Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №1 (17) (2020)
ИНТЕГРАЦИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Сформулированы требования к конкурентоспособному специалисту, который должен обладать развитыми творческими качествами личности и высоким уровнем универсальных компетенций. Показаны возможности повышения качества образования при использовании цифровых технологий посредством адаптивного управления развитием личности специалиста на основе цифрового следа его познавательной и профессиональной деятельности, а также вследствие максимальной индивидуализации образовательной деятельности, учёта личностных особенностей и целеполагания каждого обучающегося. Проанализированы проблемные моменты цифровизации образования, связанные с чрезмерным увлечением ее средствами и использованием виртуальной реальности, что провоцирует ослабление творческих качеств деятельности, снижение чувства ответственности за принимаемые управленческие решения. В качестве средства противодействия такого рода негативных явлений обоснована необходимость использования интегрированных видов деятельности. Предложено проектировать образовательную программу с учётом интеграции универсальных творческих компетенций, умений устанавливать коммуникации при организации коллективной проектной деятельности, способностей анализировать информацию и принимать логичные решения на основе коммуникации методов математического мышления и владения цифровыми технологиями со способностями выполнять профессиональные задачи. Проанализирована роль интеграции на становление ключевых способностей специалиста инновационной сферы: креативности, коммуникабельности, аналитического мышления. Обобщен опыт использования дистанционных технологий в вузе и предложены подходы к интенсификации формирования коммуникативной компетенции. Обоснована важность становления цифровых компетенций и предложена интеграция цифровых компетенций в компетентностную модель современного специалиста. Показаны возможности цифровизации для повышения эффективности самообразования и саморазвития для становления математического мышления специалиста инновационной сферы. Разработана методика интеграции на основе коммуникативных и цифровых творческих универсальных и профессиональных компетенций при подготовке бакалавров направления «Информатика и вычислительная техника».
Ключевые слова
готовность к инновационной деятельности; творческая подготовка; цифровизация образования; интеграция компетенций; самостоятельная работа; персональный образовательный трек; readiness for innovation; creative training; digitalization of education; integratio
INTEGRATION OF COMPETENCIES IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF EDUCATION
The requirements for a competitive specialist who must have developed creative personality qualities and a high level of universal competencies are formulated. The possibilities of improving the quality of education with the use of digital technologies through adaptive management of the development of a specialist's personality based on the digital footprint of his cognitive and professional activities, as well as due to the maximum individualization of educational activities and taking into account the personal characteristics and goal-setting of each student are shown. The article analyzes the problematic aspects of digitalization of education associated with excessive enthusiasm for its means and the use of virtual reality, which provokes a weakening of the creative qualities of the activity, a decrease in the sense of responsibility for the management decisions made. The necessity of using integrated activities is justified as a means of countering such negative phenomena. It is proposed to design an educational program taking into account the integration of universal creative competencies, the ability to establish communications in the organization of collective project activities, the ability to analyze information and make logical decisions based on communication methods of mathematical thinking and digital technologies with the ability to perform professional tasks. The role of integration on the formation of key abilities of an innovation specialist: creativity, communication skills, and analytical thinking is analyzed. The experience of using remote technologies in higher education is summarized and approaches to the intensification of the formation of communicative competence are proposed. The author substantiates the importance of the formation of digital competencies and suggests the integration of digital competencies into the competence model of a modern specialist. The possibilities of digitalization for increasing the efficiency of self-education and self-development for the formation of mathematical thinking of an innovation specialist are shown. A method of integration based on communicative and digital creative universal and professional competencies in the preparation of bachelors in the field of «Computer Science and engineering» has been developed.
Список литературы
-
Лук А. Н. Мышление и творчество. М., 1976
-
Матюшкин А.М. Основные направления исследований мышления и творчества // Психологический журнал. 1984. № 1. С. 9-17
-
Молоткова Н. В. Организация подготовки инженерных кадров к инновационной деятельности // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 4. С. 9-14
-
Попов А.И. Алгоритмы решения нестандартных задач. Тамбов: Издательский центр ФГБОУ ВО «ТГТУ», 2019
-
Попов А.И. Теоретические основы формирования кластера профессионально важных творческих компетенций в вузе посредством олимпиадного движения: монография. - Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2011
-
Пучков Н.П., Лобанова Н.И. Математические методы в экономике как средство её цифровизации // Математическое образование в цифровом обществе. Самара, 2019. С. 271-274
-
Тормасин С.И. Формирование интегрированных компетенций студента в вузе (на примере информационно-математической компетенции бакалавра информатики и вычислительной техники): дис… канд. пед. наук: 13.00.08. Тамбов, 2013
-
Тормасин С.И., Пучков Н.П. Формирование интегрированных компетенций - механизм подготовки к деятельности // Деятельностная педагогика и педагогическое образование: Сборник тезисов Межд. конф. М.: МАКС Пресс, 2013. С. 134-136
-
Шатрова Ю.С. Возможные угрозы при организации образовательного процесса в цифровом обществе // Математическое образование в цифровом обществе: материалы Межд. научного семинара. Самара: СФ ГАОУ ВО МГПУ, 2019. С. 238-241
-
10. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 г. №1632-р. URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf