Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №1 (17) (2020)
ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
В статье рассматривается вопрос о конструировании учебных материалов по математике для студентов вузов гуманитарных направлений подготовки. Отбор содержания обучения математике студентов-гуманитариев осуществляется на основе концепции гуманитаризации математического образования. Согласно этой концепции обучение математике студентов, у которых осваиваемая профессиональная деятельность не связана с математикой, нацелено, главным образом, на формирование представлений о математике как о феномене человеческой культуры и включает изучение математических понятий, имеющих общенаучное значение, математических понятий, известных каждому образованному человеку. Ряд фундаментальных математических понятий, которые применяются в разных областях научного знания, в повседневной жизни, относятся к области математической логики. Поэтому изучение элементов математической логики, как правило, входит в математическую подготовку студентов-гуманитариев. Особое внимание в создании учебных материалов для обеспечения учебного процесса по математике для студентов вузов гуманитарных направлений подготовки уделяется реализации в этих материалах гуманитарного потенциала математики. В статье приводятся примеры тренировочных заданий по математической логике, в которых актуализируется гуманитарный потенциал данной области знания. Представленные в статье тренировочные задания нацелены на формирование таких фундаментальных понятий математической логики как логическое следование, дедуктивное рассуждение, непротиворечивость предложений, равносильность условий, логический вывод. Эти задания имеют практическую направленность, иллюстрируют применение метода математического моделирования, направлены на формирование логической грамотности и математической культуры обучающихся. Формулировки и способы решения задач корректировались в ходе применения этих задач в учебном процессе по математике в вузе.
Ключевые слова
математическое образование; обучение математике студентов-гуманитариев; обучение математической логике; гуманитарный потенциал математики; сюжетные задачи по математической логике; mathematical education; teaching mathematics to students of humanitarian
TEACHING MATHEMATICAL LOGIC OF STUDENTS OF UNIVERSITIES OF HUMANITARIAN DIRECTIONS OF TRAINING
The paper is discussed the development of educational materials in mathematics for university students in the humanitarian areas of training. The selection of the content of teaching mathematics to students of humanitarian directions of training is based on the concept of humanitarization of mathematical education. According to this concept, teaching mathematics to students whose are mastering professional activity which is not related to mathematics is mainly aimed at the formation of ideas about mathematics as a phenomenon of human culture and includes the study of mathematical concepts of general scientific value, mathematical concepts are known to every educated person. A number of fundamental mathematical concepts that are applied in various fields of scientific knowledge, in everyday life, belong to the field of mathematical logic. Therefore, the study of the elements of mathematical logic, as a rule, is included in the mathematical training of humanitarians students. Particular attention in the creation of teaching materials to ensure the educational process in mathematics for university students of humanitarian areas of training is paid to the implementation of the humanitarian potential of mathematics in these materials. The paper is given examples of training tasks in mathematical logic, in which the humanitarian potential of this field of knowledge is used. The tasks presented in the paper are aimed to the formation of such fundamental concepts of mathematical logic as logical following, deductive reasoning, consistency of sentences, equivalence of conditions, logical conclusion. These tasks have a practical orientation, illustrate the application of the method of mathematical modeling, and are aimed at the formation of logical literacy and the mathematical culture of students. The formulations and methods for solving problems were adjusted during the application of these tasks in the educational process in mathematics at the university.
Список литературы
-
Ананьева М.С., Магданова И.В. Гуманитарный потенциал математики и гуманитаризация математического образования: учебно-методическое пособие. Направление подготовки - «Педагогическое образование». Магистерская программа - «Математическое образование». Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013.
-
Дворяткина С.Н., Мкртчян М.А., Розанова С.А. Духовно-нравственный эффект как результат интеграции математического и гуманитарного знания в высшей школе // Интеграция образования. 2018. Т. 22. №2 (91). С. 353-368.
-
Миронова Е.П. Гуманизация педагогического математического образования // Геометрия многообразий и ее приложения: Mатериалы 4-ой научной конференции с международным участием. Бурятский государственный университет, 2016. С. 239-245.
-
Мукосеенко О.А. Гуманитаризация процесса изучения курса высшей математики // Поддержка одаренности - развитие креативности: Mатериалы международного конгресса: в 2 томах. Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2014. С. 276-279.
-
Секинаева Б.Ш. Гуманитарный потенциал высшей математики в современном вузе // Современные проблемы науки и образования. 2014. №6. С. 886.
-
Стельмах Я.Г. Особенности математической подготовки студентов академического бакалавриата // Самарский научный вестник. 2016. №2 (15). С.185-189.
-
Трунтаева Т.И., Алмазова Т.А. Обучение математической логике в контексте гуманитаризации педагогического математического образования // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3. URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=28921 Дата последнего обращения 25.09.2019.
-
Успенский В.А. Апология математики или о математике как части духовной культуры // Новый мир. 2007. №12. С. 127-149.
-
Цыренова В.Б., Миронова Е.П. Развитие гуманитарной культуры студентов средствами математики // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. Вып. 15. С. 78-82.