Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №1 (17) (2020)
УДК 378.147.34; 330. 4
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ВЕРОЯТНОСТНОГО СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ
В статье рассмотрены возможности применения кейс-технологий в качестве эффективного механизма формирования вероятностного стиля мышления (ВСМ) будущих специалистов в области прикладной математики (профиль - Компьютерное моделирование экономических процессов) и экономики (профиль - Финансы и кредит). Методика преподавания в режиме кейс-технологий позволяет сформировать не только профессиональные компетенции (умение формулировать задачу из области будущей деятельности на математическом языке; распознавать проблемы прогноза, оптимизации и решать их математическими методами; умение создавать математические модели, используемые в профессиональной области и др.), но и универсальные ( способность осуществлять поиск и критический анализ информации, способность к прогнозированию и к принятию решения в условиях неопределённости, изменчивости и противоречивости контекста). Данные способности трактуются как наличие у специалиста ВСМ. Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке и внедрении в практику обучения математике кейс-технологий как эффективного дидактического инструмента развития ВСМ в контексте интеграции математико-статистических методов, цифровых технологий и современной экономической теории. В основной части статьи дано теоретическое обоснование внедрения кейс-технологий в практику обучения математике, представлена структура кейсов, предложены практические рекомендации по составлению кейсов. Определена роль методики преподавания в режиме кейс-технологий в развитии ВСМ, представлен поэтапный процесс создания кейса: формулирование профессиональной проблемы из экономической области; выбор математических методов и процедур для решения поставленной профессиональной проблемы; создание ситуационной задачи или нескольких однотипных задач; проектирование программной карты кейса; сбор основных источников информации; содержательное наполнение кейса; внедрение кейса в практику обучения. Результаты исследования содержат примеры разработанных и внедренных в практику обучения математике междисциплинарных кейсов, дают возможность для создания условий интегративной образовательной среды, способной сформировать ВСМ, соответствующий современной научной парадигме.
Ключевые слова
математическое образование; кейс-технологии; вероятностный стиль мышления; математико-экономическое моделирование; mathematical education; case technology; probabilistic style of thinking; mathematical and economic modeling
CASE TECHNOLOGIES IN TEACHING MATHEMATICS AS A MECHANISM FOR THE DEVELOPMENT OF A PROBABILISTIC STYLE OF THINKING OF FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF ECONOMICS
The article discusses the possibilities of using case technologies as an effective mechanism for the formation of a probabilistic style of thinking of future specialists in the field of applied mathematics (profile - Computer modeling of economic processes) and economics (profile - Finance and credit). The methodology of teaching in case technology mode allows you to create not only professional competencies (the ability to formulate a problem from the field of future activities in a mathematical language; to recognize the problems of forecasting and optimization and solve them by mathematical methods; the ability to create mathematical models used in the professional field, etc.), but also universal (the ability to search and critically analyze information, the ability to predict and make decisions in conditions of uncertainties, variability and inconsistency of the context). These abilities are interpreted as the presence of a probabilistic style of thinking in a specialist. The purpose of the study is the theoretical justification, development and implementation in practice of teaching mathematics case technologies as an effective didactic tool for the development of a probabilistic style of thinking in the context of integrating mathematical and statistical methods, digital technologies and modern economic theory. In the main part of the article, a theoretical justification is given for the implementation of case technologies in the practice of teaching mathematics, the structure of cases is presented, and practical recommendations for compiling cases are offered. The role of the teaching methodology in the case technology mode in the development of a probabilistic style of thinking is determined, the phased process of creating a case is presented: the formulation of a professional problem from the economic field; selection of mathematical methods and procedures for solving a professional problem; creation of a situational task or several tasks of the same type; designing a program card for a case; collection of main sources of information; substantial content of the case; implementation of the case into the practice of training. The results of the study contain examples of multidisciplinary cases developed and introduced into the practice of teaching mathematics, and provide an opportunity to create conditions for an integrative educational environment that can form a probabilistic style of thinking that corresponds to the modern scientific paradigm.
Список литературы
-
Дворяткина С.Н. Развитие вероятностного стиля мышления в процессе обучении математике: теория и практика: Монография. М.: ИНФРА-М, 2013.
-
Добрин А.В., Лопухин А.М. Содержательные характеристики вероятностного стиля мышления: теоретические основы исследования // Психология образования в поликультурном пространстве. 2019. №2 (46). С. 32-48.
-
Зубова Н.В. Комплексная кейс-технология как средство формирования профессиональных компетенций при обучении физике студентов технического вуза // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014. №4. С. 137-144.
-
Лазарев В.А., Штанов С.Н. Кейс-технологии в проектной деятельности и профессионализме. Нижний Новгород: Изд-во «Дятловы горы», 2009.
-
Лазарев В.А., Лазарева В.М. Как разработать и реализовать предпринимательский проект. М.: Изд-во ЦСО, 2009.
-
Орлов С.Ю., Лопухин А.М. Оптимизация системы государственных закупок (математическое решение) // Вопросы Российского и международного права, 2017. Т. 7. №4 А. С. 76-88.
-
Приказ Министерства образования и науки РФ № 49937 от 6 февраля 2018 г. « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика // URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/ Bak/010302_B_3_08022018.pdf
-
Приказ Министерства образования и науки РФ № 1327 от 30 ноября 2015 г. « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата) // URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/380301.pdf
-
Современные технологии обучения в вузе (опыт НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге): методическое пособие / под ред. М. А. Малышевой. Санкт-Петербург: НИУ ВШЭ, 2011.