Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №1 (25) (2022)
УДК 372.851
DOI 10.24888/2500-1957-2022-1-38-47
ЦИФРОВИЗИРОВАННЫЙ ДИАЛОГ КУЛЬТУР В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ: НА ПРИМЕРЕ МАТЕМАТИКИ
Финансовая грамотность является одной из важных и значимых компетенцией современного выпускника. Формирование и развитие финансовой грамотности сегодня всё меньше основывается на традиционном фундаменте, и всё более зависит от инновационных технологий. Особое внимание в статье уделено интеграции игровых механизмов в процесс обучения математике. Ситуация пандемийного кризиса актуализовала проблему поиска новых форм и содержания научно-методического сопровождения педагогических работников по оказанию дополнительных образовательных услуг в контексте геймификации математического образования с эффектом развития финансовой грамотности. На этом фоне исключительно важным представляется повышение уровня финансовой образованности современных выпускников в целях эффективности принятия будущих решений в области личных и семейных финансов в частности, а также обеспечения инклюзивного роста национальной экономики в целом. Определено содержание научно-методического сопровождения педагогических работников по оказанию дополнительных образовательных услуг в контексте геймификации математического образования. В частности, предложена и реализована программа дополнительного профессионального образования для педагогов «Финансовая грамотность в фокусе современного математического образования»; разработаны дидактические решения и на их основе эффективные практики, внедряемые в школьный курс математики гуманитарного профиля (программы элективных курсов для школьников, деловые игры, веб-квесты, конспекты уроков по математике с элементами финансовой грамотности, конспекты занятий по внеурочной деятельности или фрагмент занятия с применением игровых технологий и пр.). Результаты исследования позволяют повысить уровень финансовой грамотности обучаемых гуманитарных направлений подготовки, мотивации достижений результатов, сформировать умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по финансовым проблемам, строить свое будущее на основе целеполагания и планирования.
DIGITALIZED DIALOGUE OF CULTURES IN GAME ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN AS A WAY TO FORM FINANCIAL LITERACY: ON THE EXAMPLE OF MATHEMATICS
Financial literacy is one of the important and significant competencies of a modern graduate. The formation and development of financial literacy today is based less and less on a traditional foundation and is increasingly dependent on innovative technologies. Particular attention is paid to the integration of game mechanisms in the process of teaching mathematics. The situation of the pandemic crisis has actualized the problem of finding new forms and content of scientific and methodological support for teaching staff to provide additional educational services in the context of gamification of mathematical education with the effect of developing financial literacy. Against this background, it is extremely important to increase the level of financial education of modern graduates in order to make future decisions in the field of personal and family finance in particular, as well as to ensure inclusive growth of the national economy as a whole. The content of the scientific and methodological support of pedagogical workers for the provision of additional educational services in the context of the gamification of mathematical education is determined. In particular, the program of additional professional education for teachers "Financial literacy in the focus of modern mathematical education" was proposed and implemented; a didactic solution was developed and, based on it, effective practices that are introduced into the school course of mathematics in the humanities (programs of elective courses for schoolchildren, business games, web quests, abstracts of lessons in mathematics with elements of financial literacy, abstracts of lessons on extracurricular activities or a fragment of a lesson using gaming technologies, etc.). The results of the study make it possible to increase the level of financial literacy of students in humanitarian areas of training, motivation for achieving results, to form the ability to evaluate and argue their own point of view on financial problems, the desire to build their future on the basis of goal setting and planning.
Список литературы
-
Аджикова А.С., Бисакаева М.С., Гукасова Н.М. Возможности использования игровых форм в обучении финансовой грамотности обучающихся организаций СПО // Вестник экспертного совета. 2018. Т.14. № 3. С. 73-79
-
Булыгина Л.Н. Формирование коммуникативной компетентности подростков в школьном обучении: дис. … канд. пед. наук. Тюмень, 2013
-
Жуланова И.В., Медведев А.М. Игра и учебная деятельность в контексте проблем мотивации и образовательной инициативы // Мир науки. 2016. Том 4. № 1. URL: http://mir-nauki.com/PDF/07PDMN116.pdf
-
Дворяткина С.Н., Сафронова Т.М. Интеграция инновационных и классических образовательных технологий при выявлении «проблемных зон» в содержании выпускных экзаменов по математике // CONTINUUM. Математика. Информатика. Образование. 2019. Т. 13. № 1. С. 45-52
-
Павлова А.Н., Кузнецова О.В., Личутина О.В. Использование игровых технологий при обучении финансовой грамотности школьников // Современные наукоемкие технологии. 2018. Т. 54. № 2. С. 136-143
-
Смирнов Е.И., Дворяткина С.Н., Кузнецова И.В. Наглядность, синергия и функционал математического моделирования знаково-символической и игровой деятельности: монография. Ярославль: ЯГПУ. 2021
-
Clark A., Ernst J. Gaming Research for Technology Education // Journal of STEM Education. 2009. Vol. 10. No 1. P. 25-30
-
Dvoryatkina S.N., Shcherbatykh S.V., Lopukhin A.M. Scientific and Methodological Support for Teachers in the Context of Gamification in Mathematics Study in the Russian System of Additional Education // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2021. Vol. 18. No 1. P. 140-152
-
Edo M., Planas N., Badillo E. Mathematical learning in a context of play // European Early Childhood Education Research Journal. 2009. Vol. 17. No 3. P. 325-341
-
Harris C., Harris P. Teaching Financial Literacy Through Play (Teaching Through Games). New York: Rosen Publishing Group, 2015
-
Linciano N. Enhancing financial knowledge and risk literacy through edutainment:CONSOB’s experience. In Financial Education and Risk Literacy. Edited by Riccardo Viale, Umberto Filotto, Barbara Alemanni and Shabnam Mousavi (pp. 135-148). Berlin, Germany, 2021
-
Planas N., Edo M.Interaction between discourses during mathematics school practice // Culture and Education. 2008. Vol. 20. No 4. P. 441-453