Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №1 (17) (2020)
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ НА ОСНОВЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
В статье рассматривается возможное из направлений модернизации методики обучения геометрии средствами цифровых образовательных ресурсов, показываются возможности программных средств, обладающих многофункциональным программно-математическим обеспечением. Особое внимание уделено дидактическим возможностям компьютера в обучении геометрии - исследованию геометрических моделей. Перечислены дидактические функции компьютера в этом виде деятельности: получение на экране компьютера изображения геометрической фигуры и исследование этого изображения в зависимости от изменения внутренних и внешних характеристик модели; выделение на компьютерной модели геометрической фигуры ее частей и исследование поведения выделенных частей при изменении внешних и внутренних характеристик модели; исследование плоских элементов геометрической фигуры методом перехода к их оригиналам; выполнение построений на компьютерной модели, преобразование данной модели в искомую согласно условиям задачи; имитация перемещения фигуры в пространстве и переход к оригиналу ее плоских элементов и др. В основной части статьи приводятся практические примеры из курса геометрии, иллюстрирующие различные преобразования геометрических фигур. Эффективным дидактическим инструментом усиления внутренней мотивации учебной деятельности служат творческие задания на построение фракталов с помощью компьютера.
Ключевые слова
цифровые образовательные ресурсы; обучение геометрии; применение компьютера; вычислительные и графические возможности компьютера; digital educational resources; geometry training; computer application; computational and graphic capabilities of a computer
. The article discusses the possible of the directions of modernization of the methods of teaching geometry by means of digital educational resources, shows the capabilities of software tools with multi-functional mathematical software. Particular attention is paid to the didactic capabilities of the computer in teaching geometry - the study of geometric models. The didactic functions of the computer in this type of activity are listed: obtaining on the computer screen images of a geometric figure and examining this image depending on changes in the internal and external characteristics of the model; selection of a geometric figure of its parts on a computer model and the study of the behavior of the selected parts when changing the external and internal characteristics of the model; the study of flat elements of a geometric figure by the method of transition to their originals; building on a computer model, converting this model to the desired one according to the conditions of the task; imitation of the movement of a figure in space and the transition to the original of its flat elements, etc. The main part of the article provides practical examples from the course of geometry, illustrating these applications. To strengthen the internal motivation of learning activities, examples of fractal geometry are used.
Список литературы
-
Азевич А.И. Фракталы: геометрия и искусство // Математика в школе. 2005. №4. С. 76-78.
-
Далингер В.А. Избранные вопросы информатизации школьного математического образования: монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2010.
-
Далингер В.А. Компьютерные технологии в обучении геометрии: Методические рекомендации. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001.
-
Далингер В.А. Использование средств информатизации и информационных технологий в педагогической деятельности в условиях компетентного подхода // Человек и общество: На рубеже тысячелетий: Международный сборник научных трудов. Выпуск 30. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2005. С. 325-332.
-
Диков А.В. Команды на LOGO конструируют фракталы // Математика в школе. 2005. №4. С. 78-80.
-
Лаутербах Р., Фрей К. Программное обеспечение процесса обучения // Перспективы: вопросы образования. 1988. №3. С. 70-79.
-
Попов К.А. Векторы, фракталы и компьютерное моделирование // Математика в школе. 2006. №8. С. 56-61.
-
Рагулина М.И. Информационные технологии в математике. М.: Издательский центр «Академия», 2008.
-
Совертков П.И. Некоторые направления развития поисковой деятельности учащихся по математике и информатике. Сургут: РИО СурГПУ, 2007.
-
Смирнова И.М., Смирнов В.А. Паркеты и их иллюстрация в графическом редакторе «PAINT» // Математика в школе. 2000. №8. С. 54-55.
-
Федер Е. Фракталы. М.: Мир, 1991.