Журнал «Филоlogos»

    Аннотации статей.

    Никитин Олег Викторович. «Госпожа Грамматика» (К 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова)

    В статье рассматриваются вопросы грамматической традиции XVIII века, нашедшие отражение в «Российской грамматике» М.В. Ломоносова.
    The article views problems of grammatical tradition of the XVIIIth century which are reflected in M.V. Lomonosov's «Russian Grammar».

    Судавная Юлия Владимировна. Зоообразы в поэзии М.В. Ломоносова и их влияние на русскую поэзию XVIII века

    В статье выявляются некоторые особенности творчества М.В. Ломоносова путем анализа функционирования в его стихотворных произведениях зоологических (орнитологических и энтомологических) образов в сравнении с аналогичными образами в произведениях иных поэтов XVIII века.
    This paper reveals some characteristics of Lomonosov's works by analysing the functioning of animal imagery (ornithological and entomological) in his poems compared with the similar imagery in other poets' works of this period.

    Полуйкова Светлана Юрьевна. Стратегии фреймирования и рефреймирования в современном просветительском дискурсе

    В статье рассматриваются когнитивные стратегии фреймирования и рефреймирования, используемые в современном просветительском дискурсе и направленные на формирование представлений людей и моделирование их поведения. На основе анализа современных просветительских текстов на русском и немецком языках описаны коммуникативные тактики и речевые средства реализации данных стратегий.
    In this paper cognitive strategies of framing and reframing are investigated. They are used in the modern educational discourse to form people's attitudes, their behaviour. Basing on the analysis of the modern educational texts in Russian and German languages communicative tactics and the realization of mentioned above strategies are described.

    Бобунов Алексей Михайлович. Эффективность контрастивного словаря на примере анализа наименований головных уборов в русском и английском песенном фольклоре

    В статье обосновывается идея использования контрастивного словаря языка фольклора для выявления сходных и специфических черт разных песенных традиций. На примере наименований головных уборов, зафиксированных в русском и английском песенном фольклоре, выявляются языковые лакуны и случаи количественной и качественной асимметрии.
    The paper illustrates the efficiency of contrastive dictionary of folklore language as a means to reveal similar and specific traits of different song traditions. The study of headgear denominations used in the Russian and English folk songs exposes language lacunas as well as quality and quantity asymmetry.

    Завьялова Наталья Алексеевна. Японский и китайский дискурс повседневности, актуализованный во фразеологических единицах с биологическим компонентом

    В статье анализируются японские фразеологические единицы с биологическими компонентами. Фразеологические единицы используются для анализа прошлого опыта этноса, на основе которого возможно построение лингвокультурологических портретов будущего.
    The paper focuses on Japanese and Chinese phraseological units with bio-components. The research is based on Japanese and Chinese idiomatic expressions. Phraseological units are used to reconstruct the picture of the past, which may be used in the attempt to build the picture of the future.

    Колесников Сергей Александрович. Концепция личности Н.С. Гумилева в биографических исследованиях В.Ф. Ходасевича

    В данной статье рассматриваются особенности концепции личности Н.С. Гумилева в историко-биографическом наследии В.Ф. Ходасевича. Концептуальное рассмотрение личности Н.С. Гумилева позволяло В.Ф. Ходасевичу сформулировать четкие параметры идеала творческой личности, тем самым раскрывая своеобразие и масштабность влияния личностных особенностей символистов на эстетическое и этическое пространство культуры Серебряного века.
    In given paper features of the concept of person N.S. Gumilev in V.F. Khodasevich's biographical heritage are considered. Conceptual consideration of person N.S. Gumilev allowed V.F. Khodasevich to formulate accurate parameters of an ideal of the creative person, thereby, opening an originality and scale of influence of personal features of symbolists on esthetic and ethical space of culture of the Silver age.

    Балашова Елена Анатольевна. Русская стихотворная идиллия ХХ века: о «мерцании» жанрового обозначения

    Идиллия продуцирует появление «пограничных форм» - «помнящих» об инварианте, но подчас далеких от привычного истолкования термина. Если нет тематической и пафосной поддержки, идиллию можно выделить как жанр при условии всеродовой принадлежности, любого изображения жизни частного человека и стилизации, выполненной гекзаметром, александрийским стихом, логаэдами.
    The idyll produces an advent of «borderline forms» possessing a «memory» of an invariant but sometimes being far from a common interpretation of the term. Without a thematic and sentimental support the idyll may be distinguished as a genre on condition of a generic-wide affiliation, any description of a private person`s life and pasticcio accomplished by means of hexameter, Alexandrine and Logaed.

    Куликова Елена Юрьевна. Акмеизм vs символизм: пространство, вещь, лирическая динамика

    Еще раз возвращаясь к проблеме размежевания символистов и акмеистов и к проблеме вещи в художественном мире акмеистов, автор статьи подчеркивает, что ключевым понятием для определения особенностей акмеистического пространственного мышления может служить художественная динамика. Образ вещи и у акмеистов не реалистичен, а модален из-за динамичности художественной ткани стиха.
    The author deals with the issue of delimitation in the lyric Symbolists and Acmeists, examines the problem of things in the art world of Acmeists. The author stresses that the key concept for determining the characteristics of akmeists's spatial reasoning can serve as artistic dynamics. The image of a thing isn't realistic and in the poetry of Acmeists, but is modal because of the dynamism of the verse's artistic fabric.

    Кузьмин Тимофей Геннадьевич. Эмоциональная оценка героев и эмотивный стиль в повести Ф. Достоевского «Двойник»

    В статье анализируются эмотивный стиль и эмоциональное отношение автора к героям в повести Ф. Достоевского «Двойник», описываются эмотивные средства, выявляется разница между позициями повествователя и автора.
    The paper deals with emotional evaluation of the heroes and emotive style in the story The double by F. Dostoevsky, depicts emotive means, reveals differences between author's attitude and attitude of narrator.

    Знобищева Мария Игоревна. Есенин и Гоголь: дом как сакральный центр «русского пространства»

    Статья содержит анализ роли и функций образа Дома в творчестве Н.В. Гоголя и С.А. Есенина. Исследуется национально выразительная специфика образа, позволяющая рассматривать его как сакральный центр «русского пространства».
    The paper analyzes the role and functions of the image of the House in the work of N.V. Gogol and S.A. Esenin. The national expressive specifics of the image let talk about it as the sacral center of «Russian Space».

    Смирнов Вадим Андреевич. Идея «власти земли» в романе Ф.М. Достоевского «Бесы»

    Статья посвящена архетипу власти, ее авторитетности и сакральности. Этикетность средневекового мышления находит свое выражение в понятиях «присяга земле», «брак с землей».
    Paper is devoted to an archetype of power, its authoritativeness and sacrality. Etiquette of medieval thinking finds the expression in concepts oath to the earth, service to the earth, marriage with the earth.

    Сороковых Антон Сергеевич. К вопросу о функционировании именительного представления в текстах художественной литературы

    В статье предпринята попытка обозначить подходы к определению статуса именительного представления, указать характерные признаки данной конструкции, рассмотреть функционирование именительного темы в тестах художественных произведений.
    The paper makes an attempt to define approaches to definition of the status of nominative presentation, specify the characteristic features of this design, to review the functioning of the nominative subject in the texts of fiction.

    Груша Светлана Александровна. Репрезентация концепта «труд» в творчестве Ф.А. Абрамова

    В данной статье исследуется функционально-семантическое поле концепта «труд» в произведениях Ф.А. Абрамова, выявляется его взаимосвязь с категориями «память», «совесть», «творчество». Автор статьи последовательно доказывает исключительную значимость исследуемого концепта в системе концептов, определяющих русский национальный характер в творчестве писателя.
    In this paper the functional-semantic field of the concept «work» is investigated in of F.A. Abramov's works. Its relationship with the categories of «memory», «conscience», «creativity» revealed in short stories and novels of writer. The author consistently shows exceptional significance of the exploring concept that defines the Russian national character.

    Рабия Хамид Сафи Хамид Сафи. Стилистическая характеристика фразеологических единиц в произведениях А.С. Пушкина

    В данной статье рассматривается стилистическая характеристика фразеологических единиц в произведениях А.С. Пушкина.
    The paper describes stylistic characteristic of phraseological units in A.S.Pushkin's works.

    Крамарь Ольга Казимировна. Чурилин Т.В. Тяпкатань, российская комедия (хроника одного города и его народа).

    Подготовленный к настоящей публикации фрагмент представляет собой отрывок из восьмой главы автобиографического романа Т.В. Чурилина «Тяпкатань». Первые пять глав произведения в авторской нумерации («Событие первое. Песня», «Слободы», «Тяпкатаньский сон», «Рождение - Смерть, станции», «Станции: Тракт - Чугунка - Элеватор») опубликованы в 7 выпуске (№№ 3-4) журнала «ФИЛОLOGOS» в 2010 году, шестая глава («Задвиженцы мученики») опубликована в 9 выпуске журнала «ФИЛОLOGOS» в 2011 году, седьмая глава («Трактир анпир и трактир ванпир») опубликована в 10 выпуске журнала «ФИЛОLOGOS» в 2011 году.
    В восьмой главе романа «Тяпкатань» [1], имеющей симптоматичное название «Выдвиженцы», рассказывается об уроженцах Лебедяни, известность которых перешагнула границы небольшого провинциального города, расположенного в самом центре черноземной России [2].
    Указанная глава играет важную роль в смысловом и композиционном целом романа-хроники Т. Чурилина, она следует непосредственно за главами, повествующими о трагической судьбе «задвиженцев-мучеников», то есть людей, не сумевших реализовать свой человеческий и творческий потенциал в условиях жизни провинциального города, уничтоженных уездным «бытьем» и «питьем» [3].
    В «Выдвиженцах» Т. Чурилин прибегает к монтажному принципу организации художественного материала: глава состоит из ряда «персональных» характеристик-зарисовок людей [4], родившихся в Лебедяни «для Москвы, Ленинграда и Европы» [5]. Одна из таких зарисовок повествует о выдающемся уроженце Лебедяни, «пианисте и профессоре» Константине Николаевиче Игумнове.
    Важно отметить, что, рассказывая в «Тяпкатани» о творческом становлении своего знаменитого земляка, Т. Чурилин, безусловно, опирался на фактический материал, но столь же важно отметить, что в трактовке этого материала писатель отходит от биографического буквализма. «Тяпкатань» - это не воспоминания Т. Чурилина о детстве и юности, проведенных в Лебедяни, не мемуарный, не биографический очерк, а художественное произведение, в котором жизнь и деятельность прославивших Лебедянь «выдвиженцев» рассматриваются как одна из важнейших составляющих «хроники одного города и его народа» [6]. Герой публикуемого фрагмента - это и реальный человек К.Н. Игумнов, и материализовавшееся в слове представление жителей Лебедяни о «сыне купца-мушника первой ильдии» по имени Констинтин Эхгумнов [7], и в этом смысле повествование о «тяпкатаньском сыне-выдвиженце» является яркой, запоминающейся картиной жизни уездного города конца XIX века.

    Фрагмент восьмой главы романа «Тяпкатань» публикуется по рукописи, хранящейся в фондах Российского государственного архива литературы и искусства [8]. Авторская датировка рукописи - начало марта 1933 года.
    При публикации отрывка из главы «Выдвиженцы» максимально учитывались особенности графического оформления оригинала, сохранялись авторская орфография и пунктуация. Исключением является замена авторского знака = на соответствующий ему дефис.
    ____________________________________
    1. Один из фрагментов восьмой главы ранее был опубликован нами в статье «Взгляд из вчера: Евгений Замятин в романе Тихона Чурилина Тяпкатань» // Национальный и региональный «Космо-Психо-Логос» в художественном мире русских писателей XX века: Материалы Международной заочной научной конференции. - Елец, 2010. - С. 104-108.
    2. «Тяпкатань не токмо вдвигал-задвигал людиев и животных организмы. Его социальная середина выбрасывала тож из себя, а выбрасывая - выдвигала», - такими словами начинается восьмая глава романа Т. Чурилина (РГАЛИ. Ф.1222. Оп. 1. Ед.хр. 40. Л. 3).
    3. Главы «Задвиженцы мученики» и «Трактир анпир и трактир ванпир».
    4. В свою очередь, каждая из таких частей-главок состоит из нескольких сменяющих друг друга картин, отличающихся временем и местом действия.
    5. См. в «Биографических данных» Т. Чурилина: «Родился в Лебедяни Тамбовской губернии (там родились для Москвы, Ленинграда и Европы: Замятин Евг. Ив., Игумнов Конст. Ник. (пианист), Чурилин Т.В. (поэт, переводчик, критик, теоретик)» (РГАЛИ. Ф. 1222. Оп. 1. Ед. хр. 4. Л. 1).
    6. Совсем не случайно, рассказывая в первой главе романа о песне (музыке) в Тяпкатани, Чурилин делает примечательнейшую оговорку: «Расскажем про песню. Ее петь умели в Тяпкотани - от Тяпки времен до Эхгумнова времени, Констинтина» (РГАЛИ. Ф. 1222. Оп. 1. Ед. хр. 39. Л. 36). Соотнесение имени К.Н.Игумнова с именем легендарного Тяпки, от которого, как писал Чурилин, «и пошел город, его прозванье, начало жизни, бытия, духовных его путей и окоулков» (РГАЛИ. Ф. 1222. Оп. 1. Ед. хр. 39. Л. 35), свидетельствует о том, что деятельность своего знаменитого земляка автор романа рассматривает не только в контексте культурной жизни современного ему города, но и в контексте многовековой истории Лебедяни.
    7. Эхгумнов (Эх`иумнов, Эх`имнов, Эхиумнов) - в такой южнорусской фонетической транскрипции озвучивается фамилия Игумновых в романе Т. Чурилина «Тяпкатань».
    8. Чурилин Т. Тяпкатань. Российская комедия (Хроника одного города и его народа). РГАЛИ. Ф. 1222. Оп. 1. Ед.хр. 40. Лл. 37-45.

    При подготовке примечаний, имеющих отношение к лебедянскому контексту публикуемого отрывка из восьмой главы романа Т. Чурилина «Тяпкатань», была использована информация, содержащаяся в следующих источниках: Акимов В.В. Лебедянь от А до Я. Из блокнота краеведа. Липецк: ООО «ИГ «ИНФОЛ», 2005; Волынчиков Н.В. Город Лебедянь. (Историческое повествование). Воронеж: ОАО «Центрально-Черноземное книжное издательство». 2007; Воспоминания С.Н. Игумнова. Рукопись. 1940-е годы. Лебедянский краеведческий музей им. П.Н. Черменского; Записки Липецкого областного краеведческого общества. Выпуск IV. Сост. и ред. А.А. Найденов, А.Ю. Клоков. Москва - Липецк: «Древлехранилище», 2005; Кривошеин Н.В., Первицкий Ю.П. История Лебедянского края (1605-2007): Хронологический справочник. Липецк. 2008; Лебедянский край на страницах тамбовской прессы (1838-1916) / Автор-составитель Ю.П. Первицкий. Тула: Гриф и К. 2011; Липецкая энциклопедия: В 3-х тт. / Редакторы-составители Б.М. Шальнев, В.В. Шахов. Липецк. 1999-2001.
Наверх