Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №1 (21) (2021)
УДК 378.147
DOI 10.24888/2500-1957-2021-1-39-47
РУССКИЙ МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК И ЧТЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ: ОТНОШЕНИЕ ДВУХ ЧИСЕЛ; ПРОПОРЦИЯ
В статье актуализируется терминологическая проблема чтения русскоязычных математических текстов, состоящая в обучении студентов речевой деятельности, в том числе иноязычной, в совокупности средств и способов ее реализации. Установлены критерии отбора активного грамматического материала: функциональная необходимость, которая выражается в предпочтительном (высокочастотном) способе оформления определенных типов смысловых связей; стилистическая репрезентативность, характерная для устной научной речи; исключение явлений, употребительных только в книжно-письменном варианте; грамматический параллелизм и синонимия, позволяющие создавать структурно разнообразные высказывания. Автором детально проанализированы школьные и вузовские учебники на предмет корректности чтения русских математических текстов, в частности отношения двух чисел и пропорций, установлена недостаточная разработанность речевых нормативов в учебно-методической литературе. Основным результатом исследования является разработанная автором терминологическая семантическая модель, содержащая варианты чтения отношения двух чисел. Модель создана на материалах учебной и справочной литературы по математике для отечественных и иностранных учащихся. На основе разработанной модели рассматриваются варианты чтения пропорций, объясняющие строение языковых штампов, используемых в устной речи. Предложена методика работы над научным стилем математической речи, направленная на оптимизацию чтения математических текстов и организацию в иноязычной аудитории математического дискурса.
RUSSIAN MATHEMATICAL LANGUAGE AND READING OF MATHEMATICAL TERMS: RELATIONSHIP OF TWO NUMBERS; PROPORTION
The article actualizes the terminological problem of reading Russian-language mathematical texts, which consists in teaching students speech activity, including foreign language, in the aggregate of means and methods of its implementation. The criteria for the selection of active grammatical material have been established: functional necessity, which is expressed in the preferred (high-frequency) way of formalizing certain types of semantic connections; stylistic representativeness characteristic of oral scientific speech; exclusion of phenomena used only in the book-written version; grammatical parallelism and synonymy, allowing the creation of structurally diverse statements. The author has analyzed in detail school and university textbooks for the correctness of reading Russian mathematical texts, in particular, the ratio of two numbers and proportions, the insufficient development of speech standards in educational and methodological literature has been established. The main result of the research is a terminological semantic model developed by the author, containing variants of reading the relationship of two numbers. The model was created on materials of educational and reference literature on mathematics for domestic and foreign students. On the basis of the developed model, options for reading proportions are considered, explaining the structure of language stamps used in oral speech. A method of work on the scientific style of mathematical speech is proposed, aimed at optimizing the reading of mathematical texts and organizing mathematical discourse in a foreign language audience.
Список литературы
-
Варшавская Л.В., Лазарева Е.А., Коновалов А.И., Рогова М.К. Пособие по математике для студентов-иностранцев (начальный этап обучения). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1967. 220 с.
-
Варшавская Л.В., Лазарева Е.А., Коновалов А.И., Рогова М.К. Пособие по математике для студентов-иностранцев (начальный этап обучения). М.: Изд-во Моск. ун-та. 2-е изд., перераб. и доп. 1974. 152 с.
-
Выгодский М.Я. Справочник по элементарной математике. М.: Физматгиз, 13-е изд. 1960, 115 с.
-
Выгодский М.Я. Справочник по элементарной математике. М.: Физматгиз 24-е изд. 1976, 102 с.
-
Громов А.И., Жаров В.К., Кузьминов В.И., Суркова М.В. Математика для иностранных студентов подготовительных факультетов вузов России. М.: «Янус-К», 2005. 348 с.
-
Громов А.И., Кузьминов В.И., Суркова М.В. Математика: Учеб. пособие. М.: РУДН, 2010. 503 с.
-
Киселев А.П. Алгебра, ч. II. Учебник для 8-10 классов средней школы. М.: Учпедгиз, 1959. 232 с.
-
Киселев А.П. Систематический курс арифметики / Под ред. А.Я. Хинчина. М.: ЛЕНАНД, 2015. 152 с.
-
Колмогоров А.Н. и др. Алгебра и начала анализа. 9-10 кл. / Под ред. А.Н. Колмогорова. М.: Просвещение, 1980. 336 c.
-
Кузнецова Т.И. Русский математический язык для студентов-иностранцев (начальный этап). Чтение математических текстов: один и единица // CONTINUUM. Математика. Информатика. Образование. 2020. Т. 19. № 3. С. 35-42.
-
Кузнецова Т.И. Русский математический язык. Адаптация математических текстов в условиях подготовительного факультета для иностранных граждан: плюсы и минусы // Русское культурное пространство: коммуникативные аспекты: Сборник материалов XIX Международной научно-практической конференции, Москва, 19 апреля 2018 г. М.: МАКС Пресс, 2019. С. 262-267.
-
Кузнецова Т.И., Грибков И.В. Геометрия: Учеб. пос. для иностранных студентов естественнонаучных специальностей, обучающихся на подготовительном факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 108 с.
-
Лазарева Е.А., Зверев Н.И. Арифметические операции: Пособие для начального этапа обучения математике иностранных учащихся. М.: Ред.-Изд. Совет МОЦ МГ, 2005. 95 с.
-
Лазарева Е.А., Пацей И.П., Вуколова Т.М. Алгебра: Учебное пособие для студентов-иностранцев, обучающихся на подготовительных факультетах. М.: Ред.-Изд. Совет МОЦ МГ, 2006. 153 с.
-
Математика. Алгебра и начала анализа: Учеб. пос. для иностранных граждан, обучающихся на подготовительных факультетах вузов / Под общ. ред. А.И. Лобанова. Киев: Вища шк. Головное изд-во, 1987. 304 с.
-
Письменный Д.Т. Конспект лекций по высшей математике: Полный курс. М.: Айрис-пресс, 2009. 608 с.
-
Приходько Е.М., Пасько Т.П., Чебова Д.Л. Математика: Арифметика, алгебра, тригонометрия: Учеб. пособие для студентов-иностранцев. М.: Высш. шк., 1971. 304 с.
-
Соколова Л.И. Основы математики: Учебник для иностранных студентов подготовительных факультетов вузов. М.: РУДН, 2008. 129 с.
-
Тактаров Н.Г. Справочник по высшей математике для студентов вузов. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2015. 880 с.