Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №4 (24) (2021)
УДК 372.851
DOI 10.24888/2500-1957-2021-4-60-67
СЕТЕВАЯ ПРОЕКТНАЯ ШКОЛА КАК МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С МАТЕМАТИЧЕСКИ ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ
В статье раскрываются возможности использования технологии наставничества в работе с математически одаренными детьми, под которым понимается процесс обучения старшими младших прикладным знаниям, необходимому поведению, инструментальным навыкам, формированию у них жизненных ценностей и позитивных установок. Раскрывается суть сетевого наставничества как создание «развивающей сети», обеспечивающей одаренным обучающимся возможности для самореализации посредством консультационной поддержки широкого круга ученых, педагогов, специалистов. Элементами сети выступают проблематика исследований, контакты и отношения, общие смыслы и ценности, принципы и механизмы взаимодействия, ресурсная база. Описаны формы сетевого наставничества: кооперативная и самоорганизующаяся. Кооперативная форма представляет формализованную социальную сеть как институт наставничества на базе различных структур: образовательных, научных, производственных и др. Самоорганизующаяся форма сетевого наставничества инициируется группой ученых (специалистов), педагогов и учащихся, заинтересованных в развитии какой-либо идеи и формирующих социальную сеть вокруг сетевого исследовательского проекта. В рамках каждой из форм сетевого наставничества у одаренных обучающихся формируются модели исследовательского поведения и навыков научной коммуникации. Самоорганизующаяся форма наставничества представлена в модели сетевой проектной школы, которая представляет собой самообучающееся сообщество, способное к продуцированию и решению исследовательских задач. Ее участниками являются учащиеся 7-10 классов, учителя, ученые, педагоги вузов и других организаций. В процессе обучения в Сетевой проектной школе учащиеся осваивают методологию исследовательской и проектной деятельности и выполняют проекты под руководством учителей и при консультационной поддержке наставников из числа ученых, которых могут выбрать самостоятельно.
NETWORK DESIGN SCHOOL AS MODELS ORGANIZATION OF DESIGN AND RESEARCH ACTIVITIES WITH MATHEMATICALLY GIFTED STUDENTS
The article reveals the possibilities of using the technology of mentoring in work with mathematically gifted children, which is understood as the process of teaching senior juniors to applied knowledge, necessary behavior, instrumental skills, the formation of their life values and positive attitudes. The essence of network mentoring is revealed as the creation of a "developing network" that provides gifted students with opportunities for self-realization through consulting support from a wide range of scientists, teachers, specialists. The elements of the network are research problems, contacts and relationships, common meanings and values, principles and mechanisms of interaction, and a resource base. The forms of network mentoring are described: cooperative and self-organizing. The cooperative form represents a formalized social network as an institution of mentoring based on various structures: educational, scientific, industrial, etc. research project. Within the framework of each form of network mentoring, gifted students develop models of research behavior and scientific communication skills. The self-organizing form of mentoring is presented in the network design school model, which is a self-learning community capable of producing and solving research problems. Its participants are students of grades 7-10, teachers, scientists, teachers of universities and other organizations. In the course of study at the Networked Project School, students master the methodology of research and project activities and carry out projects under the guidance of teachers and with the consulting support of mentors from among the scientists they can choose.
Список литературы
-
Куликова Н.Ю., Пономарева Ю.С. Возможности интерактивных сетевых средств при обучении информатике и ИКТ в школе // Continuum. Математика. Информатика. Образование. 2020. Т.18. №2. С.96-106.
-
Лазарев В.А. О некоторых выводах и проблемах в работе с одарёнными школьниками // Continuum. Математика. Информатика. Образование. 2020. Т.17. №1. С.36-41.
-
Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. М.: Академический Проект, 2004.
-
Осинцева М.А. Организация исследовательской деятельности будущих инженеров при обучении математике с использованием информационно-коммуникационных технологий: дис.. канд. пед. наук. Тюмень, 2009.
-
Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая российская энциклопедия, 2002.
-
Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебное пособие. М.: Ось-89, 2006.
-
Савенков А.И. Учебные исследования в начальной школе // Начальная школа. 2000. № 12. С. 101-108.
-
Трунтаева Т.И., Антипова Д.В. Примеры задач для подготовки исследовательских проектов по математике со школьниками // Continuum. Математика. Информатика. Образование. 2020. Т.18. №2. С.54-62. DOI: 10.24888/2500-1957-2021-2-53-61