Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»

Аннотации статей.

Акаева Н.Ш., Борисов Р.В.. РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Статья посвящена проблеме религиозного экстремизма как проблеме угрозы безопасности и стабильности дагестанского общества. В статье представлены результаты анализа феномена экстремизма как социально-психологического явления. Указывается, что экстремизм становится одним из наиболее опасных и трудно изживаемых явлений общественного бытия, что отмечают не только представители научного сообщества, но и сотрудники различных органов государственной власти, функционирующих на федеральном и региональном уровнях. Установлены причины его возникновения и распространения, определены перспективные направления, по которым должна вестись работа по профилактике экстремистских настроений среди молодежи Северного Кавказа вообще и Дагестана в частности. В представленной статье предпринята попытка проанализировать основы идеологии религиозного экстремизма в аспекте его логической противоречивости и содержательной несостоятельности. Рассмотрен религиозный экстремизм как сложное явление, которое имеет свою особенность и виды. Авторы отмечают ситуацию по отсутствию четкой структуры и комплекса превентивных мер в рамках нивелирования идей религиозного экстремизма и, как следствие, терроризма. Указывается, что именно набор и реализация превентивных мер могут иметь определенную эффективность в процессе нейтрализации идеологии терроризма и экстремизма, а не борьба с уже свершившимся фактом, когда молодой гражданин России начинает придерживаться антисоцальных религиозных течений и становится пособником террористов либо экстремистов. По результатам анализа проблемы и авторских исследований предложен комплекс рекомендаций по профилактике религиозного экстремизма. Описана авторская программа по профилактике религиозного экстремизма в молодежной среде. Программа может использоваться не только в Дагестане, но и в других «исламских» регионах Российской Федерации.
The article is devoted to the problem of religious extremism as the problem of threats to the security and stability of the Dagestan society. The article presents the results of the analysis of the phenomenon of extremism as a social and psychological phenomenon. It is stated that extremism is becoming one of the most dangerous and hard to overcome phenomenon of social life and this fact is denoted not only by the scientific community but also by authorities operating at the Federal and regional levels. Causes of its emergence and spread have been identified as well as promising areas in which work should be conducted on the prevention of extremism among the youth in the North Caucasus in general and Dagestan in particular. In the present article attempts to analyze the fundamentals of the ideology of religious extremism in terms of its logical inconsistency and substantive insolvency have been undertaken. Religious extremism is considered as a complex phenomenon that has its features and types. The authors note the situation of the lack of a clear structure and a system of preventive measures in the framework of the leveling ideas of religious extremism and, as a consequence of terrorism. It is indicated that the implementation of preventive measures may have some effectiveness in the process of neutralizing the ideology of terrorism and extremism, rather than the struggle with a fait accompli, when a young Russian citizen begins to stick to antisocially religious movements and becomes an accomplice of terrorists or extremists. According to the results of problem analysis and original research there was proposed a set of recommendations on prevention of religious extremism. The authors’ program on prevention of religious extremism in the youth environment is described. The program can be used not only in Dagestan, but also in other Islamic regions of the Russian Federation.

Броневая Т.Б.. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ И СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ МОЗГОВЫХ МЕХАНИЗМОВ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПРИ АЛАЛИИ

В настоящей статье рассмотрены известные на настоящий момент аспекты развития подходов и методов изучения нарушений развития речи при различных видах алалии в России и за рубежом. Рассмотрены различия в подходах для обозначения нарушений развития речи в зарубежной и отечественной психологии. Описаны используемые в практике подходы к классификации различных видов алалий у детей. Рассмотрены существующие данные о ведущей роли наследственных, соматических, пренатальных и других факторов в возникновении алалии у детей. Исследователи подчеркивают, что в анамнезе ребенка с алалией выделяется, как правило, не один, а целый комплекс патологических факторов. При дифференциальной диагностике имеет значение время воздействия любого вредного фактора. В случае воздействия в пренатальном или раннем постнатальном периоде, когда кора головного мозга находится еще в стадии формирования, трудно точно определить наличие локального дефекта, ибо поражение чаще носит более распространенный, диффузный характер. Подчеркивается необходимость дифференциальной диагностики алалии от других схожих состояний (аутизма, задержки психического развития, коммуникативных нарушений и других). Рассмотрены существующие исследования о процессе формирования речи у детей с различными видами алалии, а также существующие на настоящее время направления реабилитации детей с алалией. Специалисты, занимающиеся исследованием и разработкой программ реабилитации у детей с алалией, указывают на необходимость комплексной коррекционной работы с включением нескольких специалистов, подчеркивая необходимость индивидуальной работы по преодолению имеющихся речевых нарушений.
This article reviews currently known aspects of the development of approaches and methods to the study of disorders of speech development under different types of alalia in Russia and abroad. Differences in approaches to the description of disorders of speech developmental in foreign and domestic psychology are considered. Various approaches to the classification of types of children’s alalia used in practice are described. The existing data on the leading role of inherited, somatic, prenatal and other factors causing children’s alalia are considered. The researchers emphasize that in the child’s anamnesis with alalia it is possible to single out, as a rule, not one but a whole range of pathological factors. At the differential diagnosis the exposure time of any bad actor matters. In the case of exposure during prenatal or early postnatal period when the cortex is still in its formative stage, it is difficult to accurately determine the presence of a local defect, because lesion has more often common, diffuse character. It emphasizes the need of differential diagnosis of alalia from other similar conditions (autism, mental retardation, communication disorders and other). The existing research works on the process of formation of children’s speech with different types of alalia, as well as the existing at the moment directions of rehabilitation of children with alalia are considered. Specialists engaged in research and development programs for the rehabilitation of children with alalia indicate the need for a comprehensive corrective work with the inclusion of several specialists, emphasizing the need for individual work to overcome existing speech disorders.

Ибрагимова Х.Ш.. ПСИХОЛОГИЯ СУПРУЖЕСКИХ КОНФЛИКТОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Статья посвящена изучению психологии супружеских взаимоотношений, в частности, психологическим особенностям супружеских конфликтов по ряду параметров. В качестве одного из актуальных направлений исследований оформилось выявление психологических трудностей, возникающих в ходе супружеского взаимодействия, в частности, причин и особенностей дисгармоничности брака, причин конфликтов и развода. Проведенные исследования показали, что качество супружеских отношений, их насыщенность конфликтами определяются рядом субъективных и объективных особенностей, заложенных, прежде всего, в самой природе данных отношений. Эмпирическое исследование позволило выявить психологические особенности супружеских конфликтов по ряду объективных и субъективных параметров. Были выявлены следующие особенности частоты супружеских конфликтов: наиболее часто конфликты происходят между молодоженами (брак длится до 1 года), затем постепенно их частота снижается. Конфликты чаще происходят при негативном восприятии и описании партнера по браку. При позитивной атрибуции супружеские конфликты отмечаются значительно реже. Наиболее часто конфликты отмечаются при авторитарном, агрессивном или скептически настроенном партнере, а наименее редко, если партнер характеризуется как доминирующий, покорно-застенчивый, зависимый, сотрудничающий или альтруистический. Выявлено, что высокий уровень агрессивности брачного партнера приводит к значительному увеличению частоты конфликтов между супругами. В статье отмечено, что при разрешении конфликтов у супругов, вызванных особенностями межличностных отношений партнеров и вопросами воспитания их детей, наиболее успешными являются стратегии компромисса и сотрудничества, при разрешении конфликтов, возникающих по поводу отношений с родственниками, наиболее успешным и являются стратегии компромисса и приспособления, а при разрешении конфликтов, возникших по поводу взаимодействия с окружением, наиболее успешными являются стратегии сотрудничества и приспособления.
The article is devoted to the study of psychology of matrimonial relationships, in particular to psychological features of matrimonial conflicts in a number of parameters. As one of topical directions of research the detection of psychological difficulties arising during matrimonial interaction appeared, in particular, it concerns the reasons and features of a disharmonious marriage, the reasons of conflicts and divorce. The conducted researches showed that the quality of matrimonial relations, their saturation with conflicts are defined by a number of the subjective and objective features laid, first of all, in the nature of these relations. Empirical research allowed us to reveal psychological features of matrimonial conflicts in a number of objective and subjective parameters. The following features of frequency of matrimonial conflicts were revealed: most often conflicts happen between newlyweds (marriage lasts till 1 year), then gradually their frequency decreases. Conflicts happen more often due to negative perception and the description of the partner in marriage. At positive attribution matrimonial conflicts are noted much less often. Most often conflicts are noted with authoritative, aggressive or skeptically disposed partner, and the least rarely if the partner is characterized as dominating, obedient and timid, dependent, cooperating or altruistic. It is revealed that the high level of aggression of the marriage partner leads to significant increase in frequency of conflicts between spouses.

Исаев Е.А.. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

В статье с процессуальной и результативной точек зрения рассматриваются психологические особенности развития поликультурной самоорганизации языковой личности студента, представляющей собой становление, упорядочение и активизацию качеств, необходимых для оптимальной реакции языковой личности на вызовы внешнего поликультурного мира. Автор приходит к выводу, что для развития поликультурной самоорганизации языковой личности студента в образовательной среде важны: реализация принципа активности, проявлением которого является активная жизненная позиция; использование психотерапевтических средств, предполагающих создание условий, максимально приближенных к обыденной жизненной ситуации будущего специалиста (методы причинной и целевой самоорганизации); создание целевой установки, являющейся аттрактором для внутренних процессов самоорганизации. Отдельным аспектом развития поликультурной самоорганизации языковой личности студента в процессе учебной деятельности рассматривается повышение познавательной мотивации. В качестве одного из психологических механизмов ее повышения называется учебная самоорганизация студентов, контекст которой обусловлен так или иначе культурой. Также очевидна взаимосвязь развития поликультурной самоорганизации и выработки отношения языковой личности к окружающему миру, культуре в целом, выступающей содержанием поликультурной самоорганизации и наполняющей когнитивный потенциал деятельности студентов. То есть личность в процессе своей самоорганизации вырабатывает свое собственное видение, оценочное суждение о культуре. Данное качество выполняет системообразующую роль в структуре сознания и самосознания и возникает в результате постижения сущностных основ культурного контекста современного мира.
The article from the procedural and productive point of view considers psychological characteristics of multicultural student's self-linguistic identity, which represents the formation, streamlining and enhancing the qualities required for optimal response to challenges of the linguistic identity of the external multi-cultural world. The author concludes that for the development of multicultural student's self-linguistic identity in the educational environment the following is important: the implementation of the principle of activity, the manifestation of which is the active life position; the use of psychotherapeutic means, which suppose the creation of conditions close to everyday life situations of the future expert (methods of causal and target self); the creation of target purpose, which is an attractor for the internal processes of self-organization. As a separate aspect of the multicultural student's self-linguistic identity in the course of educational activities the improvement of cognitive motivation is considered. One of the psychological mechanisms of its increase is called the self-organization of the students' training, the context of which is conditional on culture. The interconnection between the development of multicultural self-organization and the development of the relationship of the linguistic personality to the world, culture in general, which represents the content of multicultural self-organization and fills the cognitive potential of students' activities is quiet clear. That is, a person in the course of self-organization develops its own vision of a value judgment about the culture. This quality fulfills a backbone role in the structure of consciousness and self-consciousness, and is the result of understanding the cultural context of the essential foundations of the modern world.

Михайлова О.Б., Каминская Э.А.. ОСОБЕННОСТИ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИННОВАЦИОННОСТИ У СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА

Успех существования человеческого общества в XXI веке непосредственно будет зависеть от развития личностных качеств и способностей. Личность, ее потенциал, активность, направленная на созидание, а не на разрушение человеческой цивилизации, являются объектами современных психологических исследований. В условиях глобализации и многополярности современного мира обществу нужны не революции, а инновации. Нужны лидеры, потенциальные способности которых являются основой прогресса и социального роста. Безусловно, среди многочисленных личностных качеств, характеризующих эффективность лидера, инновационность представляет одну из важных составляющих. Конструктивно мыслящие личности, способные генерировать и, самое главное, мобильно внедрять прогрессивные идеи составляют главное достояние любого цивилизованного государства. В содержании статьи рассматриваются результаты диагностики и основные направления развития личностных качеств, являющихся основой человеческого капитала современного общества. Авторы представляют результаты эмпирического исследования особенностей проявления лидерских способностей и инновационности у студентов бакалавриата. На первом этапе исследования подробно рассматриваются особенности проявлений лидерских способностей у академически успешных и менее успешных студентов. На основании анализа полученных данных менее академически успешные студенты имеют высокий уровень выраженности лидерских способностей. В результате второго этапа исследования проанализированы качественные и количественные данные об особенностях проявления инновационности и лидерских способностей у будущих психологов и экономистов. Интерпретация многочисленных данных позволяет утверждать о наличии различий в особенностях проявления исследуемых качеств у юношей и у девушек. Кроме того, у студентов разных специальностей выявлены различия в уровнях выраженности лидерских способностей и инновационных качеств. На основании полученных результатов в статье представлены рекомендации по совершенствованию психолого-педагогических технологий в высшей школе для развития личностных качеств будущих специалистов.
The success of human society existence in the twenty-first century will directly depend on the development of personal qualities and abilities. The identity, its potential and activity aimed at creation, not the destruction of human civilization, are the objects of modern psychological research. In the context of globalization and multi-polarity of the modern world, society needs innovation - not revolution. It needs leaders, whose potential abilities are the basis for progress which are one of the most important components. Constructively minded individuals, capable of generating and, most importantly, introducing progressive ideas rapidly, are the main assets of any civilized state. In this article we examine the results of the diagnostics and the basic ways of the development of those personal qualities which are the basis of human capital in modern society. The authors present the results of an empirical study of the specifics of innovativeness and leadership skills in undergraduate students. In the first phase of the study we consider the specifics of leadership skills manifestation in students successful and less successful in education. On the basis of the empirical data analysis the less academically successful students have a high level of leadership skills expression. The result of the second phase of the study is an analysis of the qualitative and quantitative data concerning the peculiar characteristics of innovativeness and leadership skills manifestation in future psychologists and economists. The interpretation of numerous data suggests the presence of gender differences in the manifestation characteristics of the studied qualities. Furthermore, the students of different specializations demonstrated different grades of the peculiarities of innovative traits and leadership skills. On the basis of the obtained results the research presents recommendations for the improvement of psychological and pedagogical technologies at higher education for the development of personal qualities in future specialists.

Никитина Е.А.. ВОСПРИЯТИЕ ЗДОРОВЬЯ/БОЛЕЗНИ ПО ИЗОБРАЖЕНИЯМ ЛИЦ В ИСКУССТВЕ

В статье рассматриваются характеристики лиц, отражающие здоровье человека. Указывается на два различных подхода к пониманию понятия «здоровье»: здоровье как ресурс репродуктивной успешности индивида и как характеристика физического состояния человека в конкретный момент времени. Показано, что первый подход до последнего времени лежал в основе большинства психологических исследований, в которых основное внимание уделялось восприятию достаточно стабильных параметров лица, таких как усредненность и симметричность. Усредненность традиционно рассматривается как свидетельство гетерозиготности организма, а симметричность отражает результат устойчивости развития, начиная с пренатального периода. Однако обнаружено, что и в произведениях изобразительного искусства, и в художественной прозе, и в медицинской литературе основное внимание уделяется не стабильным, а вариативным параметрам. В работе выделены следующие характеристики лиц, акцентируемые писателями и художниками при изображении персонажей, состояние здоровья которых важно для понимания сюжета: цвет лица в целом, локальные изменения цвета, сухость кожи, наличие воспаленных участков, уменьшение или увеличение количества жировой ткани или отечность лица, изменение формы отдельных элементов лица, блеск/тусклость глаз, эмоциональные и мимические проявления. Выявлено различие в содержании описаний лиц здоровых и больных людей. Показано, что мимические и колористические характеристики относятся к наиболее часто используемым в произведениях литературы и изобразительного искусства, в медицинских текстах. Лица больных чаще всего описываются как бледные, исхудавшие, выражающие страх, усталость или тоску, с лихорадочным блеском глаз или тусклостью взгляда.
The article studies facial characteristics reflecting health of a person. Two different approaches to the understanding of the concept of "health" are identified: health as a resource to the reproductive success and as a characteristic of the physical condition of the person at a particular time. It is shown that until now the first approach has been the most favourable basis of psychological studies, which focused on the perception of sufficiently stable face parameters such as averageness and symmetry. Averageness is traditionally regarded as the evidence of heterozygosis of the organism, and the symmetry reflects the developmental stability since the prenatal period. However, it is found that in prose, in portraits and medical literature authors use mainly not stable, but variable parameters. The paper highlights facial characteristics emphasized by writers and artists while representing characters whose state of health is important for understanding the plot: skin color, local color changes, skin dryness, the presence of inflammatory sites, the amount of adipose tissue or swelling of the face, changes in shape of the individual face elements, shine / dull eyes, mimic and emotional expressions. Differences in face descriptions of healthy and sick people are demonstrated. It is shown that mimic and coloristic characteristics are most commonly used in works of literature and fine arts, as well as in medical texts. Sick characters are often described as pale, skinny, expressing fear, fatigue or depression, with feverish eyes or tarnish sight.

Мурзаканова А.З., Новикова И.А., Шляхта Д.А.. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Статья посвящена проблеме анализа толерантности в структуре целостной индивидуальности человека. Представлены основные направления понимания толерантности в зарубежной и отечественной психологии. Обосновывается необходимость комплексного изучения толерантности на основных уровнях функционирования индивидуальности, как минимум, на психофизиологическом, психологическом, социально-психологическом, социальном. Представлены и проанализированы результаты эмпирического исследования соотношения толерантности русских и кабардинских студентов с факторами модели «Большая пятерка». В исследовании принимали участие 87 русских студентов, обучающихся в московских вузах, и 170 кабардинских студентов, обучающихся в Кабардино-Балкарии. Для диагностики толерантности использовалась методика Г.Л. Бардиер «Виды и компоненты толерантности» (ВИКТИ), которая позволяет комплексно исследовать толерантность с точки зрения выраженности ее видов (межпоколенческая, межличностная, межэтническая, профессиональная, управленческая, гендерная, межконфессиональная, межкультурная, социально-экономическая, политическая ) и компонентов ( аффективный, когнитивный, конативный, потребностно-мотивационный, деятельностно-стилевой, этико-нормативный, ценностно-ориентационный, личностно-смысловой, идентификационно-групповой, идентификационно-личностный ). Для диагностики факторов «Большой пятерки» (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, согласие, добросовестность) применялся Пятифакторный опросник в русской адаптации С.Д. Бирюкова и М.В. Бодунова. С помощью корреляционного анализа было установлено, что, в целом, с большинством параметров толерантности положительно связаны экстраверсия и согласие, а открытость опыту сильнее связана с видами и компонентами толерантности в группе кабардинских студентов. При этом межэтническая толерантность теснее всего связана с выраженностью всех личностных факторов в обеих группах студентов. Полученные результаты подтверждают интегрированность толерантности в целостную структуру индивидуальности на разных ее уровнях.
The paper is devoted to the analysis of the tolerance in the personality structure. The main directions of the tolerance understanding in Western and Russian psychology are presented. The need for complex study of tolerance on the basic levels of the personality (psychophysiological, psychological, social, psychological, social levels as minimum) is substantiated. The results of the research on the relation between the tolerance and the “Big Five” factors of Russian and Kabardian students are presented and analyzed in this paper. A total of 257 respondents took part in the research, including 87 Russian students from Moscow universities and 170 Kabardian students from Nalchik University. The questionnaire “Types and components of the tolerance” by G.L. Bardier was used to diagnose tolerance features. This questionnaire includes ten scales which correspond to the tolerance types (intergenerational, interpersonal, interethnic, professional, managerial, gender, inter-religious, inter-cultural, socio-economic, political tolerance) and ten scales which correspond to the tolerance components (affective, cognitive, conative, need and motivational, style of action, ethical and normative, value-oriented, meaningful-personal, group identification, personal identification components). For the diagnosis of the “Big Five” factors “The Five Factors questionnaire” of Russian adaptation by M.V. Bodunov and S.D. Biryukov was used. It was found with the help of the correlation analysis that, in general, the Extraversion and the Agreeableness are positively related with most of the tolerance parameters, and Openness to Experience is strongly associated with the types and components of tolerance in Kabardian students. The interethnic tolerance is most closely associated with all of the “Big Five” factors in both groups of students. The obtained data confirm the integration of tolerance in the whole personality structure.

Оспенников С.В.. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА КУРСАНТА ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

В исследовании рассматривается комплекс вопросов теории и практики актуализации личностного роста офицера внутренних войск в условиях его профессиональной деятельности. По мнению автора, личностный рост будущего офицера внутренних войск МВД России детерминируют: внутренние субъективные условия личности (направленность и сформированность смысло-жизненных ориентаций и тенденций развития, жизнестойкость и способность к самопознанию, уровень психологических защит и рефлексии личности); внешние объективно-субъективные условия (организационные условия деятельности); внутренние субъективно-объективные условия (отношение к миру и другим людям) личности. В статье представлены результаты эмпирического исследования психологических условий личностного роста будущего офицера внутренних войск МВД России на отдельной выборке курсантов Новосибирского военного института внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России. Применялись такие методики: тест «Иерархия жизненных ценностей» (Г.В. Резапкина); тест «4 вопроса» на выявление у испытуемых приоритетов ценностей (Н.Я. Большунова); тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев); тест жизнестойкости (Д.А. Леонтьев, Д.И. Рассказова); самоактуализационный тест (Л.Я. Гозман, Ю.Е. Алешина); опросник «Самоотношение» (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев); диагностика механизмов защиты (Р. Плутчик); тест определения уровня рефлексии (А.В. Карпов). Достоверность полученных данных обеспечивалась проверкой их статистической значимости при помощи U-критерия Манна-Уитни (при анализе межгрупповых различий в уровне исследуемого признака); коэффициента корреляции Спирмена, углового преобразования Фишера, критерия Т-Вилкоксона. С использованием методик определено, что потребность личностного роста актуализирована у 34% курсантов выборки; высокий и низкий уровни психологических защит негативно отражаются на реализации потребности личностного роста; при любом уровне развития ценностно-смысловой сферы жизнестойкость показывает себя как необходимое условие личностного роста.
This research addresses a complex of issues of theory and practice on the actualization of personal development of internal troops officers appearing in their professional activities. According to the author, future internal troops officer's personal development is stipulated by the following facts: the internal subjective environment of an individual (the orientation and completeness of life-meaning basics and development trends; viability and self-cognition abilities; the levels of psychological protection and personal reflection); external objective-subjective conditions (activity's institutional environment); internal subjective-objective conditions (world outlook, attitude towards other people) of a particular individual. The article presents the results of the empirical study of future internal troops officers' psychological conditions for actualization of personal development based on the sampling of cadets of Yakovlev Novosibirsk Military Institute of the Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. The following research tools were used: “the hierarchy of life values” test (by G. Rezapkina); «Four questions» test for the revelation of values priority (by N. Bolshunova); the test of life-meaning orientations (by D.A. Leont'ev); the viability test (by D. Leont’ev and D. Rasskazova); the self-actualization test (by L. Gozman and Y. Aleshina); the Self attitude questionnaire (by V. Stolin and S. Panteleyev); the diagnostics of protection mechanisms (by R. Plutchik); the test of determining the level of reflection (by A. Karpov). The reliability of the obtained data is based on the verification of the data statistical significance using the Mann-Whitney U-criterion (when analyzing intergroup differences at the level of studied feature); C. Spearman's correlation coefficient, Fisher's method, Wilcoxon criterion. Using these research tools it was found that: 34% of sample cadets have their personal development actualized; high and low levels of psychological protection have negative influence upon meeting personal development needs; viability turns a necessary condition for personal development at any level of development of semantic bases and values.

Япарова О.Г.. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АГРЕССИВНОСТИ

В статье рассматриваются особенности проявления жизнестойкости у подростков с разным уровнем агрессивности. Определяется актуальность выдвинутой проблемы. Выявляются различные компоненты жизнестойкости у подростков с высоким, средним и низким уровнем агрессивности. Указывается взаимосвязь данного конструкта с различными переменными, например, целеустремленностью, смыслом жизни, креативностью, высоким уровнем социально-психологической адаптированности и общим психологическим благополучием. В статье подчеркивается важность исследования жизнестойкости в подростковом возрасте, поскольку в этом возрасте наиболее четко проступают все особенности психической сферы ребенка. Указывается на особую социально-психологическую проблему современности - детскую жестокость и агрессивность. Описываются факторы, влияющие на рост подростковой агрессивности, такие как глобализация, уровень агрессивности общества, нормы агрессивного поведения в культуре определенного общества, общее социальное неблагополучие. Подчеркивается значимость модели агрессивного поведения как наиболее успешной формы активности среди подростков. В статье дается характеристика испытуемых, описывается процедура исследования. Дается анализ проведенных методик. В анализе приводятся примеры ответов испытуемых, доказывающих особенности проявления жизнестойкости подростков с высоким, средним и низким уровнем агрессивности. Показано, что у подростков с высоким уровнем агрессивности проявляется такой компонент жизнестойкости, как принятие риска, у подростков со средним уровнем агрессивности проявляется такой компонент жизнестойкости, как вовлеченность, у подростков с низким уровнем агрессивности - контроль. Автор указывает на практическую значимость проведенного исследования. Суть коррекционного воздействия заключается в развитии всех компонентов жизнестойкости у подростков с разным уровнем агрессивности.
The article discusses the characteristics of viability among adolescents with different levels of aggressiveness. Various components of viability specific to teenagers with high, medium and low level of aggressiveness are identified. The article indicates the interrelation of this construct with such variables as sense of purpose, meaning of life, creativity, high level of socio-psychological adaptation and general psychological well-being. The article emphasizes the importance of the research on adolescent viability, because this age is most clearly characterized through all the features of the child’s psychic sphere. The article also points out a specific socio-psychological problem of our time - children's cruelty and aggressiveness. There are factors that affect the growth of teenage aggression, for example globalization, aggressiveness level in the society, cultural norms of aggressive behavior and social instability in general. The article also stresses the significance of the aggressive behavior model as the most successful form of activity among teenagers. The article provides characteristics of the research subjects, describes the research procedure and analyses used methods. The analysis shows the examples of the subjects' answers, which prove the peculiarities of the viability expression among adolescents with high, medium and low levels of aggressiveness. It has been indicated that adolescents with high level of aggressiveness demonstrate such component of viability as risk-taking, adolescents with a medium level of aggressiveness demonstrate involvement and adolescents with a low level of aggressiveness demonstrate control. The author points out practical significance of the study. The essence of the remedial influence lies within the development of all viability components in adolescents with different levels of aggressiveness.

Волкова Н.С.. ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ-МЕНЕДЖЕРОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

В статье освещаются особенности формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 080200 «Менеджмент». Отмечается, что иноязычная коммуникативная компетенция, включающая в себя языковую, речевую и социокультурную компетенции (В.В. Сафонова), приобретает статус одной из базовых у будущих управленцев, профессиональная деятельность которых предполагает взаимодействие между субъектами и объектами управления, общение с внешней средой, в том числе и с использованием информационных технологий. Автор анализирует нормативные документы (ФГОСы ВПО, федеральные, локальные программы по иностранному языку) и делает вывод о том, что результаты профессиональной подготовки могут быть достигнуты через формирование иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности всех ее составляющих, поскольку именно в процессе освоения дисциплины «Иностранный язык» бакалавр должен приобрести определенные знания, интеллектуальные умения и практические навыки, обеспечивающие развитие как общекультурных, так и профессиональных компетенций. В связи с актуальностью, современный курс иностранного языка должен характеризоваться большой интесивностью, требующей от обучающихся высокой организованности, готовности самостоятельно обрабатывать большие объемы информации, аналитического мышления. При этом возникает ряд организационно-методических проблем. В частности, отсутствие интегративной согласованности в учебных планах, сокращение часов на изучение языка, отсутствие технологического обеспечения вузами самостоятельной работы студентов. Для решения проблем необходимо изменение роли участников образовательного процесса, широкое использование информационно-коммуникационных технологий, выделение в учебном процессе двух этапов: общеязыкового курса (период «языкового выравнивания») и академического курса (освоение знаний деловой и профессиональной направленности).
The article highlights the features of the formation of foreign language communicative competence of undergraduate students of the training area 080200 «Management». It is noted that the foreign language communicative competence, including the language, speech and social competence (V.V. Safonova), acquires the status of one of future managers' basic one whose professional activity involves the interaction between subjects and objects of management, communication with the external environment, including among other things, the use of information technologies. The author analyzes normative documents (GEF VPO, federal, local programs in a foreign language), and concludes that the results of training can be achieved through the formation of foreign language communicative competence in the aggregate of all its components, because in the process of mastering the discipline «Foreign Language» bachelor must acquire certain knowledge, intellectual skills and practical skills, which ensure the development of both common cultural and professional competences. Due to the urgency, a modern foreign language course should be characterized by a large intensity requiring a high level of organization of students, ready to handle large amounts of information on their own, analytical thinking. At the same time, there is a number of organizational and methodological problems. In particular, the lack of consistency in the integrative curriculum, the reduction of hours of language training, lack of technological support at universities of students' independent work. To solve these problems it is necessary to change the role of the participants in the educational process, to increase the use of information and communication technologies, to divide the educational process in two stages: the general linguistic course (the period of «language alignment») and academic course (acquisition of knowledge of business and professional orientation).

Гринченко Н.А.. СОВРЕМЕННЫЕ АВТОРСКИЕ МЕТОДЫ УСКОРЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В статье рассматриваются современные авторские методы ускоренного обучения иностранному языку. Исследуются методы наиболее известных современных авторов - Д.А. Петрова, А.Н. Драгункина и М. Русаковой. Д.А. Петров - полиглот, знающий около 30 языков. Ключевые моменты методики Д.А. Петрова: 1) эмоциональная привязка (опора на образы и ощущения); 2) состав речи (в каждом языке основой является глагол); 3) базовая схема глагола: правильные и неправильные английские глаголы в утвердительной, отрицательной и вопросительной формах в Past Simple, Present Simple и Future Simple, которые он называет просто прошедшим, настоящим и будущим временами. Перфектные и длительные времена в английском языке, по мнению автора, всего лишь указывают на завершенность и длительность действий. Среди отзывов о методе 90 процентов - положительные. А.Н. Драгункин - «востоковед-филолог», автор оригинальной технологии ускоренного обучения иностранному языку, практикующий преподаватель иностранных языков, главным образом, английского. Он отказался от принятой английской фонетической транскрипции и заменил ее транслитерацией, создал свою систему представлений о грамматике английского языка, которая помогает людям легко осваивать сложные конструкции, но при этом система сильно отличается от классической. Отзывы делятся примерно поровну: на положительные и отрицательные. М. Русакова - переводчик, создатель мощной прогрессивной методики быстрого изучения английского языка, со-основатель школы английского языка Metland; автор ускоренной учебной программы «English Revolution» - английский за полгода. Использует метод ассоциаций (при запоминании слов), игры, музыку. Отзывы в основном положительные. Рассмотренные методы весьма эффективны, но не имеют глубокого научного обоснования, не могут заменить традиционную систему иноязычного образования. Обычный учитель иностранного языка может использовать отдельные приемы, разработанные авторами.
In the article the modern authors' approaches towards accelerated learning of the second language are examined. The methods of the most distinguished modern authors, D.A. Petrov, A.N. Dragunkin, M. Rusakova, are considered. D.A. Petrov - a polyglot, who speaks about 30 languages. The key points of his method are as follows: 1) emotional connection (images and feelings are involved); the structure of speech (in each language the basic part of speech is a verb); 3) the basic scheme of the verb are regular and irregular verbs in affirmative, negative and interrogative sentences in Past Simple, Present Simple and Future Simple, he calls them Past, Present and Future tenses; Perfect and Continuous forms, in his opinion, just show, if an action is finished or in progress. 90 per cent of the responses and references about his method are positive. A.N. Dragunkin - an oriental philologist, the author of the original technology of accelerated learning of the second language, an acting teacher, mostly of English. He has given up the traditional English phonetic transcription and replaced it by transliteration; developed his own idea of the system of the English grammar, which helps to understand difficult structures but his system differ greatly from the traditional one. The responses and references about his method are fifty-fifty positive and negative. M. Rusakova - a translator, a creator of the strong progressive method of accelerated learning of English, co-founder of the English school “Metland”, the author of the accelerated six months’ programme “English Revolution”. She uses an association method (while learning new words), games and role-play and music. Most of the responses and references are positive. The authors’ methods are rather effective but without deep scientific grounding, and they cannot replace the traditional system of language education. An ordinary teacher can borrow some of their technologies.

Гулевская О.Н.. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена вопросам проектирования компетентностно-деятельностной образовательной модели школы с учетом развития универсальных учебных действий обучающихся и профессиональной компетенции педагогов в условиях ФГОС общего образования. Автор, опираясь на результаты проведенного исследования уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся в начальной (3 класс) и основной (5 класс) школе, а также уровня сформированности профессиональной компетенции педагогов, делится опытом реализации программы инновационной деятельности общеобразовательного учреждения, рассказывает о работе стажировочной площадки для педагогов, дает описание разрабатываемой в ОУ модели формирования УУД обучающихся. В качестве примера приведены характеристики метапредметного курса «Основы проектной деятельности» и надпредметного курса «Школа эвристических заданий», которые включены в учебный план основной школы и направлены на развитие ключевых компетенций обучающихся. Автор также рассказывает о формировании опыта развития познавательной стратегии школьников на основе методологии компетентностного и метапредметного подходов с использованием компетентностно-ориентированных заданий. Дана характеристика данного рода заданий, отмечена их специфика, направленная на обращение к личному опыту ученика, социальную и личностную значимость, использование лингвистических, культуроведческих, коммуникативных знаний в практической деятельности. Указаны актуальность и положительный эффект применения компетентностно-ориентированных заданий в образовательной деятельности. По мнению автора, разрабатываемый подход в организации образовательного процесса в свете введения новых Стандартов оказывается актуальным и востребованным, соответствующим основным идеям и методологии ФГОС, работает на формирование универсальных учебных действий и ключевых компетенций обучающихся, способствует повышению профессиональной компетенции педагогов.
The article is devoted to the problem of design of the competence - activity educational model of school taking into account the development of universal educational actions of students and professional competence of teachers under conditions of the FSES of general education . Basing on the received results of the research of level of formation of universal educational activities of students at elementary (form 3) and primary (form 5) school, as well as the level of formation of professional competences of teachers the author of the paper shares the experience of the implementation of the program of innovative activity of educational institution, the article describes the work of internship site for teachers and gives a description of the model of formation of universal educational activities of students which is being developed at the educational institution. As an example the author gives the characteristics of the meta-subject course "Fundamentals of project activities» and extracurricular course "School of heuristic tasks", which are included in the curriculum of primary schools and are aimed at the development of student’s key competences. The author also talks about the formation of experience of developing cognitive strategies of students on the basis of the methodology of competence and meta-subject approaches, using competence-oriented tasks. The author gives the characteristic of this kind of tasks, notes their specificity directed on the appeal to the personal experience of the pupil, social and personal significance, the use of linguistic, cultural, communicative knowledge in practice. The author points the relevance and the positive effect of competence-oriented tasks in educational activities. According to the author, the developed approach in the organization of educational process in the light of introduction of new Standards is actual and useful, relevant basic ideas and methods of the FSES, works on the formation of the universal educational activities and key competencies of students, and contributes to the improvement of professional competence of teachers.

Дворяткина С.Н., Кузнецова Т.И.. ПРИЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ЛИНЕЙНОГО САМОПОДОБИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ

В статье заявлена проблема возможности и необходимости применения концепции линейного самоподобия к конструктам социогуманитарных теорий, поскольку в сущности фрактал является основой модели описания процессов изменения структуры любой социальной эволюционирующей системы. Во введении актуализируется проблема приложения концепции линейного самоподобия к социогуманитарным наукам, обосновываются методологические начала фрактальной концепции. Основополагающее ключевое положение этой концепции состоит в том, что связующей нитью всевозможных далеких друг от друга областей знания может служить понятие фрактала, так как феномены нашего мира имеют одинаковую структуру при любом масштабе. Каждый малый участок фрактала представляет собой ключ к целой конструкции организации любой сложности. В основной части выявлен системогенез фрактальных методов в экономических и финансовых системах с целью разработки актуальных стратегий эволюции общества, его социального развития. Фрактальность социума - это его самоподобность, которую для социальной системы можно определить как принципиальное сходство свойств и закономерностей, описывающих социальные субъекты и их взаимодействия на различных уровнях системы. Установлены закономерности применения теории бесконечной вложенности материи к лингвистическим исследованиям, к изучению процессов мышления и сознания на новом уровне понимания сложности. Выдвинута гипотеза исследования, состоящая в возможности эффективного применения фрактальных методов к педагогическим явлениям при структурировании содержания учебных дисциплин, при разработке системы дидактического контроля и новейших методик диагностирования знаний обучаемых. Доказана состоятельность этой гипотезы. В заключении сформулированы выводы и определены перспективы, связанные с эвристическим потенциалом применения концепции линейного самоподобия в педагогических исследованиях.
In the article the problem of the possibility and necessity of applying the concept of linear self-similarity to the constructs of social and humanitarian theories is stated, because in reality the fractal is the basis of models for describing the processes of social change in the structure of any evolving system. In the introduction, the problem of the application of the linear self-similarity concept to social sciences and humanities is actualized, methodological bases of the fractal concept are justified. The fundamental key element of this concept is that as the thread of all kinds of different areas of knowledge can serve the concept of fractals, as the phenomena of our world have the same structure for any scale. Every small section of the fractal is the key to the whole construction of organization of any complexity. In the main part the system’s genesis of fractal methods in economic and financial systems has been identified in order to develop relevant strategies of society’s evolution and its social development. The fractality of the society is its self-similarity, which, for the social system can be defined as a fundamental similarity of properties and laws describing social actors and their interactions at various levels of the system. The regularities of the application of the theory of infinite nesting of the matter to linguistic research, to the study of thinking processes and consciousness at a new level of understanding of the complexity were set . The hypothesis of research, which consists in the possibility of effective use of fractal methods to educational events in the structuring the content of academic disciplines, the development of didactic control and knowledge of the latest methods of diagnosing students was put forward. The justifiability of this hypothesis has been proved.

Корышев М.В.. К категории понимания при анализе сущности педагогических объектов (на примере олимпиад школьников)

Значительная роль, которую играют интеллектуально-творческие испытания (олимпиады) школьников в современной российской образовательной реальности, подводит нас к необходимости осознания сущности этого объекта. В работе показано, что постижение феномена олимпиад возможно через понимание, и именно понимание будет являться конечной целью его изучения. Анализ внутренней формы слова показывает контекстуальный и интерперсональный характер методологически верного понимания. Раскрываются взаимосвязи таких категорий, как «познание», «объяснение» и «понимание» как в синхронии, так и диахронии. Отмечается исключительная важность понимания педагогических феноменов как механизма, позволяющего раскрыть их смысл. Исследуются различные виды понимания - теоретическое, практическое и морально-этическое. Задача теоретического понимания феномена интеллектуально-творческих испытаний может быть сведена к отысканию его значения, соотносимого со смыслом как сущностью объекта, в которой раскрывается его предназначение. Задача практического понимания феномена олимпиад школьников сводится к осмыслению того, в какой мере олимпиады пригодны для выполнения своего предназначения. Морально-этическое понимание феномена олимпиад должно не только подвести к оценке того, насколько в морально-этическом плане приемлемы олимпиады как средство для достижения их предназначения, но и показать, в какой мере они содействуют становлению внутренней свободы и автономии личности. В заключение намечается следующий общетеоретический этап понимания феномена олимпиад - раскрытие сущности толкования применительно к интеллектуально-творческим испытаниям школьников как пути, ведущего познающий индивид от восприятия явления к постижению его смысла, с раскрытием конкретных этапов этого процесса.
The significant role, which intellectual and creativity testing at schools (school Olympiads) is currently playing in Russian educational environment, brings forward the acute necessity to conceive the essence of this teaching phenomenon. The study underlines the idea that the conception of the phenomenon of school Olympiads is only possible through comprehension, and this comprehension will be the ultimate target for its review and research. Analysis of the inner form of the word shows the contextual and interpersonal character of methodologically correct understanding. It also reveals the correlation of such categories as ‘cognition’, ‘explanation’ and ‘comprehension’ both synchronically and diachronically. The study emphasizes the exceptional role of cognition of teaching phenomena which serves a tool to reveal their essence. Various types of cognition - theoretical, practical and moral and ethical - are studied in deep. The mission of the theoretical cognition of the intellectual and creativity testing phenomenon can be aimed at finding its meaning correlated with the sense as the essence of an object, i.e. the essence that discloses and reveals its purpose. Notably, the objective of practical cognition of the phenomenon of school Olympiads is aimed at comprehending the extent at which they are viable to serve their purpose. Moral and ethical cognition of the phenomenon of Olympiads should not only lead to the appraisal of their acceptability from the moral and ethical point of view as a means for attaining their purpose, but it should also demonstrate to what extent they contribute to the evolvement of inner freedom and autonomy of a personality. Finally, the following general-theoretical stage of Olympiad cognition is possible, i.e. revealing the essence of interpretation in respect to the intellectual and creativity testing of schoolchildren as a way leading the learning individual from perception of the phenomenon to its essence comprehension, including demonstration of specific stages of this process.

Кутепова О.С.. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КОМПОНЕНТА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ

В статье освещается проблема развития межкультурной коммуникативной компетенции студентов, являющейся сложным личностным образованием, понимаемой как способность будущего специалиста установить взаимоотношения с представителем другой культуры и включающей в себя общекультурный, социокультурный, исследовательский компоненты. Автор более подробно рассматривает исследовательский компонент, который основан на поисковой активности и направлен на изучение объекта или разрешение нестандартной ситуации, связанной с межкультурной коммуникацией. Критериями развития исследовательского компонента межкультурной коммуникативной компетенции студентов автор предлагает считать умение видеть проблемы, ставить вопросы, давать определения понятиям, разрабатывать гипотезы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать умозаключения, структурировать материал, отстаивать свои идеи. Подчеркивается, что в образовательном процессе необходимым является применение определенных образовательных стратегий, позволяющих развить исследовательский компонент межкультурной коммуникативной компетенции студентов. В качестве некоторых из них важными являются: организация научно-исследовательской деятельности студентов, создание развивающей среды в учебном заведении, вовлечение студентов в овладение методологическими основами исследовательской деятельности, а также использование методов и приемов, направленных на стимулирование положительной мотивации к самостоятельному изучению предмета и смежных с ним дисциплин. Статья выполнена в русле современных требований к совершенствованию теории и практики межкультурной коммуникации. Она представляет интерес для преподавателей высшей школы, аспирантов, будущих бакалавров и магистров. Материалы статьи могут быть использованы при проведении научно-методических конференций и семинаров, а также в практике преподавания языковых дисциплин в школе и вузе.
The article highlights the problem of the development of students' intercultural communicative competence, which is a complex personality formation, understood as the ability of future specialist to establish relationships with other cultures, and includes general cultural, socio-cultural, research components. The author examines in detail the research component, which is based on search activity and is aimed at the study of the object or solving nonstandard situations related to intercultural communication. As the criteria for the development of the research component of students' intercultural communicative competence the author offers the ability to see the problem, raise questions, give definitions of concepts, develop hypotheses, classify, monitor, conduct experiments, make inferences, to structure the material, defend their ideas. It is emphasized that in the educational process it is necessary to use certain educational strategies to develop the research component of students' intercultural communicative competence. The following of them are important: the organization of students' research activity, the creation of the developing environment at school, the involvement of students in mastering the methodological foundations of research, and the use of methods and techniques to stimulate positive motivation for independent study of the subject and related disciplines. The paper was in line with modern requirements to improve the theory and practice of intercultural communication. It is of interest to high school teachers, graduate students, future bachelors and masters. The materials of the article can be used for conducting scientific and methodological conferences and seminars, as well as in the practice of teaching language courses at schools and universities.

Мишутина О.В.. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ФАРМАЦЕВТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ТЕХНОПАРКА

Статья посвящена дидактическим и методическим особенностям подбора учебного материала на иностранном (английском) языке, для включения в учебную программу по дисциплине «Иностранный язык». Подбор материала осуществляется согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования к структуре, диагностическому инструментарию и условиям применения (материально-техническим, кадровым и технологическим) образовательных программ. Учебный материал формируется с точки зрения системнодеятельностного подхода как основы обучения студентов иностранному языку для специальных целей. Методологию создания учебных материалов для подготовки студентов к деятельности в условиях технопарка лучше всего рассматривать в перспективе трехмерного образовательного пространства (школа-вуз-наука), поскольку при подготовке компетентного работника для профессиональной деятельности в технопарке необходима слаженная организация учебной деятельности всех трех компонентов. В настоящей статье исследуется институциональная принадлежность «вуз-наука», поскольку высшие учебные заведения активно вовлечены в научные исследования. В ходе проведенного опытно-экспериментального исследования по специфике подготовки студентов к профессиональной деятельности в условиях технопарков средствами иностранного языка обнаружено, что в инновационном контексте процесс обучения иностранному (английскому) языку студентов-фармацевтов характеризуется комплексом общекультурных и специальных компетенций, приобретение которых необходимо для ведения профессиональной деятельности в условиях технопарка. Также выявлена важность контактов с работодателем. Для формирования мотивации к обучению и генерированию интереса к приобретаемым знаниям необходимо проводить для студентов экскурсионные поездки в технопарк, обращать внимание обучающихся на особенности функционирования инновационных структур региона, в котором находится вуз.
The article is focused on didactic and methodical features of selection of the sources for English language classes at the University and how to include these sources into the curriculum. Selection of the training material is carried out according to the requirements of the Federal State Educational Standard of Higher Professional Education to the structure, diagnostic tools and conditions of application of the educational programmes, i.e. technical support, personnel and technological conditions. The material for classes is generated according to the system-active approach as a base for teaching English for Special Purposes to the University students. A detailed view on methodology of selection of educational sources for students' professional training for the innovative environment of Science and Technology Park is best to consider in three-dimensional educational structure (school-higher education institution-science). A special attention is given to training competent personnel for Science and Technology Parks inside an educational structure within all three components. The author's main attention is focused on the educational scheme «University-Science», because higher educational institutions are involved in a scientific research. During the experimental research of peculiarities of vocational training of pharmacy students for professional activity in Science and Technology Parks by means of a foreign (English) language it was found that in the innovative context the training is characterized by multicultural and special competencies which are necessary for the professional activity in Science and Technology Park. It was also revealed that communication with the employer is very important, because it helps to form students' motivation to study, including development of interest in professional field. So, frequent excursions to Science and Technology Park have a great value.

Морозова Н.Н., Проскурякова Л.К.. ОСОБЕННОСТИ МОНИТОРИНГА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

В статье изложены возможные подходы к организации мониторинга математической подготовки в вузах технического профиля на современном этапе развития образования. Обоснованы цели и задачи математической подготовки в условиях реализации компетентностного подхода к обучению, ориентированному на интеллектуально-личностное и профессиональное становление обучающихся. Представлена система мониторинга, являющаяся компонентом технологии компетентностной математической подготовки. В качестве объектов мониторинга определены: успешность овладения программным материалом; процесс формирования различных приемов умственной деятельности и исследовательских умений; особенности интеллектуально-личностного развития обучающихся; уровень освоения метазнаний; динамика выработки навыков самостоятельной учебно-познавательной деятельности и самоконтроля; процесс совершенствования коммуникативной культуры. Авторами статьи охарактеризованы основные формы и методы предлагаемой системы мониторинга математической подготовки и успешности формирования требуемых компетенций на всех этапах изучения дисциплины в ходе учебных занятий и внеаудиторной учебно-познавательной деятельности. Предложен комплекс корректирующих мероприятий, организуемых преподавателем по результатам всех видов контроля. Приведена авторская точка зрения на организацию экзаменационной подготовки обучающихся и реализацию аналитико-оценочной функции экзамена в аспекте повышения информативности и объективности его результатов. Высказано предположение о целесообразности включения проектного задания в реализуемую систему мониторинга на последнем этапе изучения дисциплины как средства комплексного контроля уровня освоения дисциплины и сформированности общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся. По мнению авторов, обобщенные и систематизированные результаты проводимого мониторинга обеспечивают реальную основу для оперативной эффективной коррекции математической подготовки и совершенствования ее учебно-методической базы.
The article sets forth possible approaches to the organization of monitoring of Math training at technical higher educational institutions at the present stage of education development. The goals and objectives of mathematical training under conditions of the competence approach to education which focuses on intellectual, personal and professional development of students are substantiated. The monitoring system which is a component of competence Math training technology is presented. As the objects of monitoring the following are defined: the success of the program material acquisition; the process of formation of various methods of mental activity and research skills; special features of students’ intellectual and personal development; the level of meta-knowledge digestion; the dynamics of development of independent educational-cognitive activity and self-control; the process of improvement of communicative culture. The authors describe main forms and methods of the proposed monitoring system of Math training and the success of the formation of the required competencies at all stages of the subject study during lessons and extracurricular educational-cognitive activity. The complex of corrective actions organized by the teacher according to the results of all forms control is proposed. The authors' point of view on the organization of the exam preparation and the implementation of analytical and evaluative exam function in the aspect of the improvement of information value and objectivity of results is given. The authors suppose that it is appropriate to include project tasks into the implemented monitoring system at the last stage of the Math training as a comprehensive control means of students’ subject achievement and cultural and professional competences formation level. According to the authors generalized and systematized results of the monitoring provide a real basis for effective prompt correction of the Math training and its educational-methodological base.

Новикова Е.Т.. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена проблеме формирования нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности. Показано, что формирование нравственных ценностей происходит на уровне сознания, эмоций и поведения в целостном процессе внеурочной деятельности, включающем различные формы, методы и направления воспитательной работы. Методика организации внеурочной деятельности включает занятия по программе «Чаша жизни», развивающие игры, познавательную, досугово-развлекательную, трудовую, спортивно-оздоровительную, туристско-краеведческую деятельность, проблемно-ценностное общение, художественное и социальное творчество, беседы с самостоятельным формулированием ребенком собственных суждений. На основании исследования психолого-педагогической литературы сделан вывод о том, что усвоение нравственных ценностей происходит при условии собственной активности ребенка. Вовлечение ребенка в деятельность происходит в ходе игры-путешествия, продолжающейся во всех классах начальной школы, что позволяет использовать в качестве эмоционально положительного подкрепления требуемых форм поведения создание внутренней мотивации с помощью опоры на непосредственное восприятие ребенка. Основой формирования нравственных ценностей является эмоционально-когнитивный опыт, полученный ребенком в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Формирование привычки к нравственному поведению происходит благодаря включению ребенка в межличностное общение и взаимодействие в микрогруппах. Содержание нашей воспитательной программы внеурочной деятельности определяется главной целью - формированием базовых компетенций в подрастающем поколении: потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей на основе нравственных представлений о действительности. В процессе исследования выявлялся уровень нравственной воспитанности младших школьников на основе характеристик сформированности нравственных ценностей, которыми были определены знания морально-нравственных норм, способность к оценке событий с точки зрения моральных норм, эмоциональная отзывчивость, мотивация нравственного поведения. Проведенное исследование подтверждает необходимость организации воспитательной работы по формированию нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности на уровне представлений, чувств и поведения с опорой на развитие эмоционально-когнитивного опыта в процессе деятельности и межличностного взаимодействия.
This paper is dedicated to the problem of the formation of moral values among primary school pupils during their extracurricular activities. It is shown that the formation of moral values takes place at the level of consciousness, emotions and behavior during the integral educational process that includes various forms, methods and directions of educational work. Methods of organizing extracurricular activities include lessons of the program «Chasha Zhizni», educational games , educational , leisure and entertainment activities, labour, sports and recreational activities, tourist and regional studies, problem -value communication, artistic and social creativity, conversations with child’s independent formulation of his own judgment. It is concluded basing on the investigation of psychological and pedagogical literature that acquisition of moral values takes place on condition that there is self-activity of a child. The child involvement into activity happens during a game - a journey that continues during the whole educational process at elementary school. This provides the opportunity to use the internal motivation based on child's direct perception as a positive emotional reinforcement of the required activity forms. The emotional and cognitive experience of a child gained in activity and interpersonal interaction is the basis of the formation of moral values. The formation of moral values happens due to the fact that the child is engaged into some forms of interpersonal communication and interaction in micro-groups. The content of our educational programs in extracurricular activities is determined by the main goal - the formation of core competencies in the younger generation: the needs and readiness for constructive cooperation with individuals and groups on the basis of moral conceptions of reality. During the research, the degree of moral values acquisition has been evaluated basing on the characteristics that allow us to estimate moral values. These characteristics include the quality of the knowledge of the moral code, the ability to assess events in terms of this code, emotional responsiveness, and moral behavior motivation. This research confirms the idea that it is necessary to organize educational activity in a proper way so that moral values could be formed among primary school pupils during their extracurricular activities at the level of notions, emotions and behavior enriching the emotional and cognitive experience during the activity and interpersonal interaction.

Овчинникова А.Ж., Цветанова-Чурукова Л.З.. РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПОРТФОЛИО

В данной статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты реализации личностно-ориентированной технологии образования студентов; характеризуются ее направления (педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология, формирование положительной Я-концепции личности, педагогика ненасилия) и основные концепции ее развития (психолого-дидактическая концепция И.С. Якиманской; позиционно-дидактическая концепция В.В. Серикова, культурологическая концепция Е.В. Бондаревской). На основе теоретического осмысления проблемы формулируются ключевые идеи личностно-ориентированного образования студентов (направленность на ценностные ориентации, жизненные планы, доминирующие мотивы деятельности, духовно-нравственные установки студента и др.). Опираясь на них, обосновывается необходимость использования портфолио в высшей школе, дается его определение, описываются цели и этапы (целеполагание; выбор вида портфолио, его разделов и рубрик; структурирование; отбор самых значимых документов; моделирование и оформление портфолио; составление презентации; обсуждение и анализ данного портфолио студентами, преподавателями, супервизорами и учителями начальных классов; качественное оценивание экспертом) применения его в обучении студентов. Внимание акцентируется на использование в образовательном процессе высшей школы различных видов портфолио (электронное, профессиональное, исследовательское, для оценивания собственных достижений, учебное, европейское языковое и др.). На основе проведенного исследования авторами выявляются предпосылки успешного составления портфолио, предлагаются различные структуры создания портфолио в Юго-западном университете им. Н. Рильского (Благоевград, Болгария) и Елецком государственном университете им. И.А. Бунина (Елец, Россия). На примере портфолио изучения научной литературы определяются профессиональные интересы студентов; виды самостоятельной деятельности, планирование и выполнение научно-исследовательской работы. Статья представляет интерес для преподавателей, аспирантов, учителей и работников народного образования.
The article consideres psychological and pedagogical aspects of the realization of person-oriented educational technology of students; and characterises its directions (pedagogy of cooperation, humane personal technology, the formation of positive I-conception of personality, pedagogy of non-violence) and general conceptions of its development (I.S. Yakimanskaya's psychological didactic conception; V.V. Serikov’s positional didactic conception, E.V. Bondarevskaya’s culturological conception). On the basis of theoretical rationalization of problems key ideas of person-oriented student's education are formulated (orientation on values, life plans, predominating activity motives, student's spiritual and moral aims, etc.). On their basis the necessity of using portfolio at higher school is substantiated, its definition is given, its objectives and stages are described (goal-setting, the choice of the portfolio, its sections and rubrics; structuring; the choice of most important documents; modelling and forming portfolio; the preparation of a presentation; the discussion and analysis of the portfolio by students, teachers, supervisors and teachers of primary classes; qualitative assessment by an expert), its use in students' education. The attention is paid to the use of different kinds of portfolio in the educational process at higher school (electronic, professional, research portfolios, for the assessment of your own achievements, educational portfolio, European linguistic portfolio, etc.). On the basis of the research the authors show prerequisites for a successful development of the portfolio, different structures for the creation of the portfolio are offered at Rilskiy South-West University (Blagoevgrad, Bulgaria) and Bunin Yelets State University (Yelets, Russia). On the example of the portfolio for studying scientific literature student’s professional interests, types of independent work, planning and implementation of research work are defined. The article represents an interest for professors, post-graduate students, teachers and national education workers.

Онищенко Э.В., Котова С.А.. развитие ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ Поликультурной компетентности будущих педагогов в контексте освоения опыта международных инноваций

В статье поднимается проблема внедрения компетентностного подхода в контексте оптимизации системы высшего педагогического образования. Авторами выявлена и определена значимость поликультурной стратегии развития образования как приоритетного направления в условиях глобализации современной социокультурной среды, а также раскрыта роль профессиональной поликультурной компетентности в контексте повышения качества подготовки будущих учителей для отечественной системы начального образования. В статье охарактеризованы возможности активного использования сравнительных исследований для развития профессионального кругозора, педагогической рефлексии и толерантности, критического мышления, творческого поиска будущих педагогических кадров. Исследователями раскрыты концептуальные основы и ведущие принципы формирования профессиональной поликультурной компетентности, структурное наполнение данного явления в системе педагогического образования. Авторами рассматриваются особенности формирования профессиональной поликультурной компетентности на основе освоения таких элективных курсов, как: «Международный опыт реализации Монтессори-педагогики» и «Вальдорфская система начального образования». Дается характеристика содержательно-тематических и организационно-методических аспектов изучения данных дисциплин с точки зрения оформления основных составляющих профессиональной поликультурной компетентности. Предлагается оценка альтернативных образовательных технологий, которые могут быть использованы в целях совершенствования системы начального образования в России на основе международного опыта. В статье показана значимость использования разнообразных форм наглядности и интерактивных технологий при знакомстве студентов с альтернативными образовательными системами, характеризующими перспективы инновационного развития образования в мире. Авторами обозначены конкретные задачи формирования профессиональной поликультурной компетентности у студентов в рамках изучения заявленных дисциплин, предлагаемых в качестве курсов по выбору.
The article raises the problem of the introduction of competence-based approach in the context of optimization of the system of higher pedagogical education. The authors identify and determine the significance of the development strategy of multicultural education as a priority in the context of globalization of contemporary social and cultural environment, and reveal the role of professional competence in the multicultural context, improving the quality of training of future teachers for the national primary education system. The article describes the possibilities of active use of comparative studies for the development of professional outlook, educational reflection and tolerance, critical thinking and creativity of future teachers. The researchers uncovered the conceptual foundations and leading principles of the multicultural professional competence, the structural content of the phenomenon in the system of teacher education. The author considers the peculiarities of formation of professional competence based on the multicultural development of elective courses such as: «international experience in the implementation of Montessori-pedagogy» and «Waldorf-pedagogy system». The characteristic of content-thematic and organizational and methodological aspects of the study of these disciplines from the point of view of main components of the professional multicultural competence is given. The evaluation of alternative educational technologies, which can be used for the improvement of primary education in Russia on the basis of international experience is proposed. The article shows the importance of the use of various forms of visualization and interactive technologies during students' acquaintance with alternative educational systems that characterize the prospects of innovative development of education in the world. The authors identified specific problem of the formation of students' professional multicultural competence within studied subjects offered as elective courses.

Порфирьев В.А., Пепеляев А.В., Смирнов Н.П.. ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА К СОБЛЮДЕНИЮ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА

В статье изложены рекомендации по подготовке курсантов военного вуза к соблюдению норм международного гуманитарного права на занятиях по военно-профессиональным дисциплинам (тактика, инженерное обеспечение, медицинское обеспечение и др.). Главную роль в подготовке курсантов высших военных учебных заведений играет преподаватель, который отвечает за обучение курсантов по своей дисциплине. Именно преподаватель должен дать обучающимся знания норм права вооруженных конфликтов и научить их соблюдать эти нормы в боевой обстановке. Обучение курсантов должно учитывать тот факт, что офицеры обязаны обучать подчиненных практическим действиям, обеспечивающим соблюдение указанных норм в боевой обстановке. Опыт подготовки курсантов позволяет выделить некоторые методические рекомендации преподавателям военно-профессиональных дисциплин по качественной и эффективной подготовке обучающихся к ведению боевых действий с учетом норм международного гуманитарного права. Они следующие: обучение нормам права должно вызывать доверие у курсантов; обучение должно являться неотъемлемой частью подготовки по дисциплинам военно-профессионального цикла; обучение должно быть простым и непрерывным, его основные принципы - целесообразность, комплексность, достаточность; конечным результатом обучения должно являться приобретение соответствующих навыков и умений. При разборе и оценке занятия преподавателем обязательно должны анализироваться действия обучаемых по соблюдению норм международного гуманитарного права. При этом особое внимание должно обращаться на недопустимость применения запрещенных способов ведения боевых действий; обучение должно включать специальную психологическую подготовку, сопровождаться имитацией факторов боя и воздействия противника. Методы, используемые при обучении курсантов первого и второго курсов, реакция которых должна носить автоматический характер, будут отличаться от тех, что применяют при обучении курсантов старших курсов, перед которыми возникают проблемы, требующие для своего решения размышлений и изучения.
There are recommendations in the article about the training of cadets of military higher education institution for the observance of international humanitarian law in military and professional classes (tactics, engineering support, medical support, etc.). The major role in training of cadets of a higher military education institutions belongs to the teacher, who is responsible for training cadets' own discipline. It is the teacher who ought to give knowledge of law of armed conflicts to the cadets and teach them to observe these rules in a fighting situation. Training of cadets has to consider the fact that officers are obliged to train cadets practical actions providing observance of the specified norms in a fighting situation. The experience of training cadets allows us to point out some methodological recommendations to teachers of military-professional disciplines on high-quality and effective training of students to rules of engagement taking into account norms of international humanitarian law. They are the following: training the rules of law should provoke trust in cadets; teaching should be an integral part in training military-professional disciplines; training should be simple and continuous, its basic principles are reasonability, complexity, sufficiency; the result of the training is an acquisition of the corresponding skills and abilities. When analyzing and assessing a lesson the teacher should analyze the actions of trainees for observance of norms of international humanitarian law. Thus special attention has to be paid to inadmissibility of application of forbidden ways of conducting combat operations; training should include special psychological preparation, should be followed by imitation of fight's factors and influence of the opponent. The methods used for the first and second courses cadets, whose reaction has to have automatic character will differ from senior courses cadets, who face problems which demand reflections and studying for their solution.

Припадчев А.А., Рыжков Е.И.. ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ТЕСТИРОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВО»)

В настоящее время на рынке образовательных услуг существует множество информационных тестовых систем. Одна из них - это автоматизированная система тестирования - АСТ-Тест. В данной статье рассматриваются результаты практического использования в учебном процессе аграрного вуза одного из современных средств обучения и оценивания знаний студентов - автоматизированной системы тестирования (АСТ). Авторами формируется методика использования автоматизированного тестирования в учебном процессе аграрного вуза, состоящая из пяти последовательных, взаимосвязанных этапов: выбор программы для компьютерного тестирования; обучение навыкам работы с выбранной автоматизированной системой тестирования профессорско-преподавательского состава вуза, создание тестовых заданий различных типов (ординарные - для обучения, адаптивные - для контроля); апробация тестов с применением автоматизированной системы тестирования; оценка качества обучения с использованием существующих методик; формулирование выводов. Отмечается, что достоверная оценка знаний студентов зависит не только от возможностей тестирующего комплекса АСТ-Тест, но и от компетентности, объективности разработчиков тестовых заданий, а также самих студентов. Констатируется, что использование тестов оказывается эффективным и в практике обучения студентов неюридических факультетов аграрного вуза правовым дисциплинам. В настоящей статье авторы делятся собственным опытом использования автоматизированного адаптивного тестирования в практике преподавания дисциплины «Право». Описываются типы, формы и примеры апробированных тестовых заданий по дисциплине «Право». По методике, разработанной Д.С. Безносовым, исследуется отношение к праву в студенческой среде факультета бухгалтерского учета и финансов аграрного вуза как проявлению правового сознания современной молодежи. Демонстрируется, что опрошенные студенты первого курса придерживаются преимущественно правового реализма. Статья выполнена в русле современных требований к теории и практике подготовки будущих бакалавров на неюридических факультетах высшей школы. Она представляет интерес для преподавателей, аспирантов, научных сотрудников, будущих бакалавров и магистров. Материалы статьи могут быть использованы при проведении промежуточного и итогового контроля знаний студентов вузов.
Currently, at the market of educational services, there are many information test systems. One of them is an automated test system - ATS-Test. This article discusses the results of practical use in the educational process of the agricultural university of one of modern methods of teaching and assessment of students' knowledge - the automated system of testing (ATS). The authors form a technique of using automated testing in the educational process of agrarian university, consisting of five consecutive, interrelated steps: the selection programs for computer-based testing; training working skills with the selected automated testing system of the teaching staff of the university, the creation of test tasks of different types (ordinary - learning, adaptive - control); validation tests using the automated test system; evaluation of the quality of education by using existing techniques; the formulation of conclusions. It is noted that the reliable assessment of students' knowledge depends not only on the capabilities of the set ATS-Test, but also on the test developers' competence, objectivity, as well as the students themselves. It is stated that the use of tests is effective in the practice of training students of non-law faculties of the agrarian university. In this article, the authors share their own experiences of using automated adaptive testing system in the practice of teaching «Law». It describes the types, forms and examples of proven test items for the discipline «Law». According to the method developed by D.S. Beznosov, the attitude to the law among the students of the Faculty of Accounting and Finance of the agricultural university, as a manifestation of the legal consciousness of today's youth is studied. It demonstrated that first-year students questioned adhere mainly to the legal realism. The paper was in line with modern requirements to the theory and practice of training future bachelors at non-law faculties of higher school. It is of interest to teachers, graduate students, researchers, future bachelors and masters. The materials of the article can be used during the intermediate and final knowledge control of students of higher schools.

Пузатых А.Н.. ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ОБЛАСТИ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена анализу языковой политики Европейского союза последних десятилетий. В статье представлены основные направления развития языковой политики в области изучения иностранных языков. Анализ документов показал, что главной стратегией является изучение 3 языков: родного и 2-х иностранных. Данные тенденции закреплены в ряде основополагающих документов, принятых на уровне Европейского союза. В статье отмечается, что политика многоязычия Европейского союза имеет 2 аспекта: стремление защитить богатое языковое разнообразие; содействие изучению различных языков Европы. Автор также рассматривает учебные программы и программы по обмену, которые направлены на укрепление межкультурного аспекта образования и содействие развитию лингвистически разнообразного и равного общества. В статье отмечается, что, согласно программе непрерывного образования на 2011-2013 годы, развитие лингвистической и мультикультурной компетенций в образовательном пространстве вуза является средством расширения академической мобильности студентов, преподавателей и представителей административного звена, что предполагает внедрение курсов интенсивного обучения иностранным языкам, взаимодействие и сближение образовательного сектора, сектора профессиональной подготовки и производства. Автор приходит к выводу, что долговременной целью для всех граждан Европейского союза является знание, по меньшей мере, двух иностранных языков, поскольку языковые навыки открывают возможности для обучения и профессиональной занятости в любой европейской стране и позволяют овладеть истинной межкультурной коммуникацией. Другими словами, мультилингвизм - это огромный вклад в ключевые европейские ценности.
The article analyzes the language policy of the European Union for the last decades. The article presents main areas of the development of the language policy in the field of foreign language learning. The analysis of documents showed that the main strategy is to study three languages, the mother tongue and 2 foreign ones. These trends are written in a number of basic documents adopted at the European Union level. The article notes that the policy of multilingualism in the European Union has two aspects: the desire to protect rich linguistic diversity; to promote the study of various languages ​​in Europe. The author also examines the curricula and exchange programmes, which are aimed at strengthening the intercultural dimension of education and promoting the development of linguistically diverse and equal society. The article notes that according to the programme of continuing education for 2011-2013, the development of linguistic and multicultural competencies in the educational space of the university is a means of enhancing academic mobility of students, teachers and members of the administrative level, which involves the introduction of a course of intensive foreign language training, interaction and convergence of educational, professional training and production sectors. The author concludes that the long-term goal for all citizens of the European Union is the knowledge of at least two foreign languages, as language skills provide opportunities for training and professional employment in any European country and allow a true master of intercultural communication. In other words, multilingualism is a huge contribution to the key European values.

Сороковых Г.В., Прибылова Н.Г.. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЯЗЫКА И КУЛЬТУР КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Статья посвящена проблеме кросскультурной направленности процесса обучения иностранному языку в системе отечественного образования. Авторы рассматривают стратегию взаимодействия языка и культур как доминирующую. Реализация взаимодействия языка и культур имеет социальную направленность, выражающуюся в удовлетворении потребности человека общаться в другом социуме, и предполагает развитие лингвосоциокультурной компетенции, включающей в себя владение обучаемыми: знаниями о национально-культурных особенностях страны изучаемого и родного языков, нормах вербального и невербального поведения его носителей; умениями строить свое поведение и коммуникацию с учетом этих особенностей и норм; способностью осуществлять разные виды речемыслительной деятельности и выбирать языковые средства в соответствии с ситуацией, адекватной социальному статусу партнера по общению. С содержательной точки зрения взаимодействие языка и культур выражается в расширении объема фоновых знаний, что ведет к развитию познавательной активности обучающихся, достижению воспитательных (становление, обогащение и совершенствование духовного мира человека через творческое освоение доступной обучающемуся культуры) и развивающих (становление индивидуальности обучающегося) целей иноязычного образования. Организационный аспект взаимодействия языка и культур заключается в сочетании урочных занятий, элективных курсов и внеаудиторной деятельности. В качестве форм обучения следует применять индивидуальные, групповые, коллективные задания; в канву урока также необходимо включать упражнения сопоставительного характера, требующие сравнения родной культуры и культур стран изучаемых языков, и использовать поисковый метод, проблемное обучение, индивидуальные и групповые проекты.
The article deals with cross-cultural orientation of the process of learning a foreign language in the national education system. The authors examine the strategy of interaction of language and culture as the main strategy. Implementation of the interaction of language and culture has a social orientation, which is manifested in meeting human need to communicate in a different society, and involves the development of linguistic, social and cultural competence, including the following: knowledge of national and cultural characteristics of the country under study and native languages, rules of verbal and nonverbal behavior; the ability to build their behavior and communication with these regulations; ability to carry out different types of speech and thinking activity, to choose language means according to the situation, adequate social status of the communication partner. From a substantive point of view, the interaction of language and culture is reflected in the expansion of the volume of the background knowledge that leads to the development of cognitive activity of learners, educational achievement (formation, concentration and development of human spiritual world through the creative development of affordable culture) and developing (formation of individual students) the objectives of foreign language education. The organizational aspect of the interaction of language and culture includes the combination of time limit lessons, elective courses and extracurricular activities. The lessons should include the following forms of learning: individual, group, collective tasks; exercises requiring comparison of the native culture and the cultures of the studied languages, and the use of the search method, problem-based learning, individual and group projects.

Шевченко О.И., Сухорукова А.А., Булысова Т.В.. Методическая компетентность преподавателя вуза по использованию информационно-коммуникационных средств в обучении

В статье рассматриваются вопросы использования информационно-коммуникационных средств в обучении. Раскрывается содержание информационной образовательной среды, включающей интеллектуальные, культурные, программно-методические ресурсы и технологии, имеющие большое значение в современных условиях развития образования. Описано содержание ценностно-мотивационного, информационно-когнитивного, деятельностного, рефлексивного-креативного критериев овладения обучающимися информационно-коммуникационными средствами в процессе обучения в вузе. Уделено внимание информационным технологиям, используемым в обучении: мультимедийным, компьютерному моделированию, текстовым и графическим редакторам, используемым в высшей школе. Рассматриваются аспекты применения в обучении информационно-телекоммуникационных сетей, а именно: сеть Internet, электронная почта, электронная видеоконференцсвязь. Выражена авторская точка зрения на необходимость реализации новых образовательных технологий в условиях изменений в системе подготовки специалистов высшей квалификации в вузах, активное использование деятельностного подхода в обучении. Уделяется внимание педагогическим условиям применения информационно-коммуникационных средств в подготовке будущих специалистов в высшей школе. Раскрывается содержание методической компетенции преподавателя вуза по применению в обучении информационно-коммуникационных средств. Описаны основные педагогические подходы (деятельностный, компетентностный, личностно-ориентированный, системный и эвристический), используемые преподавательским составом вуза при формировании навыков овладения обучающимися информационно-коммуникационными средствами в целях достижения качества обучения. Авторы уделяют внимание вопросам медиаграммотности будущего специалиста, которая дает человеку возможности рационального использования современного информационного пространства: телевидения, радио, видеосвязи, кинематографа, прессы, Интернета. Статья выполнена в русле современных требований к совершенствованию теории и практики подготовки научно-педагогических кадров в высшей школе. Она представляет интерес для преподавателей, аспирантов, адъюнктов, научных сотрудников, будущих бакалавров и магистров. Материалы статьи могут быть использованы при проведении научно-педагогических семинаров в вузах.
The article examines the use of ICT tools in teaching. It reveals the content of the information educational environment, including the intellectual, cultural, methodological resources and technology that are of great importance in modern conditions of development of education. The authors describe the content of the value and motivational, information and cognitive, activity, reflective and creative criteria of students' mastering of information and communication tools at higher school learning process. The attention is paid to the information technologies used in teaching: multimedia, computer modeling, text and graphic editors. Aspects of the application in teaching of information and telecommunication networks, such as the Internet, e-mail, videoconferencing are examined. The authors give their point of view on the necessity of the implementation of new educational technologies in the context of changes in the system of training of specialists of high qualification at universities and the active use of the activity approach in teaching. Attention is paid to pedagogical conditions of information and communication tools in future specialists training at higher school. The content of the methodological competence of higher school lecturers in using information and communication tools are shown. The author describes basic pedagogical approaches (activity-based, competence-based, student-centered, systematic and heuristic) used by the teaching staff of the University to help students master the skills of applying information and communication means in order to achieve quality learning. The authors pay attention to the issues of media literacy of the future specialist, which gives the man the possibility of rational use of modern information environment: television, radio, video, cinema, media, the Internet. The article is written in terms of modern requirements for improving the theory and practice of the higher school staff training. It could be helpful for teachers, graduate students, adjuncts, researchers, future bachelors and masters. The article can be used at research and teaching seminars in universities.