Журнал «Филоlogos»
Выпуск №36 (1) (2018)
DOI 10.24888/2079-2638-2018-36-1-23-29
ЖАНРОВАЯ ПРИРОДА РАССКАЗОВ И.А. БУНИНА «БАЛЛАДА» И «НОЧЛЕГ»
Характерной особенностью поздней прозы И.А. Бунина является ее синтетизм, то есть смешение в рамках одного произведения элементов стиля и топики разных жанровых форм. В статье предпринята попытка проанализировать жанровую природу двух рассказов И.А. Бунина - «Баллада» и «Ночлег», входящих в цикл «Темные аллеи». Нечеткость жанровой природы анализируемых текстов позволяет отойти от их формальной идентификации как рассказа / новеллы и вычленить в них элементы баллады (поэтика страха) и святочного рассказа (мотив чудесного спасения). В «Балладе», помимо названия как авторского указания на соответствующую поэтическую традицию, структурируются мотивный комплекс балладного жанра (мотивы древности, обманного / ложного жениха, бешеной погони), балладная топика и балладный нарратив, а сюжет рассказа, как и «Ночлега», строится как вариант балладного сюжета о запретных связях. Сюжетные события обоих рассказов имеют явственно балладную кодировку, развязкой сюжета в них становится смерть героев, актуализирующая жанровое начало святочного рассказа и мотив чудесного спасения. Данный мотив связан с образами волка («Баллада») / собаки («Ночлег»), выступающими в образе волшебных помощников и наделенных ореолом архетипических значений. «Дикие сцены» (в «Балладе» - попытка старого князя погубить сына и соблазнить его молодую жену; в «Ночлеге» - попытка марокканца надругаться над девочкой-сиротой) в рассказах связаны с мужскими образами, олицетворением зла и греха. Автор в облике старого князя и марокканца настойчиво маркирует инфернальное начало. Хронотоп рассказов представляет собой важную сторону их смысловой и жанрово-поэтической организации, а в «Балладе» работает и на актуализацию жанровой доминанты - святочного рассказа. Мотивные компоненты балладного и святочного сюжетов могут подаваться Буниным как в сгущенном, четко проявленном виде («Баллада»), так и в рассредоточенном («Ночлег»). Интертекстуальный диалог, жанровая диффузность создают многослойность бунинской прозы, в частности, придавая балладе и святочному рассказу значение наиболее репрезентативных в творчестве писателя жанров.
Ключевые слова
И.А. Бунин; жанр; святочный рассказ; баллада; I.A. Bunin; genre; Christmas story; ballad
THE GENRE NATURE OF THE STORIES BY I.A. BUNIN "THE BALLAD" AND "A NIGHT STAY"
The special feature of the late prose by I.A. Bunin is its synthetism in other words the mixture of the elements of style and topics of different genre forms in a piece of work. The author makes an attempt to analyze the nature of the genre of two stories by I.A. Bunin - "The Ballad" and "A Night Stay" included in the book of short stories "Dark Avenues". The nebulosity of genre nature of the analyzed texts allows us to move away from their formal identification as a story / short novel and find the elements of the ballad (the poetics of fear) and the Christmas story (the motive of the miraculous escape). In "The Ballad", in addition to the title as the author’s directions for the poetic tradition, the motive complex of ballad genre (the motives of antiquity, deceitful / false fiance, furious pursuit), ballad topic and ballad narrative are structured; the plot of the story, as "A Night Stay", is built as a variant of the ballad plot about forbidden relationships. The narrative events of the stories have clearly ballad coding, the resolution of the plot becomes the death of heroes making actual the genre beginning of the Christmas story and motive of the miraculous escape. This motive is connected with the images of wolf ("The Ballad") / dog ("A Night Stay") which are magic assistants and have the aureole of the archetypic meanings. In the stories the "wild scenes" ("The Ballad" - an attempt of the old prince to kill his son and to seduce his young wife; in "A Night Stay" - an attempt of the Moor to outrage upon the orphan girl) are connected with men’s characters, a personification of the evil and sin. The author persistently marks the infernal beginning in the appearance of the old prince and Moor. The chronotope of the stories represents the important part of their semantic and genre and poetic organization, and in "The Ballad" works also for actualization of a genre dominant - the Christmas story. The motive components of ballad and Christmas plots can be represented both concentrated, accurately shown ("The Ballad") and dispersed ("A Night Stay") by Bunin. The intertextual dialogue, genre diffuseness create multilayers of Bunin's prose, in particular, the ballad and the Christmas story become the most representational genres in the writer's works .
Список литературы
-
Бунин И.А. Собрание соч.: в 6 т. М., 1994. Т. 6.
-
Вовк О.В. Энциклопедия знаков и символов. М., 2007.
-
Иванюк Б.П. Баллада: словарное описание жанра // Филоlogos. Выпуск 22 (3). Елец, 2014. С. 30-36.
-
Иванюк Б.П. Жанры литургической поэзии: псалом, секвенция, стихира, троп // Филоlogos. Выпуск 16 (1). Елец, 2013. С. 20-24.
-
Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1994.