Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №4 (24) (2021)
УДК 372.851
DOI 10.24888/2500-1957-2021-4-22-31
ОРГАНИЗАЦИЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИ НАПРАВЛЕННОГО ОБУЧЕНИЯ СТОХАСТИКЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Стохастическое образование направлено на формирование у школьников научных знаний, практических навыков и умений в области комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики, оно позволяет развивать их интеллектуальные способности и мировоззрение. В результате чего учащиеся обретают уникальную индивидуальную идентичность. Мировоззренческий потенциал стохастического образования выражается в том, что предмет стохастики как науки помогает взглянуть на внешний мир под определенным углом зрения (метафорически, символически, системно) и изучить случайные явления, их связи и закономерности. В процессе обучения стохастике у учащихся развиваются устойчивые мотивы, способы и средства математического познания действительности, совершенствуются основные мыслительные действия и операции, расширяется научный кругозор. Особое внимание уделяется развитию отдельно значимых аспектов мировоззрения личности школьника: логическому и интуитивному компонентам мышления, «стохастической» памяти, отдельным группам умений, в частности, умений устанавливать межпредметные связи стохастки с естественнонаучными дисциплинами. Формирование стохастического мировоззрения происходит вследствие оказываемого педагогического воздействия, обуславливающего становление мировоззренческих ориентиров и качеств старшеклассников, развитие устойчивого положительного отношения к стохастической составляющей в окружающем мире. Владение учащимися вероятностно-статистическими методами раскрывает самобытность явлений окружающей действительности, выявляет уникальность закономерностей, присущих им. Устойчивые предметные знания по стохастике позволяют учащимся 10-11 классов анализировать и оценивать достоверность случайных событий, строить логически обоснованные выводы, принимать решения в условиях неопределенности. Тем самым, стохастическое мировоззрение позволяет приблизить учащихся к реальной действительности с её проблемами и парадоксами. Развитие исследования по формированию стохастического мировоззрения школьников на сегодняшний день в условиях современных реалий является весьма актуальным. Можно с уверенностью заявить, что наука о случайном (стохастика) просто необходима для формирования мировоззрения учащихся 10-11 классов.
ORGANIZATION OF WORLDVIEW-ORIENTED STOCHASTIC EDUCATION FOR HIGH SCHOOL STUDENTS
Stochastic education aims to provide students with scientific knowledge, practical skills and abilities in combinatorics, probability theory and mathematical statistics; it allows them to develop their intellectual abilities and worldview. As a result, students acquire a unique individual identity. The worldview potential of stochastic education is expressed in the fact that the subject of stochastics as a science helps to look at the external world from a certain angle (metaphorically, symbolically, systematically) and to study random phenomena, their connections and regularities. In the process of teaching stochastics students develop sustainable motives, ways and means of mathematical knowledge of reality, improve basic thinking actions and operations, broaden scientific outlook. Particular attention is paid to the development of individually significant aspects of students' personal worldview: logical and intuitive components of thinking, "stochastic" memory, certain groups of skills, in particular, the ability to establish interdisciplinary connections of stochastics with natural science disciplines. The formation of stochastic worldview occurs as a result of the pedagogical impact, conditioning the formation of worldview reference points and qualities of high school students, the development of a sustainable positive attitude to the stochastic component in the surrounding world. Students' mastery of probabilistic-statistical methods reveals the identity of phenomena of the surrounding reality, reveals the uniqueness of the laws inherent in them. Steady subject knowledge of stochasticity allows students in grades 10-11 to analyze and evaluate the reliability of random events, draw logically valid conclusions, and make decisions under conditions of uncertainty. Thus, the stochastic worldview allows to bring students closer to the real reality with its problems and paradoxes. The development of research on the formation of stochastic worldview of students is very relevant today in terms of modern realities. It is safe to say that the science of randomness (stochastics) is simply necessary for the formation of the worldview of students in grades 10-11.
Список литературы
-
Берестовицкая С.Е. Школьное содействие мировоззренческому самоопределению старшеклассников: автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб, 2018.
-
Вартанова Е.Л. Индустрия российских медиа: цифровое будущее. М.: МедиаМир, 2017.
-
Гнеденко Б.В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике. М.: Просвещение, 1982.
-
Горбунова Н.В., Болдырева Е.П. Цифровизация как приоритетное направление модернизации российского образования. Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2019.
-
Дворяткина С.Н., Щербатых С.В. Теоретико-методическое обеспечение фрактального формирования и развития вероятностного стиля мышления в процессе обучения математике. М.: Флинта, 2020.
-
Жохов А.Л. Научные основы мировоззренчески направленного обучения математике в общеобразовательной и профессиональной школе: автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1999.
-
Жохов А.Л. Формирование научного мировоззрения школьников при обучении математике. Ярославль: Издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2011.
-
Завражная Е.А., Каракозов С.Д., Седова Е.П., Титова О.Н. Перспективы развития цифровой образовательной среды в Российской Федерации // Молодёжный научный вестник. 2018. № 12 (37). С. 85-96.
-
Карелина И.Е. Формирование мировоззрения учащихся при изучении геометрии в старших классах естественнонаучного профиля обучения: дис. канд. пед. наук. Москва, 2005.
-
Китаева И.В. Формирование стохастической компетенции учащихся при изучении математики с использованием интерактивных методов и средств обучения: автореф. дис. канд. пед. наук. Елец, 2017.
-
Константинов Н.Н., Семенов А.Л. Результативное образование в математической школе // Чебышевский сборник. 2021. Т. 22. № 1 (77). С. 413-446. DOI: 10.22405/2226-8383-2021-22-1-413-446
-
Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Владос., 2010.
-
Мирзоев О.А. Формирование научного мировоззрения старшеклассников средствами межпредметной связи: автореф. дис.. канд. пед. наук. Душанбе, 2014.
-
Нахман А.Д. Инновационное проектирование системы стохастической подготовки. Издательская платформа Российской академии естествознания. 2017.
-
Паладян К.А., Плужникова Е.А. Использование мировоззренческих ситуаций на уроках математики в основной школе // Методический поиск: проблемы и решения. 2020. № 1 (28). С. 53-59.
-
Панченко О.Л., Мухаметзянова Ф.Г., Хайрутдинов Р.Р. Вызовы и риски безопасности личности в условиях цифровизации образования // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: сборник материалов Всероссийского симпозиума психологов / под общ. ред. Д.В. Сочивко. Рязань, 2019. С. 640-645.
-
Подходова Н.С. Методика обучения математике. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2020.
-
Терехова Л.А. Взаимодействие элементов стохастики с числовой содержательно-методической линией школьного курса математики // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 22. № 1 (165). С. 71-77.
-
Теркулова И.Н. Цифровая среда как педагогическое условие позитивной социализации обучающихся во франкоговорящих странах (Франция, Канада): автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2019.
-
Тестов В.А. Обновление содержания обучения математике: исторические и методологические аспекты. Вологда: Вологодский гос. пед. ун-т, 2012.
-
Троицкая О.Н. Качественные задачи как средство обучения стохастике в средней школе на основе житейских знаний учащихся: дис. канд. пед. наук. Орел, 2007.
-
Федотова Е.Л. Информационные технологии и системы. М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2020.
-
Цомартова Т.А. Мировоззрение: синтез научного и художественного мышления в процессе обучения. Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2020.
-
Чекалова Л.А. Формирование научного мировоззрения учащихся старших классов в условиях гуманитаризации естественно-математических дисциплин: автореф. дис. канд. пед. наук. Карачаевск, 2003.
-
Шабанова М. В. и др. Экспериментальная математика в школе. Исследовательское обучение. М.: ИД "Акад. естествознания", 2016.
-
Шихнабиева Т.Ш. Цифровое образование: методы, модели и технологии // Мониторинг. Наука и технологии. 2018. № 2 (35). С. 65-68.
-
2020: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 115-летию со дня рождения патриарха российского образования, великого педагога и математика, академика РАН С.М. Никольского, Орел, 29-31 октября 2020 г. Орел: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, 2020. С. 247-252.
-
Щербатых С.В., Лыкова К.Г. Формирование стохастического мировоззрения старшеклассников посредством развития вероятностного стиля мышления // Continuum. Математика. Информатика. Образование. 2020. № 2 (18). С. 46-52.
-
Щербатых С.В. Методическая система обучения стохастике в профильных классах общеобразовательной школы: автореф. дис. д-ра пед. наук. Москва, 2012.
-
Shcherbatykh S., Lykova K. Digitalization of Mathematical Education and its Influence on the Formation of Stochastic Worldview through the Development of Probabilistic Thinking Style // Informatization of Education and E-learning Methodology: Digital Technologies in Education IEELM-DTE. 2020. Vol. 2770. P. 96-102.