Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №34 (2) (2016)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К ИМПРОВИЗАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Выявление психологических факторов развития способности к импровизации представляется актуальной задачей в общем контексте реформирования системы образования. Импровизация рассматривается как сущностная характеристика современной культуры, объективная универсальная составляющая человеческой практики, как основа современного творчества, индикатор мастерства и условие самореализации личности, стимулирующее ее активность в современном мире. Анализируются особенности импровизации как креативного процесса лимитированного фактором времени, такие как: определяющая роль бессознательных процессов (интуиции), мгновенность отклика на внешний импульс, «парадокс опережения», быстрота протекания, направленность на открытие, познание необычного, неожиданного, неизвестного в настоящем, получение оригинального продукта и другие. Показана взаимосвязь психологических факторов и их влияние на развитие импровизации. На основе обобщения научных работ зарубежной и отечественной психологии дается определение понятия «способность к импровизации» как сложного, многофакторного явления, включающего комплекс эмоциональных, личностных, мотивационных и когнитивных характеристик, которые позволяют за ограниченный промежуток времени, без предварительной подготовки создать необычный, уникальный в своем роде продукт. Анализируются основные предпосылки развития способности к импровизации в младшем школьном возрасте (особенности мотивационной, эмоциональной сфер ребенка, динамика развития когнитивных процессов, кардинальные изменения социальной позиции), а также креативные характеристики возраста : направленность на мир, эмоциональная непосредственность, повышенная восприимчивость, существенная роль воображения в развитии высших психических функций, образная основа мышления, «эффект новизны», склонность к экспериментам и др. Приводятся теоретические и эмпирические аргументы в пользу гипотезы о том, что психологическими факторами развития способности к импровизации в младшем школьном возрасте являются: уровень развития общей креативности; мотивация (художественно-познавательные интересы, стремление к успеху); особенности эмоциональной (эмпатия) и когнитивной (процессы преобразований, дивергентность, ассоциативность) сфер; личностные характеристики - общительность, склонность к риску, уверенность в себе, социальная смелость; художественно-творческий опыт ребенка; а также когнитивные стили (импульсивность / рефлективность, гибкость/ригидность). Представлены результаты эмпирического исследования, в котором выявлены «актуальные» и проблемные зоны развития способности к импровизации в младшем школьном возрасте.
Ключевые слова
импровизация; способность к импровизации; креативность; младший школьник; improvisation; the ability for improvisation; creativity; primary school child
Dentification of psychological factors of the ability for improvisation seems an urgent task in the general context of the reform of the educational system. The improvisation is seen as an essential characteristic of modern culture, the objective universal component of human practice, as a basis of contemporary creativity, and indicator of craftsmanship and a condition of person’ self-fulfillment, stimulating its activity in the modern world. There is an analysis of the features of improvisation as a creative process, limited by the time factor, such as: the defining role of unconscious processes (intuition), the instant response to an external impulse, "advancing paradox," the speed of the behaviour, the focus on the discovery, the knowledge of unusual, unexpected, unknown in the present, getting an original product and others. The relationship of psychological factors and their influence on the development of improvisation is shown. On the basis of the generalization of scientific works of foreign and domestic psychology we define the concept of "the ability to improvisation" as a complex, multifactorial phenomenon, including complex emotional, personal, motivational and cognitive characteristics that allow for a limited period of time, without preparation to create unusual, unique in a-kind product. There is an analysis of basic preconditions for the development of ability to improvise at primary school age (peculiarities of motivational, emotional child’s spheres, the dynamics of the development of cognitive processes, drastic changes in the social position), as well as the creative characteristics of age: focus on the world, the emotional immediacy, increased susceptibility, the essential role of the imagination in the development of higher mental functions, figurative foundation of thinking, "novelty effect", the inclination to experiment and others. We give theoretical and empirical arguments in favor of the hypothesis that psychological factors of the ability for improvisation at primary school age are: the level of development of the overall creativity; motivation (artistic and educational interests, striving for success); peculiarities of emotional (empathy) and cognitive (processes of change, divergence, associativity) areas; personality traits - sociability, risk tolerance, self-confidence, social courage; artistic and creative experience of a child; as well as cognitive styles (impulsivity / reflexivity, flexibility / rigidity). The results of empirical study are given. It identified "urgent" and problem zone of the development of the ability for improvisation at primary school age..
Список литературы
-
Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности [Текст]: учеб. пособие / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов. - СПб.: СПГУТД, 2006. - 268 с.
-
Буданцова, А. А. Современный ребенок: новый тип сознания [Текст] / А. А. Буданцова // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2012. - № 1. - С. 21-28.
-
Грановская, Р.М. Творчество и преодоление стереотипов [Текст] / Р. М. Грановская, К.С. Крижанская. - СПб.: Знание, 1994. - 79 с.
-
Николаева, Е.И. Психология детского творчества. - СПб.: Речь, 2006. - 220 с.
-
Рождественская, Н.В. Креативность: пути развития и тренинги [Текст] / Н.В. Рождественская, А.В. Толшин. - СПб.: Речь, 2006. - 320 с.
-
Рунин, Б.М. О психологии импровизации [Текст] / Б.М. Рунин // Психология процессов художественного творчества. - Л.: Наука, 1980. - С. 45-57.