Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №1 (21) (2021)
УДК 372.851
DOI 10.24888/2500-1957-2021-1-48-57
МЕТОДИЧЕСКИЕ ИСТОКИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ
В статье идет речь об изучении методических истоков междисциплинарности в школьном курсе математики, об истории обучения математике в отечественной школе в первой трети ХХ века, о введении в учебный процесс комплексного обучения математике, которое явилось источником реализуемого в настоящее время междисциплинарного подхода в образовании. Приведены примеры из учебников и учебных пособий прошлых лет. Особо отмечено, что сегодня перед школой ставится задача установления связи между отдельными элементами содержания образования различных учебных дисциплин, зачастую довольно далеких друг от друга. Истоки междисциплинарных связей, с психологической точки зрения, находятся внутри учебного предмета, поэтому методически грамотное установление связей между предметами является необходимым педагогическим условием для формирования системы знаний у обучаемых. Нередко реализация идеи междисциплинарности сочетается с применением проектного обучения. Сделан вывод о том, что данные принципы обучения являются обоснованными, но только после изучения отдельных классических школьных предметов, после формирования фундамента знаний, на котором базируются междисциплинарные курсы. Осуществлять реализацию междисциплинарных курсов в школе необходимо, но только в 10-11 классах с опорой на фундаментальность и осознанность выполнения учебных действий нашими школьниками.
METHODOLOGICAL ORIGINS OF INTERDISCIPLINARITY IN A SCHOOL MATH COURSE
The article deals with the study of the methodological origins of interdisciplinarity in the school course of mathematics, the history of teaching mathematics in the domestic school in the first third of the twentieth century, the introduction of integrated teaching of mathematics into the educational process, which was the source of the currently implemented interdisciplinary approach in education. Examples from textbooks and textbooks of previous years are given. It is particularly emphasized that today the school is faced with the task of establishing a connection between the individual elements of the educational content of various academic disciplines, often quite far from each other. The origins of the formation of interdisciplinary connections, from a psychological point of view, are located within the educational subject, so methodically competent establishment of connections between subjects is a necessary pedagogical condition for the formation of a system of knowledge among students. Often, the implementation of the idea of interdisciplinarity should be carried out with the use of project training. It is concluded that the implementation of interdisciplinary principles of teaching should be carried out only after the study of certain classical school subjects, after the formation of the foundation of knowledge on which interdisciplinary courses are based, and it is necessary to implement interdisciplinary courses in school, but only in grades 10-11, based on the fundamental and awareness of the implementation of educational actions by our students.
Список литературы
-
Астряб А.М. Арифметический задачник. (Применительно к комплексной системе). Для деревни. Первый год обучения. Киев: Гос. изд-во Украины, 1924. 78с.
-
Ланков А.В., Мошкова А.С. Первые шаги в математике. 1 год обучения. Рабочая книга для школ I ступени. М.-Л.: Работник просвещения, гос. тип. имени Евгении Соколовой. 1929. 72с.
-
Ланков А.В., Мошкова А.С. Первые шаги в математике. 2 год обучения. Рабочая книга для школ I ступени. М.-Л.: Работник просвещения, гос. тип. имени Евгении Соколовой. 1930. 80с.
-
Ланков А.В., Мошкова А.С. Первые шаги в математике. 3 год обучения. Рабочая книга для школ I ступени. М.: "Работник просвещения", 7-я тип. Мосполиграфа "Искра революции", 1930. 138с.
-
Ланков А.В. Первые шаги в математике. 4-й год обучения. Приложения: 1. Лабораторные работы и задачи-проекты по математике - 10 работ. 2. Проверочные работы по математике - 9 работ. М.: Работник просвещения", 1930. 19 с.
-
Тарасова О.В. По страницам арифметического задачника для деревенской школы. К 120-летию со дня рождения А.М. Астряба // Начальная школа. 1999. №2. С.53-55.