Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №1 (21) (2021)
УДК 378.147.34
DOI 10.24888/2500-1957-2021-1-57-64
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ЛОГИКЕ ПРЕДИКАТОВ
Статья посвящена проблеме разработки учебных материалов с практической направленностью для методического обеспечения учебного процесса по математике в вузе. Данная проблема в современных трудах в области математического образования рассматривается в рамках исследования содержательного и методического аспектов практико-ориентированного обучения, контекстного обучения в вузе, реализации принципа гуманизации. Задача традиционно является основным средством обучения математике, поскольку вовлечение обучаемого в учебную математическую деятельность возможно только в условиях постановки понятной и целесообразной учебной задачи вместе с предоставлением учебных материалов, содержащих задачи как тренировочного, так и проблемного характера. В осуществлении практико-ориентированного и контекстного обучения математике в вузе значимая роль в содержании учебных материалов отводится практико-ориентированным задачам. Применение практико-ориентированных задач является одним и способов гуманитаризации обучения математике, которая рассматривается как содержательная составляющая реализации принципа гуманизации в математическом образовании. В статье выделены подходы к определению практико-ориентированных задач в современных педагогических исследованиях и, согласно этим подходам, описаны виды этих задач в обучении математике. Данные виды задач рассмотрены на примере практико-ориентированных задач по разделу математической логики - логика предикатов. Данная область знания имеет возможности конструирования учебных материалов с практической направленностью. Выявлено, что ряд задач, представляющих собой логические проблемы, имеют практический характер, и их решение в рамках логики предложений не приводит к верному результату. Моделирование же условий текстовой задачи, содержащей в себе логическую проблему, как задачи логики предикатов, и дальнейшее ее решение с применением аппарата логики предикатов дает верное решение. В исследовании рассмотрены примеры подобных задач, которые успешно применялись в обучении математической логике студентов направления «Педагогическое образование» (профиль «Физика и математика») в Калужском государственном университете им. К.Э. Циолковского.
PRACTICE-ORIENTED TASKS IN PREDICATE LOGIC
The paper is devoted to the problem of developing educational materials with a practical focus for the teaching support of the educational process in mathematics at the university. This problem in modern works in the field of mathematics education is considered within the framework of the study of the content and teaching aspects of practice-oriented learning, contextual learning at a university and the implementation of the principle of humanization in mathematics education. The task is traditionally the main mean of teaching mathematics, since the involvement of the student in educational mathematical activity is possible only in the conditions of formulating an understandable and expedient educational task together with the provision of educational materials containing tasks of both training and problematic nature. In the implementation of practice-oriented learning, contextual teaching of mathematics at the university, a significant role in the content of educational materials is assigned to practice-oriented tasks. The use of practice-oriented tasks is one of the ways to humanitarization teaching mathematics, which is considered as a meaningful component of the implementation of the principle of humanization in mathematics education. The article highlights approaches to the definition of practice-oriented tasks in modern pedagogical research and, according to these approaches, describes the types of these tasks in teaching mathematics. These types of problems are considered on the example of practice-oriented tasks in such a section of mathematical logic as predicate logic. This area of knowledge has the ability to design training materials with a practical focus. Thus, a number of tasks that are logical problems are of a practical nature, and their solution within the framework of the logic of proposals does not lead to the correct result. Modeling the conditions of a plot task, which contains a logical problem, as a problem of predicate logic and its further solution using the apparatus of predicate logic, gives the correct solution. Examples of such tasks are discussed in this paper. The tasks, examples of which are set out in this paper, were used in teaching mathematical logic to students enrolled in the direction of "Pedagogical Education", profile "Physics and Mathematics" at Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky.
Список литературы
-
Алмазова Т.А., Трунтаева Т.И. Обучение математической логике в контексте гуманитаризации педагогического математического образования // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3. C.80. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38732429 (Дата последнего обращения 14.12.2020)
-
Алмазова Т.А., Трунтаева Т.И. Роль математической логики в формировании математической культуры студентов вузов // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. 2018. Т. 61. №4 С. 4-7.
-
Вербицкий А.А. Контекстное обучение: понятие и содержание // Эксперимент инновации в школе. 2009. №4. С. 8-13.
-
Деменкова Л.Г., Полицинский Е.В. Использование практико-ориентированных задач в процессе обучения студентов технического вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. Т. 15. №3. С.121-125.
-
Дмитриева Ф.В. Формирование профессиональных компетенций у студентов СПО через внедрение в образовательный процесс практико-ориентированных задач // Вестник Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2012. Т. 9. №3. С.131-135.
-
Дмух Г.Ю. Практико-ориентированные задачи как основа математического образования студентов // Обучение и воспитание: методика и практика. 2013. №6. С.122-125.
-
Кендиван О.Д. Практико-ориентированные учебные задачи по химии // Образование в современной школе. 2009. №4. С.13-18.
-
Маслова Ю.А. Методическая значимость практико-ориентированных задач для подготовки бакалавра педагогического образования // Научное мнение. 2016. №6-7. С.150-153.
-
Никаноркина Н.В., Алмазова Т.А. Использование профессионально-ориентированных задач в обучении математике студентов экономических вузов // Калужский экономический вестник. 2018. №3. С.75-80.
-
Павлова Л.В. Познавательные компетентностные задачи как средство формирования предметно-профессиональной компетентности будущего учителя математики // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. № 113. С.169-174.
-
Трунтаева Т.И. Обучение математической логике студентов вузов гуманитарных направлений подготовки // Continuum. Математика. Информатика. Образование. 2020. Т. 17. №1. С.44-50.
-
Трунтаева Т.И. Развитие дедуктивного мышления с помощью сюжетных логических задач // Вестник Калужского университета. 2019. №4. С.125-129.
-
Шарыгин И.Ф. Математическое образование: вчера, сегодня, завтра // Скепсис: научно-просветительский журнал. 2001. URL: https://scepsis.net/library/id_638.html (Дата последнего обращения 14.12.2020).