Журнал «Филоlogos»

    Выпуск №39 (4) (2018) 126 стр.

    Оглавление выпуска журнала

    DOI 10.24888/2079-2638-2018-39-4-24-29

    Бурцев В.А.

    О ЯЗЫКОВОЙ ЭСТЕТИКЕ РАССКАЗА И.А. БУНИНА «ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ»

    Burtsev V.A.

    ABOUT THE LANGUAGE ESTHETICS OF I.A. BUNIN'S STORY "LIGHT BREATHING"

    Ключевые слова:

    И.А. Бунин; «Легкое дыхание»; композиция; языковая композиция; словесные ряды; фабула; сюжет; нарратив; повествователь; I.A. Bunin; "Light Breathing"; composition; language composition; word series; plot; story line; narrative; narrator

    Аннотация:

    В данной работе сделана попытка, используя лингвистические методы, объяснить эстетический эффект рассказа «Легкое дыхание» И.А. Бунина - эффект легкости, отмечаемый всеми исследователями этого произведения. Объяснения этой художественной особенности рассказа чаще всего ищутся с применением литературоведческих методов в плоскости соотношения формы и содержания - сюжета и фабулы. В теоретической основе предлагаемой статьи лежит стилистическая теория художественной речи В.В. Виноградова, нацеленная на выявление и анализ контекстуальных стилистических единиц - структурных форм речи, конструируемых писателем. В статье описываются структурные формы речи, составляющие языковую композицию бунинского рассказа. Эти составляющие, в соответствии с учением В.В. Виноградова, описываются как «словесные ряды». Словесные ряды используются в качестве лингвистического средства изучения композиционных особенностей нарративного текста. Характер словесных рядов, их элементы и принципы объединения элементов в целое определяются в соответствии с композицией текста «Легкого дыхания», которая в науке в принципе считается установленной: с точки зрения соотношения фабулы и сюжета эта композиция основана на временных смешениях сюжетного действия. В этой связи словесные ряды определяются по темпоральным лексико-грамматическим показателям языковых средств. Выделено два словесных ряда с темпоральной семантикой - презентный словесный ряд и перфектный словесный ряд. Выявлено, что презентный словесный ряд служит композиционной рамкой перфектного словесного ряда. Показано, что перфектный словесный ряд в презентном обрамлении обеспечивает эстетический эффект рассказа.

    Annotation:

    In this paper, an attempt has been made, using linguistic methods, to explain the aesthetic effect of the story "Light Breathing" by I.A. Bunin - the effect of light, celebrated by all researchers of this work. Explanations of this artistic feature of the story are most often sought with the use of literary methods in the plane of the relationship between form and content - plot and story line. In the theoretical basis of the proposed article lies the stylistic theory of the artistic speech of V.V. Vinogradov, aimed at identifying and analyzing contextual stylistic units - structural forms of speech, designed by the writer. The article describes the structural forms of speech that makes up the linguistic composition of Bunin's story. These components, in accordance with the teachings of V.V. Vinogradov are described as "verbal rows". Verbal rows are used as a linguistic means of studying the compositional characteristics of a narrative text. The nature of the word series, their elements and the principles of combining the elements into a whole are determined in accordance with the composition of the text "Light Breathing", which in science is considered established in principle: from the point of view of the relationship between the plot and the story line, this composition is based on temporary mixtures of plot action. In this regard, the word series are determined by the temporal lexical and grammatical indicators of language means. Two verbal rows with temporal semantics are distinguished - a presentable verbal row and a perfect verbal row. It is revealed that the presented verbal row serves as the compositional frame of the perfect verbal row. It is shown that the perfect verbal row in the presentation frame provides the aesthetic effect of the story.

    Список литературы:

    1. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971.

    2. Виноградов В.В. О языке художественной прозы: Избр. труды. М., 1980.

    3. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963.

    4. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.

    5. Горшков А.И. Русская стилистика. Стилистика текста и функциональная стилистика. М., 2006.

    6. Гулякова И.Г., Коньков В.И. Об одной особенности семантической структуры рассказа И. Бунина «Легкое дыхание» // История и культура. 2007. № 6. С. 231-240.

    7. Жолковский А.К. «Легкое дыхание» Бунина - Выготского семьдесят лет спустя // Жолковский А.К. Блуждающие сны и другие работы. М., 1994. С. 63-78.

    8. Жолковский А.К. Щеглов Ю.К. К описанию смысла связного текста. III. Приемы выразительности (ч. I). М., 1973.

    9. Журавлева Г.С. Метафора как основа композиции произведений И.А. Бунина // Филоlogos. 2008. № 4 (1-2). С. 18-25.

    10. Классик без ретуши: Литературный мир о творчестве И.А. Бунина. М., 2010.

    11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. М., 1999.

    12. Падучева Е.В. Семантические исследования (Семантика времени и вида в русском языке; Семантика нарратива). М., 1996.

    13. Пожиганова Л.П. Классическая традиция в рассказе И.А. Бунина «Легкое дыхание» // Творчество И.А. Бунина и русская литература XIX-XX веков. Белгород, 1998. Вып. 1. С. 57-67.

    14. Рощина О.С. К интерпретации рассказа И.А. Бунина «Легкое дыхание» // Сибирский филологический журнал. 2011. № 1. С. 53-59.

    15. Шатин Ю.В. Скрытый мотив «Легкого дыхания» И.А. Бунина // Сибирский филологический журнал. 2003. № 2. С. 49-52.

    16. Щербенок А. Заглавие и «Другое» текста («Легкое дыхание» Бунина и «дух Серебряного века») // Критика и семиотика. 2001. № 3/4. С. 197-201.

Фотогалерея
Все фото
Руководство
Гости ЕГУ
Турбаза
Корпуса
Утренник
Мы ВКонтакте

«    Декабрь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Наверх