Журнал «Continuum. Математика. Информатика. Образование»
Выпуск №1 (25) (2022)
УДК 378.147
DOI 10.24888/2500-1957-2022-1-72-81
ИНФОРМАЦИОННАЯ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье показано, что в условиях ограниченных возможностей осуществления традиционной контактной работы с обучающимися, необходима разработка специализированных образовательных программ формирования как профессиональных, так и информационно-математических компетенций на уровне, превышающем простую модернизацию действующих образовательных программ. Перед системой образования стоит задача не только формирования профессиональных компетенций, но и передача культурных ценностей и традиций подрастающему поколению, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовных ценностей, исторических и культурных традиций. Целью данного исследования является выявление дидактических опор в условиях ограниченной возможности контактной работы с обучающимися, на примере обучения математике и информатике и влияния новых цифровых образовательных сервисов на трансформацию социальных ценностей студентов. Методология исследования опирается на научные теории профессионального становления будущих специалистов, принципы изменения их мировоззрения, расширения кругозора знаний, в зависимости от условий, продиктованных современностью. Проектирование таких программ следует осуществлять с учетом аксиологического подхода, путем формирования компетенций обучающихся через развитие профессиональной и социокультурной системы ценностей, аффективную приверженность профессии, формирование констант профессионализма и нравственного мировоззрения. В статье показано, что в условиях ограниченных возможностей осуществления традиционной контактной работы с обучающимися, необходима разработка специализированных образовательных программ формирования как профессиональных, так и информационно-математических компетенций на уровне, превышающем простую модернизацию действующих образовательных программ. Предполагается, что программы целенаправленные на разрешение проблем адаптации к цифровому формату обучения математике и информатике, имеют максимально возможный вариативный характер, допускающий построение индивидуальных образовательных траекторий обучения. Программы, построенные на идее рационального сочетания принципов и технологий традиционной и цифровой дидактик, соответствуют, в большей степени, процессу преодоления трудностей обеспечения требуемого качества образования при использовании дистанционных форм обучения.
NFORMATION AND MATHEMATICAL TRAINING OF STUDENTS AT THE UNIVERSITY IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING
The article shows that in the conditions of limited opportunities for traditional contact work with students, it is necessary to develop specialized educational programs for the formation of both professional and information-mathematical competencies at a level exceeding the simple modernization of existing educational programs. The education system is faced with the task of not only developing professional competencies, but also transferring cultural values and traditions to the younger generation, educating a harmoniously developed and socially responsible personality based on spiritual values, historical and cultural traditions. The purpose of this study is to identify didactic supports in the context of limited opportunities for contact work with students, using the example of teaching mathematics and computer science and the impact of new digital educational services on the transformation of students' social values. The research methodology is based on the scientific theories of the professional development of future specialists, the principles of changing their worldview, expanding the horizons of knowledge, depending on the conditions dictated by modernity. The design of such programs should be carried out taking into account the axiological approach, by forming the competencies of students through the development of a professional and socio-cultural value system, affective commitment to the profession, the formation of constants of professionalism and moral outlook. The article shows that in the conditions of limited opportunities for traditional contact work with students, it is necessary to develop specialized educational programs for the formation of both professional and information-mathematical competencies at a level exceeding the simple modernization of existing educational programs. It is assumed that the programs aimed at solving the problems of adaptation to the digital format of teaching mathematics and computer science have the maximum possible variable nature, allowing the construction of individual educational learning trajectories. Programs built on the idea of a rational combination of the principles and technologies of traditional and digital didactics correspond, to a greater extent, to the process of overcoming the difficulties of ensuring the required quality of education when using distance learning.
Список литературы
-
Дорохова Т.Ю., Пучков Н.П. Информационно-математические компетенции студентов в системе целевой подготовки инженерных кадров // Continuum. Математика. Информатика. Образование. 2021. Т. 22. № 2. С. 16-22
-
Дорохова Т.Ю., Пучков Н.П. Разработка индивидуальных программ обучения в техническом университете (на английском языке) // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2021. Т. 79. № 1. С. 137-146
-
Дроэссигер Г., Вдовинскене С. Факторы повышения мотивации посещения теоретических занятий среди студентов технологических специальностей // Интеграция образования. 2020. № 24 (1). С. 50-61. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.098.024.202001.050
-
Лобанова Н.И., Пучков Н.П. Цифровизация математического образования: преподавание курса «Дифференциальные уравнения» // Вопросы современной науки и практики. 2021. Т. 80. № 2. С. 128-139
-
Саху К.К., Мишра П.С., Редди Р.В. Использование Moodle в обучении студентов бакалавриата в Западной Африке // Интеграция образования. 2020. Т. 4. № 24. С. 552-560. DOI: https: //doi.org / 10.15507 / 1991-9468.101.024.202004.552-560
-
Biggs J, Tan K. Teaching for Quality University Learning: What the Student Does. Maidenhead: McGraw Hill; 2011
-
Buckingham D. Media Education Goes Digital // An Introduction. Education, media and technology. 2007. No 32(2). P. 111-119. DOI: https://doi.org/10.1080/17439880701343006
-
Collins A, Halverson R. Rethinking Education in the Age of Technology: The Digital Revolution and Schools. Distance learning. 2009. Available at: https://llk.media.mit.edu/courses/readings/Collins-Rethinking-Education.pdf
-
Lai K.-W. Digital technologies and culture of teaching and learning in higher education // Australasian Journal of Educational Technology. 2011. Vol. 27. No 8. P. 1263-1275. DOI: https://doi.org/10.14742/ajet.892
-
Majali S., Kaaldi K. Values of Tolerance on Academic Achievement, Cultures and Gender among UAE University Students // International educational journal. 2020. Vol. 13. No 3. P. 571-586. DOI: https://doi.org/10.29333/iji.2020.13339a
-
Nussbaum M., Diaz A. Logistics in the classroom: integration of digital and non-digital resources // Computers and education. 2013. Vol. 69. P. 493-495. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2013.04.012
-
Oyipo O., Odeinka H., Owolabi J. [et al.]. Research dataset on the impact of stakeholder relationships on academic performance of engineering students // Brief information. 2018. Vol. 17. P. 1355-1360. DOI 10.1016 /j.dib.2018.02.059