Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №3 (11) (2018)
Реализация метода учебного проектирования в процессе обучения специальным разделам математики студентов технических направлений подготовки
Анализ методических аспектов обучения специальным разделам математики студентов технических направлений подготовки позволил обосновать целесообразность использования метода учебного проектирования при освоении студентами учебного материала и их участие в учебно-исследовательских и проектных работах. В статье описана реализация метода учебного проектирования при обучении специальным разделам математики студентов на уровне бакалавриата и магистратуры на примере изучения раздела «Математическое моделирование на основе дифференциальных уравнений математической физики». Отражен интегративный характер проектной деятельности, направленной на развитие навыков математического моделирования с использованием методов компьютерной реализации алгоритмов. Обосновывается использование математических систем (например, MathCAD) для реализации численных методов при решении профессионально-ориентированных задач с программированием алгоритмов, развивающее у студентов технических направлений способности применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования, определяя направление обучения, формирующее составляющие общепрофессиональных компетенций.
Ключевые слова
проектная деятельность; метод учебного проектирования; математическое моделирование; численные методы; информационные технологии; project activity; method of educational projection; mathematical modeling; numerical methods; information technology
Implementation of the educational projection method in the process of training special sections of mathematics of students of technical training directions
Analysis of methodological aspects of teaching special sections of mathematics for students of technical training areas allowed to substantiate the appropriateness of using the method of educational projection for mastering students of educational material and their participation in educational and research and project work. The article describes the implementation of the method of educational projection for teaching special sections of mathematics students at the level of bachelor's and master's programs on the example of studying the section "Mathematical modeling on the basis of differential equations of mathematical physics". The integrative character of the project activity aimed at developing the skills of mathematical modeling using methods of computer implementation of algorithms is reflected. The use of mathematical systems (for example, MathCAD) for the implementation of numerical methods in solving professionally oriented problems with programming algorithms is substantiated. It develops in students of technical directions the ability to apply methods of mathematical analysis and modeling, theoretical and experimental research, defining the direction of education, forming the components of general professional competence.
Список литературы
-
Багаутдинова А.Ш., Клещёва И.В., Харитонова О.В. Проектное обучение при изучении математической статистики // Образовательные технологии и общество. Т. 20. № 1. 2017. С. 536 - 544.
-
Гуляихина Е. М., Филиппова Е.М. Проектная деятельность студентов вуза в процессе изучения дисциплины «Информатика»: компетентностный подход // Continuum. Математика. Информатика. Образование. № 2. 2017. С. 59 - 63.
-
Елисеев Е.М. Основы математической обработки информации: проектно-ориентированный подход. Учебно-методическое пособие. Арзамас: Изд-во ННГУ. 2015. 132 с.
-
Задорожная О.В. Проектирование комплекса учебных проектов в процессе обучения математическому анализу в университете: автореф. дис. канд. пед. наук 13.00.02. Нижний Новгород. 2011. 24 с.
-
Bagautdinova A.Sh., Kleshcheva I.V., Kharitonova O.V. (2017) Proektnoe obuchenie pri izuchenii matematicheskoy statistiki [Project-based learning in the study of mathematical statistics] Educational Technology and Society. T. 20. № 1, pp. 536 - 544.
-
Gulyaikhina E. M., Filippova E.M. (2017) Proektnaya deyatel'nost' studentov vuza v protsesse izucheniya distsipliny «Informatika»: kompetentnostnyy podkhod [Project activities of university students in the process of studying the discipline "Informatics": competence approach] Continuum. Mathematics.Informatics.Education. №2, pp.59- 63.
-
Eliseev E.M. (2015) Osnovy matematicheskoy obrabotki informatsii: proektno-orientirovannyy podkhod. Uchebno-metodicheskoe posobie [Fundamentals of mathematical information processing: a project-oriented approach. Educational-methodical manual] Arzamas: Izd-vo NNGU. 2015. 132 p.
-
Zadorozhnaya O.V. (2011) Proektirovanie kompleksa uchebnykh proektov v protsesse obucheniya matematicheskomu analizu v universitete: avtoref. dis.kand. ped. nauk : 13.00.02 [Engineering a complex of educational projects in the process of teaching mathematical analysis at the university: katege. DIS. Cand. Ped. Science: 13.00.02] Nizhniy Novgorod, 2011. 24 p.