Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №4 (24) (2021)
УДК 372. 851
DOI 10.24888/2500-1957-2021-4-68-80
ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В КРАЕВЕДЧЕСКИХ КОНТЕКСТАХ
Высокий уровень математической грамотности - это важный показатель конкурентоспособности человека в век развития робототехнических систем. Он обеспечивает готовность человека к принятию обоснованных, ответственных решений в проблемных ситуациях высокого уровня сложности, к генерированию принципиально новых подходов и идей. Формирование математической грамотности сегодня признано приоритетной задачей образования на международном и национальном уровнях. Мониторингом успешности её решения занимается целый ряд общественных и государственных организаций: OECD, IEA, ФИОКО, ФИПИ и др. Результаты проводимых ими исследований, показывают, что уровень математической грамотности российских школьников пока остается достаточно низким, особенно в части распознавания условий применения математики (формулировки математических задач). Решение следует искать в насыщении образовательного процесса видами деятельности, требующими проявления математической грамотности в личностно значимых для учащихся контекстах, в качестве которых могут выступать: национальные и семейные традиции, региональные особенности и проблемы, исторические события, достопримечательности, природа и экономика родного края. Доказательством этой возможности являются задачи, поставленные учащимися - участниками конкурсов краеведческих задач, которые после некоторой методической обработки могут служить средством формирования всех основных аспектов математической грамотности в соответствии с международной рамкой PISA и требованиями ФГОС ООО и СОО. В Архангельской области с 2013 года проводится конкурс краеведческих математических задач «Архангельская область в математических задачах». Особенность этого конкурса состоит в том, что в нем могут принимать участие даже учащиеся, не обладающие высоким уровнем математической подготовки. Руководителями работ учащихся являются не только учителя математики, но и учителя истории и географии, родители учеников. Сюжеты для задач авторы берут из семейных архивов, летних путешествий по родному краю, памятных исторических событий, экскурсий в музеи и на предприятия области. Такие задачи являются наиболее интересными.
FORMATION OF MATHEMATICAL LITERACY OF STUDENTS IN LOCAL HISTORY CONTEXTS
A high level of mathematical literacy is an important indicator of human competitiveness in the age of development of robotic systems. It ensures a person's readiness to make informed, responsible decisions in problematic situations of high complexity, to generate fundamentally new approaches and ideas. The formation of mathematical literacy is now recognized as a priority task of education at the international and national levels. A number of public and state organizations are engaged in monitoring the success of its solution: OECD, IEA, FIOKO, FIPI, etc. The results of their research show that the level of mathematical literacy of Russian schoolchildren is still quite low, especially in terms of recognizing the conditions for applying mathematics (formulation of mathematical problems). The solution should be sought in the saturation of the educational process with activities that require the manifestation of mathematical literacy in personally significant contexts for students, which can be: national and family traditions, regional peculiarities and problems, historical events, sights, nature and economy of the native land. The proof of this possibility is the tasks set by the students participating in the competitions of local history problems, which, after some methodical processing, can serve as a means of forming all the main aspects of mathematical literacy in accordance with the international PISA framework and the requirements of the Federal State Educational Standard LLC and SOO.
Список литературы
-
Архангельская область в математических задачах [сайт]. URL: http://itprojects.narfu.ru/arhkonk/about.php/
-
В каком направлении развивается российская система общего образования? [Электронный ресурс]: по результатам международной программы PISA - 2018 / ГАУ СО РЦОКО - Центр Оценки Качества Образования. Саратов, 2021. URL: http://sarrcoko.ru/uploads/docs/5e17287a8ff89.pdf (дата обращения: 25.11.2021).
-
Дворянкин Г.А. Рыбы Кенозерского национального парка: монография. Архангельск, 2016.
-
Дворянкин Г.А. Современное состояние ихтиофауны и пути управления рыбными ресурсами озер Кенозерского национального парка [Электронный ресурс]: автореф. дис. …канд. биол. наук. Калининград, 2010. URL : https://www.dissercat.com/content/sovremennoe-sostoyanie-ikhtiofauny-i-puti-upravleniya-rybnymi-resursami-ozer-kenozerskogo-na/read (дата обращения: 25.11.2021)
-
Кенозерский национальный парк [сайт]: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. URL: http://www.kenozero.ru/o-parke/materialy/obshchaya-informatsiya/
-
Смирнов А. Новодвинская крепость. Краткий историко-архитектурный очерк // Летописец Севера: Историко-краеведческий сборник. Архангельск, 1990.
-
Хавенсон Т.Е., Керша Ю.Д. Сравнительный анализ результатов тестов PISA и TIMSS в России и странах Европы [Электронный ресурс]. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 32 с. URL: https://clck.ru/TNQrE (дата обращения: 25.11.2021).
-
Татарстан в математических задачах. [сайт]. URL: https://kpfu.ru/mathcenter/shkolnikam/konkurs-kraevedcheskih-zadach
-
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры. [сайт]. URL: http://www.rusarch.ru/
-
Grønmo L. S., Olsen R. V. (2006). Timss versus pisa: the case of pure and applied mathematics [электронный ресурс]. URL: https://www.uv.uio.no/ils/forskning/prosjekter/timss/publikasjoner/irc2006_gronmoolsen.pdf (дата обращения: 25.11.2021)
-
Oxford economics. How robots change the world. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oxfordeconomics.com/recent-releases/how-robots-change-the-world (дата обращения: 25.11.2021).
-
PISA 2022 MATHEMATICS FRAMEWORK. [Электронный ресурс]. URL: https://pisa2021-maths.oecd.org/(дата обращения: 25.11.2021).
-
The future of Education and skills. Education 2030. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/education/2030/E2030%20Position%20Paper%20(05.04.2018).pdf (дата обращения: 25.11.2021).