Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №1 (21) (2021)
УДК 378.147
DOI 10.24888/2500-1957-2021-1-22-28
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЗАДАЧНИК-ТРАНСФОРМЕР КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЛИНИЙ НА ПРИМЕРЕ СБОРНИКА ЗАДАЧ ПО КОМПЛЕКСНОМУ АНАЛИЗУ
Статья посвящена актуализировавшейся проблеме формирования базы качественных электронных средств поддержки процесса обучения с целью формирования компетенций обучающихся в условиях экстренных мер начала 2020 года. Решение проблемы авторы видят в применении в учебном процессе «электронных учебников-трансформеров», которые проектируются путем создания многовариантного представления его содержания, соответствующего замыслам преподавателя и научным предпочтениям обучающегося. Рассматривается вопрос о принципах построения электронного сборника задач по теории функций комплексного переменного. Приведены примеры различных содержательно-методических линий курса. Предложен вариант построения электронного ресурса, основанный на организации учебного процесса в соответствии с конкретной содержательно-методической линией. Идея «трансформера» состоит в возможности изменения уровня изучения конкретного раздела дисциплины, скрывая «лишний» в рамках избранной содержательно-методической линии учебный материал и акцентируя внимание обучающегося на необходимых аспектах теории и практики. Реализация предложенного авторами подхода обеспечит установление междисциплинарных связей через решение вопросов приложения теории аналитических функций в более глубоких задачах комплексного анализа, математической физики, гидро- и аэродинамики. Разработанные электронные средства показали высокую результативность при их использовании в реальном учебном процессе в самообразовательной деятельности обучаемых. Материалы статьи представляют практическую ценность для разработчиков электронных средств обучения, а также преподавателей, предпочитающих использовать инновационные методы обучения.
ELECTRONIC PROBLEM BOOK-TRANSFORMER AS TOOL FOR FORMATION OF CONTENT-METHODICAL LINES USING EXAMPLE OF PROBLEM BOOK OF COMPLEX ANALYSIS
The article is devoted to the actualized problem of forming a base of high-quality electronic means of supporting the learning process in order to form the competencies of students in the context of emergency measures at the beginning of 2020. The authors see the solution to the problem in the use of "electronic textbooks-transformers" in the educational process, which are designed by creating a multivariate presentation of its content, corresponding to the teacher's intentions and the student's scientific preferences. The question of the principles of constructing an electronic collection of problems on the theory of functions of a complex variable is considered. Examples of various content-methodological lines of the course are considered. A variant of building an electronic resource based on the organization of the educational process in accordance with a specific content and methodological line is proposed. The idea of the "transformer" is the possibility of changing the level of study of a specific section of the discipline, hiding the "unnecessary" educational material within the chosen content and methodological line and focusing the student's attention on the necessary aspects of theory and practice. The implementation of the approach proposed by the authors will ensure the establishment of interdisciplinary connections through the solution of the application of the theory of analytical functions in deeper problems of complex analysis, mathematical physics, hydro- and aerodynamics. The developed electronic means have shown high efficiency when used in a real educational process during self-educational activities of students. The materials of the article are of practical value for developers of electronic learning tools, as well as teachers who prefer to use innovative teaching methods.
Список литературы
-
Асланов Р.М., Муханова А.А., Муханов С.А., Нижников А.И. Высшая математика. Книга из пяти частей. Часть 4. Калуга: Изд-во «ЭЙДОС», 2015.
-
Баженова И.В., Пак Н.И. Разработка электронного учебника-трансформера при обучении программированию на основе самопознавательной деятельности студента // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2019. Т 47. № 1. С. 20-28.
-
Горин Е.А. Введение в теорию аналитических функций. Учебное пособие. М.: Изд-во МПГУ, 2005. 163 с.
-
Латышев А.В., Луканкин Г.Л. Введение в теорию функций комплексного переменного. М: Изд-во МГОУ, 2002.
-
Латышев А.В., Луканкин Г.Л. Краевые задачи теории функций комплексного переменного. М: Изд-во МГОУ, 2003.
-
Мирошкина М.Р., Евладова Е.Б., Куракин А.В. Цифровое поколение в образовании: интерпретация результатов исследования // Социальная педагогика в России. 2017. № 6. С. 12-17.
-
Носков М.В., Дьячук П.П., Добронец Б.С., Вайнштейн Ю.В., Кытманов А.А., Лапчик М.П., Рагулина М.И., Хеннер Е.К., Захарова И.Г., Пак Н.И., Степанова Т.А., Михеев С.А., Скибицкий Э.Г. Эволюция образования в условиях информатизации. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2019. 212 с.
-
Пак Н.И., Потупчик Е.Г., Хегай Л.Б. Концепция трансформационных и перевернутых электронных учебников // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2020. Т. 17. № 2. С. 123-168.
-
Aslanov R.M., Sushkov V.V. About implementation of complex analysis informative and methodical lines in the problem book of the complex variable theory. International Conference "Modern Problems of Mathematics and Mechanics" devoted to the 60th anniversary of the Institute of Mathematics and Mechanics (23-25 October, 2019, Baku, Azerbaijan). 2019. Рр. 138-139.