Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №1 (21) (2021)
УДК 372.851+378.14
DOI 10.24888/2500-1957-2021-1-16-22
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРЕДМЕТАМ МАТЕМАТИЧЕСКОГО И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА В ШКОЛЕ И В ВУЗЕ
Проблема мотивационно-ценностного отношения к предметам математического и естественнонаучного цикла определяется как ключевае на государственном уровне. Для решения возникающих мотивационных проблем важно создание интерактивной модели обучения с применением современных информационных технологий. В методической системе обучения появляются новые формы организации обучения, новые образовательные технологии. Организация учебных занятий предполагает применение интерактивных форм и методов обучения на предметах математического и естественнонаучного цикла. К таковым следует отнести: проблемные лекции с преобладанием наглядных моделей; технологии «flipped classroom» при изучении нового материала; семинарские, практические и лабораторные занятия проводятся с применением проблемных технологий, агонального диалога и интерактивного оборудования, математических пакетов, малых средств информационных технологий и мультмедийных технологий; интернет-сопровождение в виде образовательного интернет-портала или сайта; образовательные web-квесты на базе облачных технологий; исследовательские задания на основе методов case-стади с применением сетевых ресурсов; компьютерные учебно-деловые игры; современные средства диагностики образовательных результатов (контекстные задачи, компьютерные учебно-деловые игры, выступление на научных конференциях, публикации, публичные защиты, интернет-олимпиады, синквейны и др. Опытно-экспериментальная работа показала, что учебно-деловые игры, позволяют значительно повысить мотивационно-ценностное отношение обучающихся к предметам математического и естественнонаучного цикла. Использование компьютерной учебно-деловой игры позволяет по-новому смоделировать виртуальную обучающую ситуацию на основе адаптивной интеллектуальной системы обучения. В статье представлены особенности компьютерной учебно-деловой игры по теории множеств. Компьютерная учебно-деловая игра позволяет организовать самостоятельную деятельность, активизировать учебно-познавательную деятельность.
INTERACTIVE TECHNOLOGIES AS A MEANS OF FORMING MOTIVATIONAL-VALUE ATTITUDE TO SUBJECTS OF MATHEMATICAL AND NATURAL SCIENCE CYCLE IN SCHOOL AND IN UNIVERSITY
The problems of motivational and value attitude to the subjects of the mathematical and natural science cycle are defined as key at the state level. To solve the emerging motivational problems, it is important to create an interactive training model using modern information technologies. In the methodological system of training, new forms of organizing training, new educational technologies appear. The organization of training classes involves the use of interactive forms and methods of training in subjects of the mathematical and natural science cycle: problem lectures with a predominance of visual models; "flipped classroom" technology in the study of new material; Seminar, practical and laboratory lessons are conducted using problematic technologies, agonal dialogue and interactive equipment, mathematical packages, small information technology tools and multimedia technologies; Internet support in the form of an educational Internet portal or website; сloud-based educational web quests Research tasks based on case-stage methods using network resources computer training and business games; modern tools for diagnosing educational results (contextual tasks, computer educational and business games, speaking at scientific conferences, publications, public defenses, Internet Olympiads, synquins, test and control tasks on topics, offset, exam, protection of practical and significant works); e-learning portfolio. Experimental work has shown that educational and business games make it possible to significantly increase the motivational and value attitude of students to subjects of the mathematical and natural science cycle. The use of a computer training and business game allows you to model a virtual training situation in a new way based on an adaptive intelligent training system. The article presents the features of a computer educational and business game on set theory. The computer educational and business game allows you to organize independent activities, to intensify educational and cognitive activities.
Список литературы
-
Артюхин О.И., Артюхина М.С. Контекстные технологии как мотивационная составляющая математического образования // Continuum. Математика. Информатика. Образование. 2018. Т. 11. №3. С. 99-104.
-
Артюхина М.С., Артюхин О.И. Интеграция e-learning и традиционного обучения математическим дисциплинам на гуманитарных направлениях подготовки // Информатизация образования и методика электронного обучения: материалы III Международной научной конференции, Красноярск, 24-27 сентября 2019 г. Красноярск: Сибирский федеральный университет, Институт космических и информационных технологий, 2019. С. 15-19.
-
Дворяткина С.Н., Лопухин А.М. Кейс-технологии в обучении математике как механизм развития вероятностного стиля мышления будущих специалистов в области экономики // Continuum. Математика. Информатика. Образование. 2020. Т. 17. № 1. С. 42-50.
-
Карауылбаев С.К. Организация компьютерного учебно-игрового обучения в подготовке бакалавров // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. URL: http://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=12453 (дата обращения: 01.03.2021).
-
Китаева И.В. Формирование стохастической компетенции учащихся при изучении математики с использованием интерактивных методов и средств обучения: дис… канд. пед. наук. Елец, 2017. 169 с.
-
Линевич Л.А. Развитие комплексных умений студентов на основе применения интерактивной контролирующей программы: на примере информационных и математических специальностей: дис… канд. пед. наук. Барнаул, 2011. 181 с.
-
Маслоу А.Х. Мотивация и Личность. Спб.: Евразия, 2001. 319 с.
-
Рыжков А.И. Технология разработки интерактивных средств обучения и методика их использования в курсе геометрии педвузов: дис… канд. пед. наук. Новосибирск, 2006. 198 с.
-
Санина Е.И., Карауылбаев С.К. Теория и практика создания и применения компьютерных учебно-деловых игр в обучении бакалавров: монография. Тула: Тульский полиграфист, 2014. 151 с.
-
Санина Е.И., Зенкова Л.А., Попова Т.С. Воспитание мотивационно-ценностного отношения к изучению математики обучающихся основной школы // Проблемы современного педагогического образования. 2020. Т. 66. №3. С. 261-264.