Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №1 (17) (2020)
УДК 004.942
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ВУЗа
Авторы предлагают обобщенную модель функционирования распределенной информационной образовательной системы, изложены особенности задач управления дистанционной учебной деятельностью. В основу концепции модели автоматизированного образовательного процесса авторами положено понятие идентификатора состояния обученности - как критерия, определяющего качество подготовки обучающегося, либо группы обучающихся, т.к. предлагаемый авторами критерий применим в обоих случаях. Дистанционная учебная деятельность, с точки зрения информационной системы ВУЗа, рассматривается как целенаправленный процесс изменения состояния абонентов информационной системы посредством специальных информационных воздействий на них. Управление трактуется как инструмент описания модели процесса дистанционного обучения. Указываются этапы, на которые разбиваются процессы управления. Под объектом управления подразумевается множество субъектов учебной деятельности, при этом субъектом учебной деятельности может быть как конкретный обучаемый, так и группу обучаемых. Преподаватели, в предлагаемой модели, выступают как управляющие устройства, осуществляющие реализацию алгоритма управления - обучение, и образующие собственное множество. Исходя из предлагаемой модели, авторы полагают, что эффективность обучения напрямую зависит от адекватности предлагаемых в статье моделей субъекта обучения, причем, в процессе обучения сама модель подвержена изменениям. С точки зрения авторов, задача оптимизации процесса учебной деятельности в своем условии содержит неопределенность, что диктует необходимость ввода в её условие случайных величин, принимающих значение 1 (знает) или 0 (не знает). Обосновывается и подробно описывается блок-схема управления процессом дистанционной учебной деятельности посредством информационной системы ВУЗа. В дальнейшем предполагается уточнение отдельных параметров предлагаемой модели, замена абстрактных математических формулировок конкретными алгоритмами и стандартными процедурами автоматизации дистанционной учебной деятельности посредством информационной системы ВУЗа.
Ключевые слова
Функциональная модель; учебная деятельность; дистанционная учебная деятельность; схема управления процессом дистанционной учебной деятельности; Functional model; educational activity; distance educational activity; process control scheme of distance educa
The article discusses a generalized model of the functioning of a distributed information educational system, describes the features of the tasks of managing distance learning activities. The authors put the concept of a model of an automated educational process into the concept of an identifier of the state of learning - as an indicator of the quality of subject preparation. Moreover, the subject of training can be understood, depending on the purpose of the study, and the study group and the individual student. Distance learning activities, from the point of view of the university’s information system, are considered by the authors as a purposeful process of changing the status of subscribers of the information system through special informational impacts on them. Management is treated as a tool for describing a model of the distance learning process. The stages into which the management processes are divided are indicated. By the object of management of the authors is meant many subjects of educational activity, while the subject of educational activity can be either a particular student or a group of students. Teachers, in the proposed model, act as control devices that implement the control algorithm - training, and form their own set. Based on the proposed model, the authors believe that the effectiveness of training directly depends on the adequacy of the models of the subject of training proposed in the article, and in the process of training the model itself is subject to changes. From the point of view of the authors, the task of optimizing the process of educational activity in its condition contains uncertainty, which dictates the need to enter in its condition random variables taking the value 1 (knows) or 0 (does not know). The authors substantiate and describe in detail the block diagram of the process of distance learning through the information system of the university. In the future, it is expected to refine individual parameters of the proposed model, replace abstract mathematical formulations with specific algorithms and standard procedures for automating distance learning activities through the information system of a university.
Список литературы
-
Монахов М.Ю. Модель процесса обучения в информационной образовательной сети // Компьютерные технологии обработки и анализа данных. Ташкент: АНРУз, 2000. С. 93-100.
-
Монахов М.Ю., Звягин М.Ю. К вопросу формирования индивидуальной стратегии обучения // Дистанционное обучение и новые технологии в образовании: Материалы региональной НМК. Владимир: Владимирский государственный университет, 2001. С. 96-98.
-
Монахов М.Ю., Звягин М.Ю. Второе поколение математических моделей обучения в информационной образовательной сети // Математика. Компьютер. Образование: тезисы доклада VIII Международной конференции. М., 2000. С. 235.
-
Растригин Л.А. Адаптивное обучение с моделью: концепция, алгоритмы, программная реализация и опыт внедрения // Информатика и компьютерная грамотность / под ред. Б.Н. Наумова. М.: Наука, 1988. С. 207-216.
-
Солдатов В.Н., Синицын Е.С., Воронин В.А. Построение формальной модели процесса автоматизированного обучения // Кибернетика и вуз. 1985. С. 65-73.