Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №4 (24) (2021)
УДК 378
DOI 10.24888/2500-1957-2021-4-88-96
ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕВЫХ СЕРВИСОВ КАК ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ БАЗЫ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЕМЫХ: НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Вопросы включения компонентов дистанционного обучения в образовательный процесс вуза сегодня являются особо актуальными и требующими незамедлительного изучения и разрешения. Это подтверждается сложившейся обстановкой во всем мире в связи с пандемией, разработкой и реализацией целого спектра государственных программ по цифровизации образования и поддержке специалистов IT-сферы, ростом научных исследований в данной области, а также собственным практическим опытом автора. Такой интерес к сетевым формам образования, в том числе, объясняется их неограниченным дидактическим и методическим потенциалом. В частности, в статье рассматривается проблема организации грамотного и эффективного контроля знаний обучающихся в условиях использования сетевых форм обучения. Как правило, в этом случае одним из препятствий является обоснованный выбор инструментального средства, позволяющего организовывать диагностические процедуры. В рамках представленного материала предлагается и обосновывается использование возможностей социальных сетевых сервисов (ССС). Автором уточняется данное понятие, выделены группы ССС, проанализированы некоторые сетевые ресурсы для организации компьютерного тестирования. Более подробно на конкретном практическом примере рассмотрена возможность проведения диагностики знаний обучающихся на базе сервисов Google, а именно Google-форм. При описании процедуры подготовки теста приводятся и обосновываются аргументы относительно выбора данной инструментальной базы, сделаны положительные выводы по результатам проведения компьютерного тестирования. Одним из главных тезисов является то, что практика использования социальных сетевых сервисов педагогами демонстрирует их профессиональный интерес к процессам цифровой трансформации образования и стремление к росту собственной ИКТ-компетентности. В заключении автором намечены дальнейшие пути исследования рассматриваемой проблемы.
THE POTENTIAL OF SOCIAL NETWORK SERVICES AS AN INSTRUMENTAL BASE FOR THE ORGANIZATION OF MONITORING AND EVALUATION OF STUDENTS' KNOWLEDGE: SOME THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS
The issues of the inclusion of distance learning components in the educational process of the university today are particularly relevant and require immediate study and resolution. This is confirmed by the current situation around the world in connection with the pandemic, the development and implementation of a whole range of government programs to digitalize education and support IT specialists, the growth of scientific research in this area, as well as the author's own practical experience. Such interest in online forms of education, among other things, is explained by their unlimited didactic and methodological potential. In particular, the article deals with the problem of organizing competent and effective control of students' knowledge in the conditions of using online forms of learning. As a rule, in this case, one of the obstacles is a reasonable choice of a tool that allows you to organize diagnostic procedures. Within the framework of the presented material, the use of the capabilities of social network services (SSS) is proposed and justified. The author clarifies this concept, identifies CCC groups, analyzes some network resources for organizing computer testing. In more detail, using a specific practical example, the possibility of conducting diagnostics of students' knowledge based on Google services, namely Google forms, is considered. When describing the test preparation procedure, arguments are given and justified regarding the choice of this tool base, positive conclusions are made based on the results of computer testing. One of the main theses is that the practice of using social network services by teachers demonstrates their professional interest in the processes of digital transformation of education and the desire to increase their own ICT competence. In conclusion, the author outlines further ways to study the problem under consideration.
Список литературы
-
Газизова Н.Н., Никонова Г.А., Никонова Н.В. Учебно-методический комплект по математике для студентов технологического университета // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. №2. С. 56-61.
-
Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Оценивание исследовательской деятельности обучающихся с помощью социальных сетевых сервисов // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №61-1. С. 109-112.
-
Макарченко М.Г., Сидорякина В.В., Забеглов А.В. Диагностика знаний студентов в цифровой образовательной среде вуза при изучении математических дисциплин // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. №10-3(112). С. 56-59. DOI 10.23670/IRJ.2021.112.10.076.
-
Мухаметзянов И.Ш. Цифровое неравенство, цифровые компетенции учителя и цифровая трансформация образования // Педагогическая информатика. 2021. №3. С. 3-12.
-
Пазухина С.В., Пономарева Т.М. Совершенствование учебно-методического обеспечения психолого-педагогических дисциплин в условиях цифровизации высшего образования // Педагогика и просвещение. 2021. №2. С. 113-129. DOI 10.7256/2454-0676.2021.2.33538.
-
Прихода Т.Е., Кожевина Л.И. Опыт применения информационно-коммуникационных технологий как инструмента организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. Т. 21. №1. С. 34-43.
-
Савченкова Н.Н., Максимова Н.А. Социальные сетевые сервисы в учебном процессе // Современные наукоемкие технологии. 2016. №11-1. С. 161-164.
-
Теоретические основы создания образовательных электронных изданий / Беляев М.И., Вымятин В.М., Григорьев С.Г. [и др]. Томск: Изд-во Томского университета, 2002.
-
Тепляшина Е.А., Ермолович Е.В. Использование информационных технологий в преподавании дисциплины "биохимия" студентам медицинского университета // Образование и наука. 2016. №9(138). С. 90-108. DOI 10.17853/1994-5639-2016-9-90-108.
-
Шаховалов Н.Н., Гриневич Л.А., Шаховалова Е.Г. Диагностика готовности обучающихся вузов к использованию социальных сетевых сервисов в образовательном процессе // Мир науки, культуры, образования. 2018. №2(69). С. 375-378.