Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»

    Аннотации статей.

    Барышева Т.А., Григорьева М.В.. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К ИМПРОВИЗАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

    Выявление психологических факторов развития способности к импровизации представляется актуальной задачей в общем контексте реформирования системы образования. Импровизация рассматривается как сущностная характеристика современной культуры, объективная универсальная составляющая человеческой практики, как основа современного творчества, индикатор мастерства и условие самореализации личности, стимулирующее ее активность в современном мире. Анализируются особенности импровизации как креативного процесса лимитированного фактором времени, такие как: определяющая роль бессознательных процессов (интуиции), мгновенность отклика на внешний импульс, «парадокс опережения», быстрота протекания, направленность на открытие, познание необычного, неожиданного, неизвестного в настоящем, получение оригинального продукта и другие. Показана взаимосвязь психологических факторов и их влияние на развитие импровизации. На основе обобщения научных работ зарубежной и отечественной психологии дается определение понятия «способность к импровизации» как сложного, многофакторного явления, включающего комплекс эмоциональных, личностных, мотивационных и когнитивных характеристик, которые позволяют за ограниченный промежуток времени, без предварительной подготовки создать необычный, уникальный в своем роде продукт. Анализируются основные предпосылки развития способности к импровизации в младшем школьном возрасте (особенности мотивационной, эмоциональной сфер ребенка, динамика развития когнитивных процессов, кардинальные изменения социальной позиции), а также креативные характеристики возраста : направленность на мир, эмоциональная непосредственность, повышенная восприимчивость, существенная роль воображения в развитии высших психических функций, образная основа мышления, «эффект новизны», склонность к экспериментам и др. Приводятся теоретические и эмпирические аргументы в пользу гипотезы о том, что психологическими факторами развития способности к импровизации в младшем школьном возрасте являются: уровень развития общей креативности; мотивация (художественно-познавательные интересы, стремление к успеху); особенности эмоциональной (эмпатия) и когнитивной (процессы преобразований, дивергентность, ассоциативность) сфер; личностные характеристики - общительность, склонность к риску, уверенность в себе, социальная смелость; художественно-творческий опыт ребенка; а также когнитивные стили (импульсивность / рефлективность, гибкость/ригидность). Представлены результаты эмпирического исследования, в котором выявлены «актуальные» и проблемные зоны развития способности к импровизации в младшем школьном возрасте.
    Dentification of psychological factors of the ability for improvisation seems an urgent task in the general context of the reform of the educational system. The improvisation is seen as an essential characteristic of modern culture, the objective universal component of human practice, as a basis of contemporary creativity, and indicator of craftsmanship and a condition of person’ self-fulfillment, stimulating its activity in the modern world. There is an analysis of the features of improvisation as a creative process, limited by the time factor, such as: the defining role of unconscious processes (intuition), the instant response to an external impulse, "advancing paradox," the speed of the behaviour, the focus on the discovery, the knowledge of unusual, unexpected, unknown in the present, getting an original product and others. The relationship of psychological factors and their influence on the development of improvisation is shown. On the basis of the generalization of scientific works of foreign and domestic psychology we define the concept of "the ability to improvisation" as a complex, multifactorial phenomenon, including complex emotional, personal, motivational and cognitive characteristics that allow for a limited period of time, without preparation to create unusual, unique in a-kind product. There is an analysis of basic preconditions for the development of ability to improvise at primary school age (peculiarities of motivational, emotional child’s spheres, the dynamics of the development of cognitive processes, drastic changes in the social position), as well as the creative characteristics of age: focus on the world, the emotional immediacy, increased susceptibility, the essential role of the imagination in the development of higher mental functions, figurative foundation of thinking, "novelty effect", the inclination to experiment and others. We give theoretical and empirical arguments in favor of the hypothesis that psychological factors of the ability for improvisation at primary school age are: the level of development of the overall creativity; motivation (artistic and educational interests, striving for success); peculiarities of emotional (empathy) and cognitive (processes of change, divergence, associativity) areas; personality traits - sociability, risk tolerance, self-confidence, social courage; artistic and creative experience of a child; as well as cognitive styles (impulsivity / reflexivity, flexibility / rigidity). The results of empirical study are given. It identified "urgent" and problem zone of the development of the ability for improvisation at primary school age..

    Ельникова О.Е., Шатохин А.А.. ИНТЕРНАЛЬНОСТЬКАКФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙНАСУБЪЕКТИВНОЕОТРАЖЕНИЕСОСТОЯНИЯЗДОРОВЬЯЧЕЛОВЕКА

    В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на оценку степени влияния уровня интернальности на субъективную реакцию на болезнь. При подборе диагностического инструментария учитывались структурные компоненты ВКБ, выделенные Р.А. Лурия и В.В. Николаевой, в частности теоретические положения о влиянии интеллектуальной части внутренней картины болезни не только на функции органов, но и на течение органических процессов в них. Учитывался уровень здоровья участников эксперимента. В ходе исследования была проведена оценка уровня интернальности испытуемых, паттернов психологических признаков и предпочитаемых копинг-стратегий в стрессовых ситуациях. Также оценивались вариабельность сердечного ритма (ВСР), эффективность анализа сенсорного потока. ВСР фиксировалась при помощи «Омега-М». Рефлексометрические измерения проводились и обрабатывались по методике РеБОС. На основании результатов, полученных в ходе диагностики уровня интернальности, были выделены две группы испытуемых: с высоким уровнем интернальности и с низким уровнем интернальности, что позволило определить степень осознанности испытуемыми последствий тех или иных поступков в отношении своего здоровья, то есть степень влияния интеллектуальной части внутренней картины болезни на оценку своего состояния здоровья и выработку определенной стратегии поведения. Было выявлено, что испытуемые с низким уровнем интернальности качественнее выполняют простую и сложную сенсомоторные реакции, но при этом они более эмоциональны и менее устойчивы. Для испытуемых данной группы характерно снижение всех видов центрального управления состоянием, что свидетельствует об истощении функциональных резервов в данной группе. Для испытуемых с высоким уровнем интернальности характерно снижение эмоциональности, увеличение самоконтроля, выбор более конструктивных стратегий поведения. При этом они делают больше ошибок и пропусков во всех типах сенсомоторных реакции.
    The article presents the results of the empirical study aiming at the assessment of the impact of the level of internality on the subjective response of the disease. When selecting diagnostic tools there were considered structural components of WKB singled out by A.R. Luriya, and V.V. Nikolaeva. In particular, theoretical position put forward by A.R. Luria about the impact of the intellectual part of the internal picture of the disease not only on the functions of organs, but also on the course of organic processes. The level of health of the participants of the pilot study were taken into account. During the pilot study the assessment of the level of internality of the subjects, patterns of psychological characteristics and preferred coping strategies in stressful situations was carried out. Also the heart rate variability (HRV), the efficiency of the analysis of sensory flow were assessed. HRV was recorded with the help of "omega-M". Reflectometric measurements were carried out and were analyzed by ReBOS. Based on the results obtained in the course of diagnosing the level of internality of the subjects two groups of subjects were defined: those with high internality and low internality, which allowed us to determine the degree of awareness of the subjects consequences of those or other actions regarding their health, that is, the degree of influence of the intellectual part of the internal picture of the disease on the assessment of their health status and developing specific behavioral strategies. It was found that subjects with a low level of internality better carry out simple and complex sensorimotor reactions, but they are more emotional and less stable. For this group of subjects the reduction of all types of Central state management is significant, which indicates a depletion of functional reserves in this group. For subjects with a high level of internality the reduction of emotionality, the increase of self-control, the choice of more constructive strategies of behavior are significant. They make more mistakes and omissions in all types of sensorimotor reactions.

    Кудинов С.И., Кудинова И.Б., Седова И.В.. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ С ВЫРАЖЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

    В статье приводится анализ результатов эмпирического исследования, посвященного проблеме эмоционального выгорания у педагогов с высоким уровнем ответственности, а также имеющих стаж работы пять и более лет. На этапе формирования выборки с целью минимизации влияния индивидуальных различий в группу респондентов были включены педагоги со средними показателями ситуативной и личностной тревожности и эмоциональной устойчивости. Изучение ответственности осуществлялось в контексте целостно-функционального подхода, в котором данное свойство рассматривается как многомерное психологическое образование, включающее в себя совокупность инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик. В эмпирическом исследовании с помощью стандартизированного психодиагностического инструментария и методов математической статистики были выделены высокий и низкий уровни проявления ответственности личности. В качестве основы для выделения уровней ответственности были использованы гармонические и агармонические характеристики свойства. Доминирование агармонических характеристик в иерархической структуре свойства свидетельствует о низком уровне проявления ответственности, а, в свою очередь, превосходство гармонических переменных указывает на высокий уровень его проявления. В дальнейшем в группе с высоким уровнем ответственности была подробно проанализирована специфика эмоционального выгорания в течение пяти лет. Рассмотрена отдельно динамика симптомов и фаз эмоционального выгорания. Эмпирические результаты были получены на объемной репрезентативной выборке с использованием надежных и валидных психодиагностических методик. Полученные данные позволили доказать, что высокий уровень ответственности педагогов способствует более интенсивному формированию симптомов эмоционального выгорания.
    The article analyzes the results of the empirical research on the problem of emotional burnout of teachers with a high level of responsibility. The study was conducted on a sample of teachers with the experience of five years or more. At the sampling stage, with the purpose of minimizing the impact of individual differences, the teachers with the average indicators of situational and personal anxiety, and emotional stability were included in the group of respondents. The study of responsibility was carried out in the context of the integrally-functional approach, in which the property is considered as a multidimensional psychological formation, which includes a set of instrumentally-stylistic and motivationally-meaningful characteristics. In the empirical study using the standardized psychodiagnostic techniques and methods of mathematical statistics the high and low levels of personal responsibility manifestation were revealed. As a basis for distinguishing the levels of responsibility the harmonious and disharmonious characteristics of the property were used. The dominance of the disharmonious characteristics in the hierarchy of the property indicates a low level of responsibility manifestation, and the dominance of the harmonious variables indicates a high level of its manifestation. Further on, in the group with a high level of responsibility the specificity of burnout was analyzed in detail within five years. The dynamics of the symptoms and the phases of burnout were considered separately. The empirical results were obtained from a representative sample, using reliable and valid methods. The obtained data allowed to us establish that a high level of responsibility in teachers contributes to a more intensive development of burnout symptoms.

    Кусков А.А.. СООТНОШЕНИЕ АДАПТАЦИОННОГО РЕСУРСА И ХАРАКТЕРИСТИК КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СТЕПЕНЬЮ ЮВЕНИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

    В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение адаптационного ресурса и когнитивных характеристик со степенью ювенильности студентов. В исследовании приняли участие студенты в возрасте 18-19 лет, обучающиеся в институте психологии и педагогики Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина. Для определения индекса ювенильности проводились измерения головы у испытуемых, а именно ее окружности и сагиттального размера, при помощи измерительной ленты; полученные данные использовались в формуле (сагиттальный размер/окружность головы), предложенной В.Г. Каменской и Л.А. Хохловой. Для измерения уровня адаптационного ресурса применялась проба Штанге. Проба с задержкой дыхания используется для суждения о кислородном обеспечении организма. Оценка когнитивных характеристик проводились при помощи компьютерного многофункционального теста «Радуга», разработанного Томано- вым Л.В., Пятигорским А.Г., Каменской В.Г., Павловым К.И. Было выявлено, что по степени ювенильности группа оказалась гетерогенна, при этом большую часть её составляют среднеювенильные личности, у которых индекс ювенильности равен 48,4. По выполнению теста «Радуга», а именно времени прохождения матрицы 10х10, группа также оказалась гетерогенна с максимально быстрым выполнением теста в 485,11секунд и самым медленным в 1313,46 секунд. При этом минимальное количество ошибок - 0, максимальное количество ошибок - 11. Корреляционный анализ показал, что при уровне значимости р=0,01 наличие достоверной связи имеется между временем прохождения теста «Радуга» и количеством совершенных ошибок (r=0,78), а также между адаптационным ресурсом и ювенильностью (r=0,52).
    The article presents the results of empirical research aimed at studying the adaptive resource and cognitive characteristics with the degree of students’ juvenility. The study involved students aged 18-19, enrolled in the Institute of Psychology and Pedagogy of Bunin Yelets State University. To determine the juvenile index measurements of heads of the subjects were conducted, and namely their circumference and sagittal size, using a measuring tape; the obtained data were used in the formula (sagittal size / head circumference) proposed by V.G. Kamenskaya and L.A. Khokhlova. To measure the level of adaptive resource Stange's test was used. The sample with breath-holding is used for judging the oxygen supply of the organism. The evaluation of cognitive performance was conducted using a computer multifunctional test "Rainbow", developed by Tomanov L.V., Pyatigorskiy A.G., Kamenskaya V.G., Pavlov K.I. It was found that the degree of juvenile group was heterogeneous, but the main part of it is represented by a middle juvenile person whose juvenile index is 48.4. In the implementation of the test "Rainbow", namely the time of passing of a 10x10 matrix, the group also was heterogeneous with the fastest implementation of the test in 485,11seconds and the slowest in 1313.46 seconds. In this case the minimum number of errors was 0, the maximum number of errors was 11. The correlation analysis showed that at a significance level of p=0.01 the availability of reliable communication is available between the time of the passing of the "Rainbow" test and the number of committed errors (r = 0,78), as well as between adaptation resources and juvenility (r = 0,52).

    Михайлова О.Б., Кущазли М.И.. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ И СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ У ПЕДАГОГОВ

    Деформации подвержено большинство специалистов различной профессиональной направленности. Эффективность педагогической деятельности всегда была и остается актуальной проблемой в психологических исследованиях. От эффективности профессиональной деятельности педагога во многом зависит, каким будет наше общество и наши будущие поколения. В последние годы многие работы были посвящены психологическому изучению особенностей профессиональной деятельности педагога и его профессионального здоровья, но проблема исследования остается актуальной, так как стремительно развивается эмоциональная напряженность общества, изменяются условия труда, приходят новые поколения учащихся и педагогов. В содержании статьи рассматриваются результаты диагностики, основные направления профилактики и коррекции профессиональной деформации у педагогов. На основе теоретического анализа определены показатели, которые позволили сформулировать новую классификацию уровней развития профессиональных деформаций в зависимости от выделенных характеристик. Выявлены латентный, фрустрационный, конфликтный и кризисный уровни развития профессиональной деформации в деятельности педагогов. Кроме того, авторы представляют результаты эмпирического исследования, в котором профессиональная деформация рассматривается как интегрированный комплекс характеристик, ведущими из которых являются: тип профессионального поведения, уровень выраженности психоэмоционального выгорания, показатели удовлетворенности профессиональной деятельностью, особенности направленности и социально-психологические установки личности, а также проявления личностных особенностей. Эмпирические исследования с использованием методов качественного и количественного анализа проявлений латентного и фрустрационного уровней профессиональной деформации, в основу которых был положен анализ проявлений активного и пассивного типов профессионального поведения, показали, что выявленные характеристики оказывают значительное влияние на проявления профессиональных деформаций и соответствуют их предполагаемому уровню развития. На основе полученных эмпирических данных предложены основные направления профилактики и коррекции проявлений профессиональных деформаций у педагогов.
    The majority of professionals working in various spheres are vulnerable to deformations. The effectiveness of teaching activity has always been a current issue in psychological research. The future of our society and its next generations considerably depends on the effectiveness of teachers’ professional activity. In recent years a lot of papers have been devoted to psychological research of teachers’ professional activity and specifics of professional health, but the research issue stays important as emotional tension in society is rapidly developing, working environment is changing and new generations of students and teachers are entering the scene. The paper discusses the results of diagnostics of teachers’ professional deformations as well as various preventive and corrective measures. On the basis of the theoretical analysis specific indicators were defined, which allowed us to represent a new classification of developmental levels of professional deformations, according to evolved characteristics. The following developmental levels of professional deformations in teachers’ activity were revealed: a latent, a frustration, a conflict and a crisis levels. In addition, the authors introduce the results of the empirical research, which considers professional deformations as an integrated assembly of characteristics, among which the leading ones are: the type of professional behavior, the level of psycho-emotional burnout manifestation, indicators of satisfaction with professional activity, the specifics of activity orientation, personal, social and psychological attitudes and personal characteristics. The empirical research was based on the analysis of active and passive types of manifestation of professional behavior and involved the techniques of qualitative and quantitative analysis of the latent and the frustration levels of professional deformations. The research has shown that the evolved characteristics have a great impact on the manifestation of professional deformations and correspond to the suggested level of their development. On the basis of the obtained empirical data basic ways of prevention and correction of the manifestation of teachers’ professional deformations have been suggested.

    Николаева Н.А., Конькина Е.В., Егорова Ю.Н.. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ДИАГНОСТИКА

    В статье рассматривается проблема психологической безопасности образовательной среды школы; проанализированы диагностические исследования представлений старшеклассников об уровне психологической безопасности образовательной среды школы. Авторами рассматриваются уровни психологической безопасности, образовательная среда как часть жизненной, социальной среды человека, критерии безопасности личности. Подчеркивается значимость изучения и учета данного феномена в образовательной среде школы. Представлены причины неудовлетворенности субъектами образовательной среды ее качеством и комфортностью и подчеркивается, что именно на этапе взросления личность более чувствительна к влиянию психологического насилия, опасности, дискомфорта. В связи с этим неэффективная организация процесса обучения, различного рода перегрузки, информатизация, конфликтные межличностные отношения, проблемы досуга являются факторами опасностей и рисков в образовательной среде. По итогам эмпирического исследования рассматриваются результаты представлений учащихся 14-16 лет о степени удовлетворенности характеристиками образовательной среды и защищенности от психологического насилия. В исследовании применялась диагностическая методика И.А.Баевой «Психологическая безопасность образовательной среды», позволяющая выявить степень удовлетворенности характеристиками образовательной среды и степени защищенности от психологического насилия. Полученные данные позволили констатировать, что у большинства старшеклассников в рамках позитивного отношения к школе преобладают эмоциональный и поведенческий компоненты, они воспринимают образовательную среду школы как безопасную. Основными рисками, по мнению учащихся старшего школьного возраста, являются: межличностные отношения, неудовлетворенность основных потребностей в личностно-доверительном общении, риски психологического насилия. Показатели учащихся, неудовлетворенных уровнем безопасности образовательной среды, позволили сформировать направления психологической помощи. Предложены профилактические мероприятия, целью которых должно стать своевременное выявление нарушений безопасности и понижение ощущений психологической незащищенности в образовательной среде школы.
    Actual problems and peculiarities of senior pupils’ ideas about the psychological safety of school educational environment are studied in the article. The importance of the phenomenon in the educational environment is underlined. Main risk factors menacing educational environment and personal development of its participants are described. It’s pointed out that in a period of growing up a person is more sensitive to influence of psychological violence, danger, discomfort and such school factors as peculiarities of educational organization, over tension, informatisation, negative attitude, leisure organization are danger and risk factors in educational environment. The material of the article contains analyses of results of 14-16 year-olds’ ideas about satisfaction rate of educational environment characteristics and security from psychological violence. For diagnostics we used E.A. Baeva method “Psychological safety of educational environment” which helped us to discover the degree of satisfaction of characteristics of educational environment and degrees of security from psychological violence. The obtained data allow us to state that the majority of senior pupils as part of a positive attitude to school is dominated by emotional and behavioral components, they perceive the educational environment of the school as safe one. The main risks, according to senior students, are: interpersonal relationships, unmet basic needs in the personal-confidential communication, psychological abuse risks. Indicators of students, dissatisfied with the level of security of the educational environment, allowed us to form the direction of psychological help. Preventive measures, the aim of which is to timely reveal security breaches and to reduce psychological vulnerability in the educational environment of the school are proposed.

    Алмазова И.Г., Ларских З.П., Ларских М.И., Числова С.Н.. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    В статье определены и охарактеризованы педагогические условия организации проектной деятельности в современной начальной школе, необходимость выполнения которых обусловлена требованиями ФГОС НОО. В ходе анализа научной литературы и наблюдения за реальным процессом обучения были установлены целевые ориентиры проектной деятельности младших школьников (развитие способностей детей, формирование навыков партнёрского общения, умений работать с информацией, оценивать свои возможности и осознавать свои интересы, оптимально использовать временные ресурсы), следование которым является одним из важных педагогических условий ее успешного осуществления. Раскрывая необходимость учета следующего педагогического условия при организации проектной деятельности (опора на историческую ретроспективу зарождения и применения метода проектов в образовательной зарубежной и отечественной науке, теории и практике), авторы ссылаются на работы Д. Дьюи, В. Килпатрика, Э. Коллингса, В. В. Гузеева и др. В статье также дана характеристика такого педагогического условия, как методическое сопровождение и сделан вывод о том, что выбор форм и методов должен быть соотнесен с целями, задачами и содержанием каждого конкретного этапа. Указаны такие возможные формы реализации проектной деятельности в начальной школе, как урочная, воспитательная, внеурочная, интегрированная. Акцент сделан на описании особенностей интегративной работы по краеведению и гражданскому воспитанию школьников средствами неурочной проектной деятельности в процессе проведения интеллектуально-познавательного конкурса регионального масштаба «Юные знатоки родного края». Кроме того, раскрываются возможности организации проектной деятельности во внеурочное время для формирования языковой личности ребенка. Приведен пример использования в работе учителей специального курса, который содержит серию проектных задач, отвечает требованиям к реализации педагогических условий и соответствует школьной программе предмета «Русский язык», а также пример проведения конкурса «Юный филолог». Результативность проектной деятельности, особенно в рамках внеурочной работы, оказалась достаточно высокой.
    The article defines and describes pedagogical conditions of the organization of project activities at modern elementary school, which are conditioned by the need to fulfill the requirements of the FGOS NOO. The analysis of scientific literature and the observation of the real process of learning have established aims of the project activity of younger schoolchildren (the development of children's abilities, the formation of partner communication skills, the ability to work with information, to evaluate their potential and realize their interests, the best use of time resources), the compliance with which is one of the most important pedagogical conditions for their successful implementation. Revealing the need of considering the following pedagogical condition of the organization of the project activity (the reliance on historical retrospective of origin and the application of the project method in foreign and domestic educational science, theory and practice), the authors refer to the work of J. Dewey, B. Kilpatrick, E. Collings, V.V. Guzeeva et al. The article also gives the characteristics of such pedagogical condition as the methodological support and concludes that the choice of forms and methods should be related to the goals, objectives and content of each stage. There shown possible forms of implementation of project activities at elementary school such as educational, extracurricular, integrated. The emphasis is placed on describing the characteristics of integrative work on local history and civic education of schoolchildren with the help of project activity during the regional intellectual and cognitive competition "Young scholars of native land." In addition, after school opportunities of project activity to form the child's linguistic identity are disclosed. An example of the use of the teachers' special course, which includes a series of project activities, meets the requirements for the implementation of pedagogical conditions and corresponds to the curriculum of the subject "Russian language", as well as an example of the contest "Young linguist". The effectiveness of the project activities, especially within the framework of extracurricular work, proved to be quite high.

    Бобунова А.С.. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Статья посвящена проблеме нравственно-эстетического воспитания обучающихся в процессе иноязычного образования. Под нравственно-эстетическим воспитанием понимается многогранный процесс, который включает в себя формирование многокомпонентных новообразований, осуществляющих регуляцию нравственного поведения личности (формирование нравственных поступков, привычек, чувств, знаний, взглядов, убеждений, идеалов) и формирование эстетического вкуса, чувства Прекрасного. Делается вывод, что учебный предмет «Иностранный язык» имеет достаточный потенциал, позволяющий сформировать составляющую духовного облика каждой личности. Данный потенциал, прежде всего, проявляется в возможности реализации интегративных связей иностранного языка с предметами, имеющими нравственно-эстетическую направленность (литература, музыка, искусство и пр.) и призванными служить формированию и развитию нравственного сознания, воспитанию личности в целом. Автор приходит к выводу, что психологическую основу нравственно-эстетического воспитания составляет деятельность, и данный процесс проходит через соприкосновение с культурой. Сначала люди черпают знания из неё, затем сами дополняют и обогащают её своим творческим опытом и созиданием. Исходя из этого нравственно-эстетическое воспитание человека неразрывно связано с овладением культурой. Развиваясь как субъект иноязычной культуры, ученик развивается и как субъект родной культуры. Предлагается модель нравственно-эстетического воспитания школьников в условиях иноязычного образования. В основу данного теоретического конструкта положены уровни развития языковой личности, определённые Ю.Н. Карауловым (вербально-семантический - лингвокогнитивный - мотивационный); описываются такие категории модели, как цель, задачи, межпредметные связи, учебные действия, средства, взаимодействие которых ориентировано на нравственно-эстетическое воспитание подрастающего поколения.
    The article deals with the problem of moral-aesthetic education of pupils in the process of foreign language education. A multi-faceted process is understood under the moral-aesthetic education. It includes the formation of multi-component new formations responsible for the regulation of moral behavior of the individual (the formation of moral behavior, habits, feelings, knowledge, attitudes, beliefs, ideals) and the formation of aesthetic taste, a sense of beauty. It is concluded that the academic subject "Foreign Language" has sufficient capacity to form a component of the spiritual aspect of every person. This potential is primarily manifested in the possibility of implementing the integrative bonds of the foreign language with objects that have a moral and aesthetic orientation (literature, music, art, etc.), serve as the formation and development of moral consciousness, educating the whole person. The author concludes that the psychological basis of moral and aesthetic education is activity, and this process takes place in the contact with culture. First, people get knowledge from it, then enrich it with their creative experience and creation. On the basis of it the moral and aesthetic education of a man is inseparably linked to the mastery of culture. Developing as a subject of foreign language culture, the pupil also develops as a subject of his native culture. A model of moral and aesthetic education of pupils in the conditions of foreign language education is presented. The basis of this theoretical construct is represented by levels of development of language personality, defined by Yu.N. Karaulov (verbal and semantic - linguocognitive - motivational); such categories of models as the goal, objectives, interdisciplinary communication, training activities, means which interaction is focused on moral and aesthetic education of the younger generation are described.

    Валюшина Н.М.. О проблемах целеполагания при планированииурока иностранного языка

    Понимание учителем конечной цели обучения предмету и умение самостоятельно ставить и достигать промежуточные цели и задачи является не только одним из самых важных элементов любой системы обучения, но и одним из самых сложных. В статье рассматриваются вопросы целеполагания при планировании современного урока иностранного языка. Автором описаны свойства целей и задач: измеряемость/контролируемость, достижимость, целесообразность, ограниченность во времени; проанализированы на предмет соответствия ФГОС цели уроков иностранного языка, представленные учителями на различные профессиональные конкурсы. Выявлены и описаны основные проблемы, возникающие у педагога в процессе целеполагания, которые, в свою очередь, разделены на четыре группы: 1 группа - обобщённость и объёмность целей и задач; 2 группа - несоответствие целей, задач и результатов урока друг другу; 3 группа - необеспеченность поставленных целей и задач учебными действиями (заданиями) во время урока; 4 группа - незнание требований действующих образовательных стандартов: а) смешение формулировок целей и задач урока в соответствии с ГОС 2004 г. и ФГОС 2009 г., 2010 г.; б) необоснованное «привязывание» формируемых универсальных учебных действий к целям и задачам. В качестве одного из путей преодоления возникающих трудностей и решения данной проблемы автор предлагает целенаправленное формирование у учителей компетенции целеполагания, включающей в себя понимание сути целеполагания, обучение целеполаганию, воспитание культуры целеполагания, формирование и развитие способности и готовности к целеполаганию и др. Сделать это возможно как на базе учреждений повышения квалификации, так и средствами образовательной организации, в которой трудится педагог.
    Understanding by the teacher the ultimate goal of teaching a subject and the ability to independently set and achieve intermediate goals and objectives is not only one of the most important elements of any educational system, but also, it is one of the most difficult elements. The article deals with goal-setting while planning a modern foreign language lesson. The author describes characteristics of goals and objectives: measurability/accountability, accessibility, reasonability, limited time; goals of foreign language lessons given by teachers for various professional competitions are analyzed for the compliance with FSES. Main problems encountered by a teacher in the process of goal-setting are identified and described. They are divided into four groups: Group 1 - generality and voluminosity of goals and objectives; Group 2 - a mismatch of goals, objectives and outcomes of the lesson to each other; Group 3 - the insecurity of set goals and objectives by learning activities (assignments) during the lesson; Group 4 -lack of knowledge of the requirements of current educational standards: a) the confusion the language lesson goals and objectives in accordance with the SES (GOS) 2004 and FSES (FGOS) 2009, 2010; b) unjustified "tying" of formed universal educational actions to the goals and objectives. As one of the ways to overcome difficulties and solve this problem, the author proposes a purposeful formation of the teachers competence of goal-setting, including the understanding of goal-setting, goal setting training, culture of goal-setting education, the formation and development of the ability and willingness for goal-setting, and others. It is possible to do both on the basis of training institutions and by the means of educational organization, in which the teacher works.

    Курбакова С.Н., Ганюшина М.А., Лопатинская В.В.. О СОХРАНЕНИИ И РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО КАК ИНОСТРАННОГО

    Авторы статьи размышляют над актуальными процессами взаимодействия языков в ходе межкультурной коммуникации, в частности, над функционированием англо-язычных заимствований в русском, французском, немецком языках. В связи с превращением английского языка в современный lingua franca особую остроту принимают проблемы сохранения национальных языков от нецелесообразного использования английских заимствований. Вполне оправданно, что слова, обозначающие понятия или реалии, отсутствующие в языках-реципиентах, иначе термины интернационального характера, проникают в основную лексическую систему национальных языков. Настороженность вызывает тенденция замещения слов, а вместе с ними и понятий, из родного языка англоязычными заимствованиями. Языковые системы исследуемых языков достаточно продуктивно ассимилируют англицизмы, несмотря на то, что в этих языках есть свои средства выражения данного понятия. В результате такие англицизмы приводят к избыточности лексического состава национального языка, разрушая единство и целостность его системы, поскольку со временем заимствованное слово может вытеснить исконное. Во многих европейских и славянских языках наблюдается формирование псевдоанглийской речи. Процесс внедрения англицизмов в другие языки оказывает сильное влияние на формирование языкового сознания молодого поколения и зарождение так называемого нового конгломеративного явления - смешения национальных языков с английским. Теоретические размышления над механизмами работы языкового сознания билингва имеют непосредственное прикладное значение: как воспитать у изучающих английский язык в качестве lingua franca чувство бережного отношения к своему родному языку, как повысить культуру общения на своем родном языке, как использовать занятия по иностранному языку для развития речевой культуры в целом. В статье рассматривается возможность использования занятий по иностранному языку для сохранения самобытности русского языка, предлагается комплекс упражнений, направленных на выработку умений корректного использования языковых средств и развития языкового чувства стилистической нормы.
    The authors address the contemporary process of lingual interaction in the course of intercultural communication, namely functioning of loanwords from the English language in the Russian, French and German languages. With turning the English language into modern lingua franca, there is a vital necessity of preserving the national languages and preventing them from unreasonable intervention of English loanwords. It is quite justified that foreign verbal means depicting phenomena which have no definition in the native language, are borrowed and integrated into the lexical system of the language-recipient. But the tendency of substituting native words and even concepts by anglicisms arouses concern and criticism. The lingual systems of the languages under discussion have been assimilating anglicisms in spite of the fact that these languages possess their own verbal means which can be used properly and relevantly. As a result unreasonable English loanwords lead to lexical redundancy of the native language, destruction of its integrity and in the end substitution. Many European and Slavonic languages are witnessing the formation of the so called pseudo English speech. The interference of anglicisms in other languages has a major impact on lingual consciousness of younger generation and causes a new conglomerate - a mixture of the national language with English. Theoretical researches into mechanisms of lingual consciousness of a bilingual mind may be applied appropriately in lingvo didactics: how to make a students of the English language as lingua franca respect and cherish their own native language, how to promote further cultural standards of communication in a native language, how to develop verbal culture at lessons of the foreign language. The article describes some opportunities of preserving the Russian language at the lessons of foreign languages: it considers a set of exercises aimed at developing skills of appropriate usage of verbal means and respect for stylistic norms.

    Перцев В.В.. АНАЛИЗ ОТЧЕТОВ О СОСТОЯНИИ НАЧАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ ЕЛЕЦКОГО УЕЗДА

    В частной коллекции краеведа В.А. Заусайлова хранятся уникальные материалы по истории становления народного образования в Елецком уезде второй половины XIX - начала ХХ вв. Данные раритеты, представляющие собой отчеты разных лет о состоянии начальных училищ Елецкого уезда, предназначались для земского собрания. В них содержатся сведения о числе учебных заведений в Елецком уезде, их материальном обеспечении, об образовании и наградах учителей, количестве учащихся в различных училищах, их возраст и другая полезная информация. Сведения в отчетах в основном представлены в виде внушительного размера таблиц, строки которых ранжированы по местонахождению училищ. Столбцы распределены по таким заголовкам: «Время с которого училище занимает помещение»; «Владелец (здания)»; «В отдельном помещении», то есть размещалось ли училище в собственном здании или же только его часть; «Какое здание», то есть из какого материала (дерево или кирпич) было построено соответствующее училище; «Чем крыта», то есть какая у училища была крыша; «Число квадратных аршин в классе», то есть площадь учебных помещений и т.д. В статье представлены результаты обобщенного анализа многочисленных таблиц из отчетов 151 начального училища Елецкого уезда за период времени с 1889-1911 гг. Установлены и проанализированы многие важные факты из истории народного образования в Елецком уезде: время открытия первых училищ и динамика этого процесса, категории собственников училищных зданий и пр. Так, выявлено, что 90 из 151 училища принадлежали земству, большинство училищ располагалось в отдельных зданиях.
    In the private collection of local historian V.A. Zausaylov unique materials on the history of the formation of public education in Yelets uyezd of the second half of 19th-early 20th centuries are kept. These rarities are reports of different years on the state of primary specialized schools of Yelets uyezd and were intended for Zemstvo assembly. They contain information about the number of schools in Yelets uyezd, their financial provision, about education and rewards for teachers, the number of students at different schools, their age and other useful information. The information in the reports is mainly presented in the form of tables of impressive size, each row of which has the name of a particular school, and the columns are ranked in such a way in order to have the complete picture of its financial situation, trustees, etc. For example, there are columns for "Time which the school occupies the room", "The owner (of the building)", "In a separate room" - i.e., whether the school is located in its own building, or only a part of it, "Which building" - i.e., which material (wood or brick) a particular building was made of, "Roofing" - i.e. what roof a school had; "The number of square arshins in the class" - i.e. the area of classrooms, etc. We conducted an analysis of many tables in the college report for each relevant paragraph and the results of our analysis are presented in this article. The article presents the results of an extended analysis of numerous tables from 151 primary specialized school reports of Yelets uyezd for the period from 1889-1911. A number of important facts from the history of public education in Yelets uyezd are established and analyzed: the opening of first schools and the dynamics of this process, the category of owners of school buildings, etc. For example, it was found that 90 of 151 schools belonged to the Zemstvo, most schools were located in separate buildings.

    Пищулин В.Н.. АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

    В данной статье рассмотрены отдельные аспекты актуализации проблемности в обучении бакалавров в сфере экономики. Данная проблема актуальна, поскольку современная система экономического образования, отражающая основные тенденции социально-экономического развития России, испытывает огромную потребность в новых подходах и методах обучения. Одним из наиболее эффективных путей повышения познавательной активности и самостоятельности обучающихся, занимающих активную жизненную позицию, познающих мир, владеющих необходимым набором профессиональных компетенций, способных обеспечить инновационный характер развития экономики нашей страны, является проблемное обучение. В статье дается обоснование использования данного типа обучения в системе высшего экономического образования. В свете современных требований , сформулированных в основных федеральных законах и федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования, изменение содержания и форм педагогического процесса, использование активных методов обучения является актуальным и необходимым явлением. Автор показывает, что использование проблемного обучения обеспечивает инновационный характер образовательного процесса. Особое внимание уделяется точкам соприкосновения проблемного и компетентностного подходов в подготовке будущих экономистов, оценивается роль и место проблемности в контексте современного экономического образования. По мнению автора, точкой совпадения проблемного и компетентностного подходов будет являться понятие «деятельность» как приобщение к новому, поскольку поиск и усмотрение нового происходит через деятельность и через включение обучающегося в сам процесс деятельности. В статье подчеркивается, что внедрять и продвигать инновации в экономике могут только творческие, профессионально компетентные выпускники, получившие современное инновационное образование. Проблемное обучение предполагает формирование и развитие творческого мышления будущих экономистов на основе решения проблемных задач.
    In this article certain aspects of the actualization of problem character in training of bachelors in the sphere of economics are considered. This problem is topical as the modern system of economic education reflecting main tendencies of social and economic development of Russia experiences a huge need for new approaches and methods of training. One of the most effective ways of increasing cognitive activity and independence of students, taking active life position, learning the world, owning a necessary set of professional competences, capable of providing innovative nature of development of economy of our country, is problem training. The article gives justification of the use of this type of training in the system of higher economic education. In the context of modern requirements formulated in basic federal laws and federal state educational standards of the higher education, competence-based approach, the change of the content, forms of pedagogical process, the use of active methods of training is topical and necessary phenomenon. The author shows that the use of problem training provides innovative nature of educational process. The author points to a common ground of problem and competence-based approaches in training of future economists, estimates the role and the place of problem character in the context of modern economic education. According to the author, the coincidence point of problem and competence-based approaches will be the concept of "activity" as familiarization with new as the search and the judgment of the new happens through activity and through the inclusion of the student into activity. In the article it is emphasized that only creative, professionally competent graduates in the field of economics who got a modern innovative education can introduce and advance innovations in economy. Problem training assumes the formation and the development of creative thinking of future economists of the basis of the solution of problem tasks.

    Поваляев В.В.. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

    Проблему выбора профессии необходимо решать каждому человеку в тот момент, когда он заканчивает школу. Однако право на выбор профессии, как показывает практика, порой очень трудно реализовать из-за отсутствия у выпускников профессионального самоопределения, из-за неумения оценить собственные способности и выявить свои интересы и склонности. Любая профессия и специальность предъявляют определённые требования к человеку. Приобрести эти знания и умения, необходимые для осознанного выбора профессии, поможет профориентационная работа, являющаяся одним из приоритетных направлений в развитии образования и экономики страны. Содержание профориентационной работы сегодня как никогда нуждается в обновлении, в новых идеях, методах и концепциях. За последние 20 лет педагогическая модель процесса профессионального самоопределения в школе значительно устарела и уже не соответствует требованиям, которые предъявляет к ней общество, меняющееся стремительными темпами. В качестве нового и перспективного средства формирования профессионального самоопределения мы предлагаем использовать декоративно-прикладное искусство, интегрированное в образовательный процесс в виде дополнительных занятий и факультативов. Основная часть статьи посвящена изучению феномена декоративно-прикладного искусства в образовательной деятельности. Показана его связь с другими науками, роль и значение в истории, образовании и жизни человека. Опираясь на опыт научных исследований, посвященных проблеме влияния искусства на формирование личности и её самоопределение, автор представляет собственную модель взаимодействия данных понятий. На основе изученной научной литературы и практического опыта работы в школе была разработана и реализована программа констатирующего эксперимента. Особое внимание уделено организации образовательного процесса, его основным принципам, подходам, соответствию целей и задач программы современным образовательным стандартам.
    The problem of choosing a profession must be solved by every person at the moment when he finishes school. However, the right to choose a profession, as the practice shows, is very difficult to implement because of the lack of professional self-determination, because of inability to assess own skills and identify own interests and inclinations. Any occupation and profession makes certain demands to an individual. To get knowledge and skills necessary for the conscious choice of profession, the professional orientation work will help, which is one of the priorities of education and the economy. Over past 20 years, pedagogical model of the professional self-determination at school has significantly gone out of date and no longer meets the requirements that society, which is changing rapidly, demands from it. As a new and promising means of the formation of the professional self-determination, we propose to use decorative and applied arts, integrated into the educational process in the form of extra and elective classes. The main part of the article is devoted to studying the phenomenon of decorative art in the educational activity. Its connection with other sciences, the role and significance in history, education, and human life is shown. Basing on the experience of scientific research on the problem of the influence of art on the formation of identity and self-determination, the author presents his own model of the interaction of these concepts. On the basis of the study of scientific literature, and practical experience at school, a program of the ascertaining experiment has been developed. Particular attention is paid to the organization of educational process, its basic principles, approaches, compliance with goals and objectives of the program to modern educational standards.

    Прибылова Н.Г.. ИММЕРСИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУВ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

    Статья посвящена проблеме организации иммерсионного обучения в разных странах мира. Возрастающие масштабы эмиграции поднимают вопросы, связанные с культурной и языковой адаптацией личности в поликультурной среде. Результатом глобальных процессов в образовании становится иммерсионное обучение иностранному языку, представляющее собой длительное погружение учащихся в иноязычную среду при исключительном или незначительном использовании родного языка. В статье охарактеризованы разные виды иммерсионных программ: как средство овладения учебными дисциплинами, программы обогащения, двуязычные программы для билингвов, двусторонняя билингвальная иммерсия, переходное билингвальное обучение. Отмечены существенные различия в подходах к организации иммерсионного обучения в зависимости от образовательной политики, проводимой государством. Доля второго языка в разных иммерсионных программах широко варьируется, соответственно, меняется его роль и место в культурно-образовательном процессе. Так, в США и Канаде сохраняется равноправие между английским и вторым языком в отличие от Японии, где доминирует японский язык. Ключевым вопросом, поднятым в статье, остается проблема воспитания при иммерсионном обучении. Эта проблема особенно актуальна в контексте поликультурного образования, ставящего целью ассимиляцию мигрантов и этнических меньшинств в единое гражданское общество. И как показывает мировая практика, остается пока нерешенным. Предпринимаются попытки культурной и языковой «стандартизации» и «унификации» посредством увеличения удельного веса гуманитарных дисциплин в учебных планах образовательных учреждений. Подчеркивается, что главной целью иммерсионного обучения остается не только наиболее быстрое овладение неродным языком, но и удовлетворение образовательных и культурных потребностей неоднородных по этническому составу групп обучающихся.
    The article concerns an urgent problem of the organization of immersion education in different countries of the world. The increasing scale of emigration raises issues related to cultural and linguistic adaptation of the personality in multicultural environment. The result of global processes in education is foreign language immersion education, which means placing students in the foreign language environment with exceptional or occasional use of the native language. Different types of immersion programs are characterized in the article: Content and Language Integrated Learning, bilingual programs, two-way immersion, transitional bilingual education. There are significant differences in approaches to the organization of immersion education depending on the educational policy of the state. The proportion of second language varies widely, consequently, changing its role and place in the cultural and educational process. For instance, in the United States and Canada the equality between English and the second language is maintained, in contrast to Japan, where the Japanese language dominates. The key issue raised in the article is the problem of moral education within language immersion. This problem is especially relevant in the context of multicultural education, which goal is the assimilation of migrants and ethnic minorities in a united civil society. Judging from the world experience, this problem remains unsolved. Attempts to implement cultural and linguistic "standardization" through the increase of the share of humanitarian disciplines in the curriculum of educational institutions are made. It’s highlighted that the main purpose of immersion education is providing the most efficient way of mastering a foreign language and meeting educational needs in heterogeneous ethnic groups of students.

    Сидорова М.В.. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ НАЧИНАЮЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА

    В статье раскрывается сущность профессионального становления начинающего преподавателя, обосновывается значимость процесса профессиональной адаптации. Отмечается, что успешность профессиональной деятельности преподавателя напрямую зависит от уровня его профессиональной квалификации, которая представлена как многокомпонентное интегральное образование, ведущая роль в котором принадлежит профессиональной компетентности, проявляющейся в творческой индивидуальности, личностной заинтересованности к деятельности, в восприимчивости и включении в освоение педагогических инноваций, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. Изучение особенностей процесса профессиональной адаптации начинающего преподавателя в вузе, в том числе и в ведомственном, позволило определить ряд противоречий между потребностью ведомственных вузов в высококвалифицированных педагогах-профессионалах и недостаточной их подготовленностью к осуществлению педагогической деятельности. Разрешение выявленных противоречий возможно только при условии исследования педагогических аспектов профессиональной адаптации начинающего преподавателя в ведомственных вузах к усложнившимся условиям деятельности, что подтверждает ее сложность и многоаспектность. Применительно к ведомственному вузу установлено, что начинающие педагоги испытывают значительные затруднения в отдельных компонентах педагогической деятельности, а именно учебном, методическом, научном. Определено, что основными причинами этого являются: низкий уровень подготовленности к реализации преподавательской деятельности; недостаточность методических, психолого-педагогических знаний; недостаточность или отсутствие необходимых профессиональных умений, специфичность условий, в которых осуществляют свою педагогическую деятельность начинающие преподаватели ведомственного вуза. Рассмотрено влияние методической подготовки начинающего преподавателя ведомственного вуза на процесс профессиональной адаптации. Отмечается значимость вопроса о форме помощи начинающему преподавателю в период адаптации к профессиональной деятельности, которая определена как педагогическое сопровождение, способствующее успешному профессиональному становлению начинающего преподавателя в вузе.
    The article reveals the essence of professional development of a beginning lecturer, explains the significance of the process of professional adaptation. It is noted that the success of lecturer’s professional activity depends on the level of his professional qualification, which is represented as a multicomponent integral education, in which the leading role belongs to the professional competence that manifests itself in a creative individuality, personal interest in activity, receptivity and inclusion in the development of pedagogical innovations, ability to adapt in a changing pedagogical environment. The study of peculiarities of professional adaptation of the beginning lecturer at institutions of higher education, including departmental institutions, allowed us to determine a number of contradictions between the need of departmental institutions for highly qualified lecturers-professionals and their inadequate training to the implementation of educational activities. The resolution of the identified contradictions is possible only on conditions that pedagogical aspects of professional adaptation of a beginning lecturer at departmental institutions of higher education to complicated activity conditions, which confirms its complexity and multidimensionality, are studied. With regard to departmental institutions, it was found that beginning lecturers experience significant difficulties in specific components of pedagogical activity, namely: educational, methodological and scientific. It is determined that the main reasons are: low level of qualification to implement teaching activities; the insufficiency of methodological, psychological and pedagogical knowledge; the insufficiency or lack of necessary professional skills, specificity of conditions in which beginning lecturers carry out their teaching activities. The influence of methodological training of a beginning lecturer of a departmental institution of higher education on the process of professional adaptation is studied. The importance of the issue of the form of assistance to a beginning lecturer during the period of adaptation to professional activity, which is defined as pedagogical support contributing to successful professional development of the beginning lecturer at high school is noted.

    Чернова А.А.. КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРАГМАТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

    Данная статья посвящена теоретическому описанию критериев, позволяющих определить уровень сформированности прагматико-ориентированного отношения к выбору профессии у старшеклассников, сформулированных на основе анализа основных работ отечественных исследователей по проблеме профессионального выбора. Критериями сформированности прагматико-ориентированного отношения к выбору профессии у старшеклассников являются: осознанность выбора; устойчивость выбора; адекватность профессиональных притязаний; прогностичность, самостоятельность, информированность об особенностях профессий; ценностные ориентиры и эмоционально-волевой. Каждый критерий характеризуется рядом показателей. В соответствии с обозначенными критериями и показателями определены уровни (нулевой, низкий, средний и высокий) сформированности прагматико-ориентированного отношения к выбору профессии у старшеклассников. Для определения уровней сформированности прагматико-ориентированного отношения к выбору профессии у старшеклассников нами была составлена анкета, в основу которой легли методики и опросники разных авторов. В соответствии с выведенными нами критериями и показателями анкета включала вопросы следующего характера: отражающие адекватность профессиональных притязаний респондентов; демонстрирующие степень осознанности старшеклассником сделанного выбора; характеризующие устойчивость (постоянство) выбора профессии; характеризующие прогностичность сделанного выбора; характеризующие ценностные ориентиры, лежащие в основе сделанного профессионального выбора; характеризующие степень самостоятельности старшеклассника в осуществлении выбора профессии; характеризующие информированность респондентов об особенностях выбранной профессиональной деятельности; демонстрирующие эмоционально-волевой компонент осуществленного выбора профессии. В статье представлен краткий анализ ответов старшеклассников на некоторые вопросы анкеты и описание результатов проведенного анкетного опроса, характеризующих фактическое состояние сформированности прагматико-ориентированного отношения к выбору профессии. Анкетирование 147 старшеклассников школ г.Пскова и Псковской области показало, что 22% обучающихся находятся на I (низком) уровне сформированности прагматико-ориентированного отношения к выбору профессии, 5% - на II (среднем) уровне и только 1% - на III (высоком) уровне. У большинства старшеклассников прагматико-ориентированное отношение к выбору профессии не сформировано.
    This article is devoted to the theoretical description of the criteria which allow us to determine the level of formation of pragmatic-oriented attitude to the choice of profession among senior pupils. All of this is based on the analysis of main papers on professional choice of national researchers. The criteria of pragmatic-oriented attitude to the choice of profession among senior pupils are: the awareness of the choice, the stability of the choice, the adequacy of professional claims, the ability to predict, independence, the awareness of features of different professions, value guidelines and emotional-volitional criterion. Each criterion is characterized by a number of factors. In accordance with these criteria and factors there are the following levels (zero, low, average and high) of formation of pragmatic-oriented attitude to the choice of profession among senior pupils. To determine the levels of formation of pragmatic-oriented attitude to the choice of profession among senior pupils the questionnaire based on the methodology and questionnaires of different authors was formed. In accordance with these criteria and factors the questionnaire includes questions: reflecting the adequacy of the professional claims of respondents; demonstrating the levels of senior pupils’ awareness of their choice; characterizing the stability of the choice of profession; characterizing the prediction of the choice; characterizing value guidelines which are the foundation of the choice; characterizing the degree of senior pupils’ independence of the choice; characterizing emotional-volitional criterion of the choice of profession. The article presents the results of the senior pupils’ answers to the questionnaire. These results show actual state of the development of pragmatic-oriented attitude to the choice of profession. The questionnaire survey of 147 senior pupils in Pskov and Pskov region showed that 22 % of pupils are on the 1st (low) level of the development of pragmatic-oriented attitude to the choice of profession, 5% are on the 2nd (average) level, and only 1% is on the 3rd (high) level. Pragmatic-oriented attitude to the choice of profession of the majority of senior pupils is not formed.

    Карташова В.Н., Исаев Е.А.. КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

    В статье поднимается проблема культурного развития личности как становления сложного комплекса индивидуально-психологических и социальных качеств, обеспечива-ющих социализацию, культурную идентификацию, социальную адаптацию студентов вуза. Утверждается, что одним из возможных средств культурного развития студентов является аксиологизация образовательного процесса. Авторы приходят к выводу, что именно аксиологизация содержания языкового образования является фактором, превращающим человека в культурно развитую личность и расширяющим его социальную и экономическую свободу. Предлагается реализовать аксиологический подход к организации содержания языкового образования с помощью последовательного включения в учебно-воспитательный процесс трех его субкомпонентов, направленных на культурное развитие студентов. К ним относятся: полиэтнический (функция - формирование релевантного восприятия этнокультурного разнообразия современного мира) → национально-культурный (функция - национальное сохранение и культурное самоопределение студентов) → социально-личностного (направлен на личностный этнокультурный рост студента, обусловленный взаимодействием с малыми окружающими детерминантами личности: культурными паттернами поведения, социальным). В статье приводятся примеры реализации каждого из субкомпонентов содержания языкового образования, которые иллюстрируют положительную динамику культурного развития студентов на занятиях по иностранному (английскому) языку. Авторы приходят к выводу, что обращение к аксиологическим аспектам в языковом образовании не только работает на культурное развитие студентов, вырабатывая стратегию эффективного взаимодействия и диалога с носителями других культур на бесконфликтной основе с формированием положительного отношения к иной культуре, но и повышает продуктивность процесса обучения иностранному языку. Статья может быть полезна преподавателям иностранного языка, ученым, занима-ющимся проблемами иноязычного образования.
    The article raises a problem of the cultural development of an individual as the formation of a complex set of individual, psychological and social qualities, ensuring socialization, cultural identification, social adaptation of students of higher school. It is pointed that one of the possible means of cultural development of students is axiologization of the educational process. The authors conclude that axiologization of the content of language education is a factor that transforms the person into culturally developed individual, and expands its social and economic freedom. It is proposed to implement the axiological approach to the organization of the content of language education via consecutive inclusion into the educational process of its three sub-components aimed at cultural development of students: multi-ethnic (the function - the formation of the relevant perception of ethnic and cultural diversity of the modern world) → national cultural (the function - national conservation and cultural self-determination of students) → social and personal (aimed at personal ethnocultural development of a student due to the interaction with surrounding small determinants of the personality: cultural patterns of behavior, social). The article gives examples of each of the subcomponents of the content of language education, which illustrate the positive dynamics of the cultural development of students in the classroom at a foreign (English) language lesson. The authors conclude that the appeal to the axiological aspects in language education not only works for the cultural development of students, developing a strategy of effective interaction and dialogue with representatives of other cultures on the conflict-free basis, with the formation of positive attitude to a different culture, but also increases the efficiency of foreign language teaching process . The article can be useful to teachers of a foreign language, the scientists dealing with the problems of foreign language education.

    Кошелева А.О., Ганжа Н.В., Краснослободцев А.В.. ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ЗАВЕДЕНИИ НА ОСНОВЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

    В статье раскрываются этапы внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при подготовке слушателей курсов повышения квалификации в высшем образовательном заведении. Обозначена необходимость создания информационно-образовательного портала для эффективной организации системы дополнительного образования. Проведен анализ нормативно-правовой базы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, используемых преподавателями. Авторы статьи высказывают предложение о необходимости интерпретации компетентностного и синергетического подходов при создании информационно-образовательного портала в современном высшем образовательном заведении. Раскрыты некоторые ведущие характеристики информационно-образовательной среды высшего образовательного заведения. Представлены различные аспекты многомерной образовательной среды, учет которых необходим при реализации целей и задач электронного обучения. В статье описано содержание восьми этапов организации и реализации электронного обучения в высшей школе для слушателей курсов повышения квалификации. Авторы статьи убеждены в том, что качество образования напрямую зависит от компетентности педагогического состава образовательного заведения. Электронное обучение открывает большие возможности как для преподавателей, так и для обучающихся. Взаимодействие между педагогами и слушателями курсов повышения квалификации представляется как творческий процесс на основе синергетического подхода. Уделено внимание комплексу современных психолого-педагогических условий, дидактических теорий и технологий организации и управления образовательным процессом в высшем учебном заведении. Авторы представляют собственную точку зрения в отношении применения синергетического подхода в условиях дополнительного профессионального образования. Они предлагают преподавателям вузов при применении электронного обучения на курсах повышения квалификации использовать «электронное портфолио» слушателей. Сделан акцент на значимости синергетического подхода в электронном обучении специалистов-профессионалов; использовании преподавателем интерактивных методов обучения и вебинаров; применении информационного портала в высшем образовательном заведении. В статье уделено внимание самостоятельной, самоконтролируемой познавательной деятельности слушателей повышения квалификации, опирающейся на компетентностный, деятельностно-личностный, аксиологический подходы.
    The article describes the stages of implementation of electronic learning and distance learning technologies in the preparation of listeners of refresher courses at a higher educational institution. The article touches upon the issue of the necessity to create an information educational portal for the organization of additional educational system. It gives the analysis of normative legal base of electronic learning and distance learning technologies used by teachers. The authors speculate about the necessity of interpretation of the competence and synergistic approaches in creating informational and educational portal at a modern higher educational institution. Some of key features of the informational and educational environment of higher educational institution are revealed. It presents various aspects of multidimensional learning environment which account is required for the implementation of goals and objectives of e-learning. The authors pay attention to the modern complex of psycho-pedagogical conditions and didactic-methodological theories and techniques of organization and management of educational process at higher educational institution. The authors present their own view on the use of synergy in conditions of additional professional education. They offer university professors to use the "electronic portfolio" of listeners at refresher courses. The authors emphasize the importance of: the synergistic approach to electronic teaching of professionals; the use of interactive teaching methods and webinars; the application of informational portal at higher educational institutions. The article describes the contents of eight stages of the organization and implementation of e-learning at higher educational institution for listeners of refresher courses. The authors are convinced that the quality of education depends on the competence of the teaching staff of educational institution. Electronic learning is a great opportunity, both for teachers and for students. Interaction between teachers and listeners of refresher courses seems like a creative process based on the synergistic approach. The article pays attention to self-dependence, self-controlled cognitive activity of listeners, which are based on competence, action-personal, axiological approaches.

    Орлова Е.Л.. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩЕГО ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

    В статье автор отмечает, что на современном этапе развития российского общества проблема формирования профессионально значимого «ядра» ценностей будущих офицеров по-прежнему не теряет своей актуальности и занимает важное место в многоуровневой системе подготовки компетентного военного специалиста для успешной реализации его в дальнейшей воинской деятельности. Проведен анализ философской и социально-психологической литературы по проблематике природы ценностей и ценностных ориентаций, который позволил усмотреть многозначность понятия «ценность», определить ключевые ценности, свойственные профессии военнослужащего. По результатам проведенного анализа автор делает вывод о том, что процесс формирования профессиональных ценностей и ценностных ориентаций остается предметом пристального внимания в современной теории и методике профессионального образования. Автор уделяет внимание некоторым аспектам преподавания дисциплины «Физическая подготовка» как значимой составляющей образовательного процесса в системе формирования профессиональной культуры личности современного военного специалиста. Сделан акцент на влияние факторов образовательного процесса на ход изучения курсантами дисциплины «Физическая подготовка». Представлена авторская точка зрения на формирование ценностных установок будущих военных профессионалов. Подчеркивается необходимость совокупного приобретения знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и профессиональных компетенций в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития военнослужащего, удовлетворения его потребностей и интересов в целях обеспечения обороны и безопасности российского государства. Отмечается важность формирования у курсантов не только представлений о профессии, но и ценностного отношения к усваиваемым мировоззренческим и профессиональным понятиям. Раскрыто содержание педагогических условий, обеспечивающих формирование системы ценностей будущих военных специалистов.
    The author states in this article that the problem of forming professional core values of future career officers is very urgent in multilevel system of training a qualified military specialist for his further military activity at the modern stage of the development of the Russian society. The analysis of philosophical and socio-psychological literature concerning the problem of values nature and value system has been conducted. It helped to find out the polysemy of the word “value”, to define key values, which are appropriate for the career of a military man. Having done the analysis the author has concluded that the process of forming professional values and value orientations is properly studied in contemporary theory and methodology of professional education. The author pays much attention to some aspects of teaching Physical Training which is a very significant component of the educational process in the system of forming personal professional culture of a military specialist. Much attention is given to educational factors influencing cadets studying Physical Training. The author gives her personal point of view on the formation of the value system of military career men. The necessity of obtaining complex knowledge, abilities, competences and experience is very important to improve intellectual, moral, creative and physical development of career officers to meet the needs in providing the defense and security of the Russian Federation. It is very important not only to form the concepts of their future profession but also their evaluative attitude to the worldview and professional intentions. The content of pedagogical conditions securing the formation of the value system of future military specialists has been considered.

    Сороковых Г.В., Денисова Л.Р.. ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    В статье рассматривается специфика обучения иностранному языку на начальном этапе средней школы в условиях инклюзива. Инклюзивное образование является наиболее передовой системой образования, основанной на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов. Таким образом, инклюзивная практика обеспечивает равный доступ к получению образования, создает необходимые условия адаптации детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Роль иностранного языка при реализации инклюзивного подхода в обучении младшего школьника, имеющего нарушения в развитии, заключается в возможности развития личности ребенка, стимулирования его потребностей в открытии и понимании окружающего мира и самого себя, а также его социализации. В статье описывается специфика и даются практические рекомендации по обучению иностранному языку на начальном этапе средней школы детей с нарушением зрения. Авторы статьи приходят к выводу, что вопрос о выборе эффективной формы обучения иностранному языку детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения до сих пор остается дискуссионным. Отмечается недостаточная методическая разработанность данной области, отсутствие специализированных учебно-методических и технических средств, а также специалистов, готовых работать в условиях инклюзива. Рекомендуется широко использовать принцип индивидуализации учебного процесса, со-здание образовательной среды, предполагающей достижение успеха; учитывать специфику познавательных функций ребенка-инвалида, поскольку для его представления характерны схематизм, вербализм, фрагментарность; включать в канве урока реалии, палочки Кьюизинера, карточки с надписями шрифтом Брайля, метод полной физической реакции, приемы на отработку аудирования; широко использовать сеть Интернет.
    The article deals with the specifics of teaching a foreign language at an early stage of a comprehensive school in conditions of inclusive education. Inclusive education is the most advanced training system based on co-education of healthy children and children with disabilities. Thus inclusive practice ensures equal access to education, creates necessary conditions of adaptation of children, regardless of their individual characteristics, educational achievements, their native language and culture, their mental and physical capabilities. The role of the foreign language in the implementation of the inclusive approach in teaching younger students with developmental delays, is to enable the development of the child's personality, to stimulate the need to discover new things and understand the world and himself/herself, and his/her socialization. The article describes the specifics and provides practical advice on teaching a foreign language at an early stage of secondary school to children with visual impairment. The authors conclude that the choice of an effective form of foreign language teaching to children with disabilities in conditions of inclusive education is still debatable. There is inadequate methodological development of this area, lack of specialized teaching and technical equipment, as well as professionals who are ready to work in the sphere of inclusive education. It is recommended to make extensive use of the individualization of the educational process, the creation of an educational environment in which one can achieve success; to take into account the specifics of cognitive functions of a disabled child, because for his ideas schematism, verbalism, fragmentariness are typical; to include at the lesson realities, Kyuiziner sticks, Braille cards, the method of complete physical reaction, techniques to perfect listening; to use the Internet.

    Тихонова Е.В.. «STORYTELLING» В ПРЕПОДАВАНИИ: ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

    Умение работать с информационными потоками мыслится сегодня ключевым для любого квалифицированного специалиста. Вместе с тем, ввиду информационной перенасыщенности, имеет место достаточно поверхностное отношение обучающихся к обработке информации. Имея возможность в любой момент получить доступ к требуемой информации в неограниченном объеме, потребители предпочитают не трансформировать её посредством мыслительных операций различного уровня, а использовать трактовки, соответствующие их пониманию действительности. В этой связи представляется крайне актуальным использование увлекательных практик работы с информацией, неизбежно активизирующих мыслительные операции реципиентов, не позволяющих использовать информацию поверхностно. Именно такой практикой мы считаем сторителлинг, описанию особенностей которого в образовательной интеракции и посвящена данная статья. Также нами анализируются основные интернет-платформы, оптимизирующие инкорпорацию сторителлинга в образовательный процесс. Для верификации значимости технологии в образовательном процессе мы провели пилотажное двухмесячное исследование, в котором приняли участие 113 студентов первого-второго курсов университетов. Изучение нового материала в экспериментальных группах варьировалось: одна тема изучалась с привлечением сторителлинга, вторая - без его использования. Посредством тестов преподаватель контролировал результаты, достигнутые участниками по окончании изучения каждой из тем. В конце исследования студентам было предложено заполнить открытую анкету, вопросы которой имели своей целью отследить оценку участниками эксперимента сторителлинга. Полученные результаты однозначно свидетельствуют о высоком образовательном потенциале технологии. Сначала сама идея применения технологии в образовательном процессе была встречена аудиторией достаточно скептически, однако уже создание первой «истории» с применением программы «Объясняшки» кардинально изменило подход испытуемых к процессу. Инкорпорация сторителлинга в образовательный процесс не только способствовала лучшему пониманию и усвоению изучаемого материала, но и позитивно изменяла атмосферу занятий, активизировала творческий потенциал обучающихся.
    The ability to work with the information flow is considered today to be the key ability to any qualified specialist. However due to information overload, there is a rather superficial attitude of students towards information processing. Having the ability to access the required information at any time and on unrestricted basis, customers prefer not to transform it by means of various levels of mental operations, but to use interpretations corresponding to their understanding of reality. In this context, it seems extremely important to use fascinating practices of information interpretation which inevitably activate mental operations of recipients and do not allow them to use the information amateurishly. We believe «storytelling» is such a technique and this article is devoted to the description of its features in the process of educational interactions. We analyse main online platforms, optimizing the incorporation of storytelling into the educational process. To verify the importance of technology in the educational process, we conducted a two-month pilot study, which was attended by 113 first and second year university students. Studying of the new material in the experimental groups varied: some topical issues were studied with the involvement of storytelling, while the others were studied without any involvement of storytelling. By means of tests the teacher controlled the results achieved by the participants at the end of the study of each of the topics. As the final point of the study the students were asked to complete an open questionnaire, the questions of which were designed to track the evaluation of the storytelling by the participants. The received results unambiguously showed high educational potential of the technology. At first, the idea of application of technology in the educational process was received rather sceptically by the audience, however, the creation of the first «case» using the program «Obyasnyashki» dramatically changed the approach of the subjects to the process. The incorporation of storytelling into the educational process contributed to a better understanding and assimilation of the studied material as well as positively changed the atmosphere of practice, intensified the creative potential of students.

    Щербатых С.В., Китаева И.В.. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ КОМБИНАТОРИКЕ В 5-6 КЛАССАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ

    Эффективность обучения на современном этапе развития общества зависит от того, насколько глубоко, широко и основательно внедряются новейшие технологии в традиционные. Методические особенности формирования умений и навыков работы учащихся с традиционными учебниками могут быть применены для формирования у обучающихся умений и навыков работы с интерактивной средой. Помимо заданий, имеющихся в учебниках и учебных пособиях, привносятся новые учебные задания, ориентированные на восприятие, обработку и переработку мультимедийной информации. Выполнение обучающимися подобных заданий составит основу формирования новых элементов предметной культуры, в частности стохастической, и компетентности школьников в области математического образования. К настоящему моменту педагогической наукой разработан целый спектр интерактивных методов («Карусель», «Аквариум», «Незаконченное предложение», «Мозговой штурм», «Броуновское движение», «Большой круг», «Спарринг-партнёрство», работа в малых группах, кейс-метод, метод проектов, ролевая игра и другие) и средств (система интерактивного голосования, интерактивные тренажеры и тесты) обучения. Предлагается формировать стохастическую компетенцию учащихся через решение системы задач, имеющих своё отображение на интерактивных моделях. Описывается методика обучения элементам комбинаторики в пятых-шестых классах с использованием интерактивных методов и средств, в том числе с использованием разработанного авторами интерактивного учебно-методического пособия. Применение интерактивных методов и средств в обучении стохастике должно включать действия, которые помогают учащимся развивать критичность мышления, прививать интерес к науке о случайном, приобретать определённые навыки, которые пригодятся для дальнейшей эффективной работы над подобными проблемами.
    At the present stage of the development of society the effectiveness of education depends on how deeply, widely and thoroughly the latest technologies are implemented in the traditional ones. Methodological features of the formation of students’ abilities and skills with traditional textbooks can be used for the formation of students’ skills and abilities to work with an interactive environment. In addition to tasks available in textbooks and teaching materials, new learning activities are introduced, focused on the perception, processing and refining of multimedia information. Performing these tasks by learners will form the basis of the formation of new elements of the subject of culture (including stochastics) and students’ competence in the field of education of mathematics. At present pedagogical science has developed a wide range of interactive methods of teaching («A roundabout», «Aquarium», «The incomplete sentence», «Brainstorming», «Brownian motion», «A big circle», «Sparring partnership», work in small groups, the case method, the method of projects, a role-playing game and others) and means of teaching (system of interactive vote, interactive exercise machines and tests). We suggest forming pupils’ stochastic competence with the help of solving a system of tasks which have a reflection on interactive models. The technique of teaching the theory of elements of combination in the fifth or sixth forms with the use of interactive methods and means, including the use of the interactive educational and methodical manual developed by us «Interactive methods and means of teaching stochastics» is described. The use of interactive methods and means of teaching stochastics should include activities that help students to develop critical thinking, cultivate their interest in science of random, to acquire certain skills that will be useful for further efficient work on similar problems.
Наверх