Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №1 (17) (2020)
УДК 375.5
О НЕКОТОРЫХ ВЫВОДАХ И ПРОБЛЕМАХ В РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ
В статье формулируются основные выводы автора, основанные на результате многолетней работы со школьниками, для обеспечения эффективной работы с одаренными школьниками. Обращается внимание на системность работы, многообразие организационных форм, открытость системы, развитие мотивации, успешность, участие психологов-практиков, соревновательность, ответственность организаторов и др. Акцентируется внимание на вопросах финансового обеспечения мероприятий по работе с одаренными детьми, развёртывания математического просвещения, популяризации математики и математических знаний для поиска и развития одарённых школьников. Продемонстрирована роль членов Научно-методического совета по Математике Министерства образования и науки РФ (НМС) и его региональных отделений по популяризации математики и носителям математической одарённости. В заключении обосновывается мысль о том, что фундаментальной проблемой в работе с одаренными школьниками остается кадровая, роль учителя сохраняется доминирующей для математического образования даже в условиях интенсивно внедрения информационных технологий.
Ключевые слова
одаренность; дополнительное образование; математическое образование; проблемы работы с одаренными детьми; giftedness; additional education; mathematical education; problems of working with gifted children
ABOUT SOME CONCLUSIONS AND PROBLEMS IN WORKING WITH GIFTED STUDENTS
The article formulates the main conclusions of the author, which are based on the result of many years of work with students and aimed to ensure effective work with gifted students. Attention is drawn to systematic work, the diversity of organizational forms, the openness of the system, the development of motivation, success, the participation of practical psychologists, competition, the responsibility of organizers, etc. The focus is on the financial support of activities for working with gifted children, the development of mathematical education, and the promotion of mathematics and mathematical knowledge for the search and development of gifted students. The role of the members of the Scientific and Methodological Council on Mathematics of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation and its regional departments for the promotion of mathematics and carriers of mathematical giftedness is demonstrated. In conclusion, the idea is substantiated that the personnel problem remains the fundamental problem in working with gifted schoolchildren, the role of the teacher remains dominant for mathematical education even in the conditions of intensive implementation of information technologies.
Список литературы
-
Грушевский С.П., Колчанов А.В., Лазарев В.А., Сергеев Э.А. К истории развития юношеских математических школ на Кубани. М.: Изд.-во РУДН, 2014.
-
Куценко Л.М., Лазарев В.А. «Единое-неединообразное» // Народное образование. 1989. Вып.1. С. 35-41.
-
Лазарев В.А. Педагогическое сопровождение одаренных старшеклассников: Монография. Ярославль: Изд.-во Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, 2005.