Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №1 (25) (2022)
УДК 378.147
DOI 10.24888/2500-1957-2022-1-8-15
НАУЧНЫЙ МЕТОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЯ МОДЕЛИРОВАТЬ РЕАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ И ПРОЦЕССЫ
В статье представлены промежуточные результаты исследования проблемы формирования у учащихся умения моделировать реальные ситуации как одного их элементов математической грамотности на основе научного метода, позволяющего строить обучение сложному математическому знанию. Показано, что для формирования указанного умения необходимо включить в методику обучения учащихся метод математического моделирования как способ научного познания и средство решения мотивационно-прикладных учебных задач. Отмечается, что принцип научности, являющийся одним из основных принципов обучения, при этом развивается в сторону реализации важного требования к содержанию - ознакомления учащихся с методами научного познания, что недостаточно исследовано в педагогике. В статье получены следующие результаты: раскрыта суть авторского понимания метода математического моделирования, адаптированного для решения учебных мотивационно-прикладных задач; уточнено определение мотивационно-прикладной учебной задачи; представлена структура метода математического моделирования в соотношении со структурой научного метода решения реальных научных задач; предложена структура методической деятельности учителя при конструировании, проведении и анализе урока совершенствования субъектного опыта учащихся в решении мотивационно-прикладных задач; отмечены примеры реализации данного подхода при работе авторов статьи со школьниками и учителями Республики Северная Осетия-Алания.
THE SCIENTIFIC METHOD AS A METHODOLOGICAL BASIS FOR FORMING STUDENTS' ABILITY TO SIMULATE REAL SITUATIONS AND PROCESSES
The article presents the intermediate results of the study of the problem of the formation of students' ability to model real situations as one of the elements of mathematical literacy based on a scientific method that allows them to build training in complex mathematical knowledge. It is shown that in order to form this skill, it is necessary to include in the teaching methodology of students the method of mathematical modeling as a method of scientific cognition and a method of solving motivational and applied educational tasks. It is noted that the principle of scientific knowledge, which is one of the basic principles of teaching, is developing towards the implementation of an important requirement for the content - familiarization of students with the methods of scientific cognition, which is insufficiently researched in pedagogy. The article reveals the essence of the author's understanding of the method of mathematical modeling adapted for solving educational motivational and applied tasks, clarifies the definition of the motivational and applied educational task, presents the structure of the method of mathematical modeling in relation to the structure of the scientific method of solving real scientific problems, suggests the structure of the methodical activity of the teacher in the design, conduct and analysis of the lesson improving the subjective experience of students in solving motivational and applied tasks, examples of the implementation of this approach in the work of the authors of the article with schoolchildren and teachers of the Republic of North Ossetia-Alania are noted.
Список литературы
-
Абатурова В.С. Математическое моделирование в обучении математике как средство формирования научного стиля мышления школьников // Исследования по дифференциальным уравнениям, математическому моделированию и проблемам математического образования. Владикавказ: ЮМИ ВНЦ РАН и РСО-А, 2014
-
Абатурова В.С. Математическое моделирование в обучении математике: Математическое моделирование как средство формирования познавательной самостоятельности учащихся. Саарбрюккен: LAP LAMBERT Academic Publising, Германия, 2012
-
Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 2002
-
Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М.: Педагогика, 1978
-
Нахман А.Д. Математическое моделирование как инновационная содержательная линия в курсе математики // Вестник Тульского государственного университета. Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. 2014. Т. 13. № 1. С. 93-96
-
Перминова Л.М. Развитие дидактического принципа научности в контексте современности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. Т. 25. № 4. С. 63-75
-
Разумовский В.Г., Майер В.В. Физика в школе: научный метод познания и обучение. М.: Владос, 2004
-
Рослова Л.О. Функциональная математическая грамотность: что под этим понимать и как формировать // Педагогика. 2018. № 10. С. 48-56
-
Самарский А.А., Михайлов А.П. Математическое моделирование: Идеи. Методы. Примеры. 2-е изд., испр. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2002
-
Смирнов Е.И., Абатурова В.С. Математическая грамотность как результат освоения обучающимися современных достижений в науке // Ярославский педагогический вестник. 2021. Т. 123. № 6. C. 29-37. DOI 10.20323/1813-145Х-2021-6-123-29-37
-
Скаткин М.Н. О принципах обучения в советской школе // Советская педагогика. 1950. № 1. Шапоринский С.А. Обучение и научное познание. М.: Педагогика, 1981
-
Шестаков С.А. ЕГЭ 2021. Математика. Задачи с экономическим содержанием. Задача 17 (профильный уровень). М.: МЦНМО, 2021