Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №4 (24) (2021)
УДК 378.147.34
DOI 10.24888/2500-1957-2021-4-137-143
ГУМАНИТАРНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ
В статье описываются особенности содержания курса математической логики для студентов вузов - будущих учителей математики. Учитывая эти особенности в разработке учебно-методических материалов, в частности, упражнений, в учебном процессе по курсу математической логики для студентов вузов - будущих учителей математики можно осуществлять идею профессионально-педагогической направленности предметной подготовки в вузе, актуализировать гуманитарный потенциал данной математической области знания. В статье кратко представлен результат анализа трудов, посвященных проблемам гуманитаризации математического образования, реализации профессионально-педагогической направленности обучения математике, проектирования курса математической логики для студентов, обучающихся в вузе профессии учителя математики. Эти труды составили теоретическую основу проводимого исследования, некоторые результаты которого представлены в данной статье. К основным результатам, изложенным в данной статье, можно отнести приоритетные направления в составлении упражнений по курсу математической логики для студентов - будущих педагогов-математиков. В названиях этих направлений отражены особенности содержания учебного материала по курсу математической логики с гуманитарно-педагогической направленностью. Согласно этим направлениям можно описать виды упражнений по курсу математической логики. В статье приведены примеры таких упражнений, и дан краткий результат анализа опыта их применения в работе по курсу математической логики со студентами, обучающимися по направлению «Педагогическое образование», профиль «Физика и математика» в Калужском государственном университете им. К.Э. Циолковского. Опыт применения разработанных упражнений можно считать положительным, поскольку упражнения студентам были понятны, понравились и они сочли эти упражнения полезными им как будущим учителям математики.
HUMANITARIAN AND PROFESSIONAL-ORIENTED COMPONENTS OF TEACHING MATHEMATICAL LOGIC TO FUTURE TEACHERS OF MATHEMATICS
The paper is described features of the content of the course of mathematical logic for university students - future teachers of mathematics. Taking into account these features in the development of educational and teaching materials, in particular, exercises, in the educational process in mathematical logic for university students - future teachers of mathematics, it is possible to implement the idea of a professional and pedagogical orientation of subject and to consider humanitarian potential of this mathematical area knowledge. The paper briefly presents the result of the analysis of works devoted to the problems of humanitarization of mathematics education, the implementation of the professional and pedagogical orientation of teaching mathematics, the design of a course in mathematical logic for students studying at a university as a teachers of mathematics. These works formed the theoretical basis of this research, some of the results of which are presented in this paper. Main results presented in this paper include priority directions in the preparation of exercises for the course of mathematical logic for students - future teachers-mathematicians. Names of these areas reflect the peculiarities of the content of the teaching material for the course of mathematical logic with a humanitarian and pedagogical orientation. According to these directions, it can be described types of exercises in the course of mathematical logic. The paper provides examples of such exercises, and gives a brief result of the analysis of the experience of their application in the work on the course of mathematical logic with students enrolled in the direction of «Pedagogical education», profile «Physics and Mathematics» at Tsiolkovsky Kaluga State University. The experience of using these exercises can be considered positive, since exercises were understood by students, they liked them, and students found these exercises useful for them as future teachers of mathematics.
Список литературы
-
Баданова Т.А., Трунтаева Т.И. Профессионально-ориентированные задачи в курсе математической логики // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. С. 299.
-
Дудковская И.А. Проектирование курса математической логики с целью формирования компетентности будущих учителей математики: автореф. дис. … канд. пед. наук. Новосибирск, 2004.
-
Жиленкова Е.С., Бурилич И.Н. Особенности преподавания математической логики с целью формирования компетентности будущих учителей математики // Актуальные проблемы теории и практики обучения физико-математическим дисциплинам в современном образовательном пространстве: IV Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция, Курск, 16-17 декабря 2020 года. Курск: изд-во Курского государственного университета, 2020. С. 57-60.
-
Игошин В.И. Профессионально-ориентированная методическая система обучения основам математической логики и теории алгоритмов учителей математики в педагогических вузах: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2002.
-
Ковтунова Т.И. Методические задачи в предметной подготовке учителя математики: автореф. дис.. канд. пед. наук. Орел, 2006.
-
Мейдер В.А. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования: сущность, направления, проблемы. Волгоград: Изд-во ВГУ, 1998.
-
Мордкович А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителей математики в педагогических институтах: дис. … д-ра пед. наук. М., 1986.
-
Трунтаева Т.И. Обучение математической логике студентов вузов гуманитарных направлений подготовки // Continuum.Математика. Информатика. Образование. 2020. № 1 (17). С. 44-50.