Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №1 (25) (2022)
УДК 378.147 378.046.2
DOI 10.24888/2500-1957-2022-1-26-37
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ К ОБУЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ ГРАФОВ
Статья посвящена проблеме подготовки будущих учителей математики к обучению школьников решению олимпиадных задач. В практике работы современной школы очень остро стоит вопрос об олимпиадных достижениях учащихся, которые невозможны без соответствующей подготовки учителей. В настоящее время констатируется высокая востребованность профессионалов, способных готовить школьников к решению олимпиадных задач. В то же время проведенные опросы позволяют сделать вывод о недостаточном формировании готовности студентов педагогического вуза - будущих учителей математики - к одному из видов их будущей профессиональной деятельности, а именно, обучению школьников решению олимпиадных задач. Мы предлагаем разработанную и апробированную методику подготовки будущих учителей математики к обучению решению школьников олимпиадным задачам. В качестве содержательной основы такой подготовки выбрана теория графов ввиду ее активного использования в олимпиадных задачах и, в то же время, лишь фрагментарного, не системного обучения основам теории графов в школьном курсе математики. Кроме того, мы выявили высокий познавательный интерес школьников к задачам такого сорта. В ходе педагогического исследования нами произведен отбор математического содержания, выполнено его структурирование, предложены формы, методы и средства обучения; произведена диагностика достигнутых результатов обучения студентов и школьников. В ходе эксперимента зафиксирована положительная динамика сформированности готовности студентов - будущих учителей математики - к обучению школьников решению олимпиадных задач, причем положительный образовательный результат достигался не за счет увеличения количества часов на конкретный учебный предмет, а эффективным и целенаправленным формированием математического содержания, адекватным выбором организационных форм обучения, среди которых большая роль принадлежала педагогической практике, кружковой работе. Зафиксирован рост числа решенных школьниками олимпиадных задач на применение теории графов. Результаты исследования позволяют сделать вывод об эффективности разработанной методики. В эксперименте приняли участие преподаватели Пензенского государственного университета; студенты педагогического института, обучающиеся по направлению «Педагогическое образование» профиля «Математика»; слушатели курсов переподготовки учителей при Пензенском государственном университете, а также учащиеся межшкольного городского факультатива при педагогическом институте ПГУ и школ г. Пензы.
MATHEMATICS FUTURE TEACHERS PREPARATION TO TEACH STUDENTS IN OLYMPIAD PROBLEMS SOLVING BASED ON GRAPH THEORY
The article is devoted to the problem of preparing future mathematics teachers to teach schoolchildren to solve Olympiad problems. In the practice of a modern school, the question of students' Olympiad achievements is very acute, which are impossible without appropriate teacher training. Currently, there is a high demand for professionals who are able to prepare schoolchildren for solving Olympiad tasks. At the same time, the conducted surveys allow us to conclude that there is insufficient formation of readiness of students of a pedagogical university - future teachers of mathematics - for one of the types of their future professional activity, namely, teaching schoolchildren to solve Olympiad problems. We offer a developed and proven methodology for preparing future mathematics teachers to teach students how to solve Olympiad problems. Graph theory was chosen as the substantive basis of such training due to its active use in Olympiad problems and, at the same time, only fragmentary, not systematic teaching of the basics of graph theory in the school mathematics course. In addition, we have revealed a high cognitive interest of schoolchildren in tasks of this kind. In the course of pedagogical research, we selected mathematical content, structured it, proposed forms, methods and means of teaching; made diagnostics of the achieved learning outcomes of students and schoolchildren. During the experiment, a positive dynamics of the formation of the readiness of students - future teachers of mathematics - to teach schoolchildren to solve Olympiad problems was recorded, and a positive educational result was achieved not by increasing the number of hours for a specific academic subject, but by effective and purposeful formation of mathematical content, an adequate choice of organizational forms of education, among which a large role belonged to pedagogical practice, circle work. An increase in the number of Olympiad problems solved by schoolchildren for the application of graph theory has been recorded. The results of the study allow us to conclude about the effectiveness of the developed methodology. The experiment was attended by teachers of Penza State University; students of the Pedagogical Institute studying in the direction of "Pedagogical education" of the profile "Mathematics"; students of teacher retraining courses at Penza State University, as well as students of the interschool city elective at the Pedagogical Institute of PSU and schools of Penza.
Список литературы
-
Гревцева Г.Я. Педагогическая олимпиада - одна из форм подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. № 1. С. 98-106
-
Дворяткина С.Н., Жук Л.В. Многоэтапные комплексы исследовательских задач математике в гибридной интеллектуальной образовательной среде школы // Continuum. Математика. Информатика. Образование. 2021. Т. 44. № 4. С. 8-21
-
Карпачева И.А., Меренкова В.С., Дворяткина С.Н. Управление процессом обучения: от традиционных моделей к интеллектуальному управлению // Психология образования в поликультурном пространстве. 2020. Т. 51. № 3. С. 95-109
-
Попов А.И. Олимпиадное движение студентов как форма организации творческой самостоятельной работы в вузе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. Т. 2. № 5. С. 166-170
-
Селютин В.Д., Яремко Н.Н Особенности методического обеспечения освоения студентами векторных пространств в условиях пандемии // Ученые записки Орловского государственного университета. 2021. Т. 90. № 1. С. 257-260
-
Селютин В.Д., Яремко Н.Н. Обучение бакалавров математике на основе понятия «корректность»: монография. Орёл: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2019
-
Селютин В.Д., Яремко Н.Н Варьирование математической задачи как средство овладения теорией вероятностей // Образование и общество. 2021. Т. 127. № 2. С. 55-60
-
Тестов В.А. Особенности подготовки учителей математики в современных условиях // Информационные и педагогические технологии в современном образовательном учреждении. Материалы X Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 166-171
-
Тестов В.А. О проблеме отбора содержания обучения математике в условиях цифровизации общества // Развитие общего и профессионального математического образования в системе национальных университетов и педагогических вузов: материалы 40-го международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов. Брянск, 2021. С. 11-15
-
Торогельдиева К.М. Некоторые аспекты эффективной подготовки будущих учителей математиков // Молодой ученый. 2017. Т. 138.1. № 4.1. С. 98-100
-
Фарков А.В. Математические олимпиады. Методика подготовки и проведения. 5-11 классы. М.: «Вако», 2018
-
Яремко Н.Н., Глебова М.В. Решение степенно-показательных уравнений в школьном курсе математики // Образование и общество. 2021. Т. 126. № 1. С. 38-43