Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №4 (24) (2021)
УДК 372.851
DOI 10.24888/2500-1957-2021-4-51-59
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНЛАЙН-СЕРВИСОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ СЕТЕВОГО НАСТАВНИЧЕСТВА НАД УЧАЩИМИСЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «МУЗЕЙ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ»
Сетевые исследовательские проекты и сетевое наставничество рассматриваются сегодня как важный компонент подготовки учащихся к активному и инициативному гражданству в современном обществе. Реализация программы сетевого наставничества над учащимися 7-10 классов начата в 2021 году Ассоциацией педагогов, работающих с одаренными детьми, в рамках модели «Сетевая проектная школа». Взаимодействие участников школы может осуществляться как в очной, так и дистанционной форме с использованием программных продуктов и онлайн-сервисов. Обучающиеся для реализации программ сетевого наставничества наибольшее предпочтение отдают социальным сетям: ВКонтакте, Facebook, Instagram и другим. Мнения наставников расходятся в отношении выбора платформы для реализации программ. Большинство их них относится с недоверием к социальным сетям. Вместе с тем они признают значимость средств ИКТ для обеспечения следующих возможностей: вхождения наставляемых в научные сообщества; для распространения информации о лучших практиках наставничества в области исследовательской деятельности; для создания базы данных специалистов готовых к передаче знаний и опыта юным исследователям, а также готовых оказать им помощь в решении проблем, возникающих в исследовательской деятельности; для создания базы данных юных исследователей, заинтересованных в поиске наставников и научных контактов; для создания банка исследовательских задач и проектов, в которых могут принять участие юные исследователи; для повышения квалификации наставников одаренных детей через мероприятия малой формы (вебинары, мастер-классы и т.п.). Для организации совместной работы территориально распределенных участников проектной команды в настоящее время существует огромное количество средств коммуникации и взаимодействия: системы видеоконференцсвязи, социальные сети, мессенджеры, виртуальные доски, облачные хранилища данных с совместным доступом, а также программные продукты для управления проектами. Практика показала, что принятие решения о выборе набора таких средств является достаточно сложным. В статье представлен ход и результаты работы по определению онлайн-сервисов для организации сетевого наставничества, описан опыт их использования на примере взаимодействия команды сетевого проекта «Музей занимательной математики».
THE USE OF ONLINE SERVICES FOR THE ORGANIZATION OF ONLINE MENTORING OF STUDENTS IN THE IMPLEMENTATION OF THE PROJECT «MUSEUM OF ENTERTAINING MATHEMATICS»
Network research projects and network mentoring are considered today as an important component of preparing students for active and proactive citizenship in modern society. The implementation of the network mentoring program for students in grades 7-10 was launched in 2021 by the Association of Teachers Working with Gifted Children, within the framework of the "Network Project School" model. The interaction of school participants can be carried out both in full-time and remotely using software products and online services. Students for the implementation of network mentoring programs give the greatest preference to social networks: Facebook Instagram, Vkontakte and others. Mentors' opinions differ regarding the choice of a platform for the implementation of programs. Most of them are distrustful of social networks. At the same time, they recognize the importance of ICT tools to provide the following opportunities: entry of mentors into scientific communities; to disseminate information about the best practices of mentoring in the field of research; to create a database of specialists ready to transfer knowledge and experience to young researchers, as well as ready to assist them in solving problems arising in research activities; to create a database of young researchers interested in finding mentors and scientific contacts; to create a bank of research tasks and projects in which young researchers can take part; to improve the skills of mentors of gifted children through small-form events (webinars, master classes, etc.). To organize joint work of geographically distributed project team members, there are currently a huge number of means of communication and interaction: videoconferencing systems, social networks, messengers, virtual whiteboards, cloud data warehouses with shared access, as well as software products for project management. Practice has shown that making a decision about choosing a set of such tools is quite difficult. The article presents the progress and results of work on the definition of online services for the organization of network mentoring, describes the experience of their use on the example of the interaction of the team of the network project «Museum of Entertaining Mathematics».
Список литературы
-
Богач М.А., Дроздова А.А., Пряхина В.В. Система управления проектами Trello как способ организации проектной деятельности учащихся // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 50-7. С. 9-11. DOI: 10.18411/lj-05-2019-135
-
Гребнева Д.М. Управление проектной деятельностью школьников в условиях дистанционного обучения // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 3(6). С. 22-30. DOI: 10.17853/2686-8970-2021-3-22-30
-
Курганова Н.А. Цифровые инструменты для организации проектной деятельности студентов // Горизонты образования: материалы I Международной научно-практической конференции, Омск, 29-30 октября 2020 г. Омск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет», 2020. С. 43-45.
-
Мельников В.А., Мельникова А.А., Шпильберг С.А. IT-технологии в организации проектной деятельности при удаленной работе // Инновации в химико-лесном комплексе: тенденции и перспективы развития: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Красноярск, 04-05 июня 2020 г. Красноярск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева", 2020. С. 136-139.
-
Сликишина И.В. Онлайн-сервисы в организации проектной деятельности // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2021. № 3(72). С. 124-126.
-
Ястребов А.В. Экстремум индекса разносторонности, или наставник школьника как "штурман" научного исследования // Continuum. Математика. Информатика. Образование. 2020. № 3(19). С. 74-83. DOI 10.24888/2500-1957-2020-3-74-83.
-
Glazunova O., Voloshyna T., Korolchuk V., Parhomenko O. Cloud-oriented environment for flipped learning of the future IT specialists // E3S Web of Conferences 166. 2020. № 10014. Р. 1-8. DOI: 10.1051/e3sconf/202016610014
-
Hevko I., Lutsyk I., Potapchuk O., Borysov V. Implementation of web resources using cloud technologies to demonstrate and organize students' research work // Jurnal of Physics: Conference Series. Volume 1946, XIII International Conference on Mathematics, Science and Technology Education (ICon-MaSTEd 2021), 12-14 May 2021, Kryvyi Rih, Ukraine. P. 1-11. DOI: 10.1088/1742-6596/1946/1/012019
-
Korolchuk V. Cloud services for the implementation of collective projects in the process of preparation of future IT specialists: analysis and selection criteria // New pedagogical thought. 2019. Vol. 100. No 4. Р. 46-51.
-
Soboleva Е. Formation of Group Creative Thinking When Working with Virtual Walls // European Journal of Contemporary Education. 2021. Vol. 10. № 3. P. 726-739. DOI: 10.13187/ejced.2021.3.726