal educational skills (UES) is one of the determining factors of the educational process. The UES are formed during the application of the algorithmic approach. The concept of the algorithm is quite strict, so taking into account of some assumptions, we will use the algorithmic rule: content and subjective operations are allowed; the elementary nature of operations is relative and depends on the level of knowledge; let's say we choose from a variety of alternatives (weakening of the deterministic property). The algorithms for finding the distance from a point to a plane, from a straight line to a plane are formulated with the help of a system of key issues)
Список литературы
-
ЕГЭ 2013. Математика. Задача С2. Геометрия. Стереометрия / Под ред. А.Л. Семенова и И.В. Ященко. 3-е изд., стереотип. М.: МЦНМО, 2013. 128 с.
-
Галеев И.Х. Свойства учебных задач при алгоритмизации в обучении // Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology&Society)» 2011. V.14. №2. C.289-299. ISSN 1436-4522. URL: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html (дата обращения: 16.04.2018)
-
Головина О.В., Соболева Т.М. Использование математического моделирования в профессиональной деятельности выпускников профессиональных образовательных организаций / Математическое моделирование в экономике, управлении и образовании: сборник научных статей по материалам III Международной научно-практической конференции / под редакцией Дробышевой И.В., Дробышева Ю.А. - Москва: Издательство: ООО «ТРП», 2017. С.143-147.
-
Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и углубл. уровни / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. / 2-е изд. М.: Просвещение, 2015. 255 с.
-
Соболева Т.М. Роль системы ключевых вопросов в активизации мыслительной деятельности при изучении математики / Профессиональная деятельность педагога: новые подходы и решения: коллективная монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. - Ульяновск: Зебра, 2017. 287 с.
-
EGJe 2013. Matematika. Zadacha S2. Geometrija. Stereometrija / Pod red. A.L. Semenova i I.V. Jashhenko. 3-e izd., stereotip. M.: MCNMO, 2013. 128 s.
-
Galeev, I.H. (2011) Svojstva uchebnyh zadach pri algoritmizacii v obuchenii // Mezhdunarodnyj jelektronnyj zhurnal «Obrazovatel'nye tehnologii i obshhestvo (Educational Technology&Society)» [Properties of Learning Problems in Algorithmization in Teaching] 2011. V.14. №2. C.289-299. ISSN 1436-4522. URL: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html (data obrashhenija: 16.04.2018)
-
Golovina, O.V., Soboleva, T.M. (2017) Ispol'zovanie matematicheskogo modelirovanija v professional'noj dejatel'nosti vypusknikov professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij [Use of mathematical modeling in professional activity of graduates of professional educational organizations] / Matematicheskoe modelirovanie v jekonomike, upravlenii i obrazovanii: sbornik nauchnyh statej po materialam III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / pod redakciej Drobyshevoj I.V., Drobysheva Ju.A. Moskva: Izdatel'stvo: OOO «TRP», S.143-147.
-
Matematika: algebra i nachala matematicheskogo analiza, geometrija. 10-11 klassy: ucheb. dlja obshheobrazovat. organizacij: bazovyj i uglubl. urovni [Mathematics: algebra and the beginnings of mathematical analysis, geometry. 10-11 classes: training. for general education. organizations: basic and in-depth. levels] / L.S. Atanasjan, V.F. Butuzov, S.B. Kadomcev i dr. / 2-e izd. M.: Prosveshhenie, 2015. - 255 s.
-
Soboleva, T.M. (2017) Rol' sistemy kljuchevyh voprosov v aktivizacii myslitel'noj dejatel'nosti pri izuchenii matematiki [The role of the system of key questions in the activation of mental activity in the study of mathematics] / Professional'naja dejatel'nost' pedagoga: novye podhody i reshenija: kollektivnaja monografija / otv. red. A. Ju. Nagornova. Ul'janovsk: Zebra. 287 s.