Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №34 (2) (2016)
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ С ВЫРАЖЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
В статье приводится анализ результатов эмпирического исследования, посвященного проблеме эмоционального выгорания у педагогов с высоким уровнем ответственности, а также имеющих стаж работы пять и более лет. На этапе формирования выборки с целью минимизации влияния индивидуальных различий в группу респондентов были включены педагоги со средними показателями ситуативной и личностной тревожности и эмоциональной устойчивости. Изучение ответственности осуществлялось в контексте целостно-функционального подхода, в котором данное свойство рассматривается как многомерное психологическое образование, включающее в себя совокупность инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик. В эмпирическом исследовании с помощью стандартизированного психодиагностического инструментария и методов математической статистики были выделены высокий и низкий уровни проявления ответственности личности. В качестве основы для выделения уровней ответственности были использованы гармонические и агармонические характеристики свойства. Доминирование агармонических характеристик в иерархической структуре свойства свидетельствует о низком уровне проявления ответственности, а, в свою очередь, превосходство гармонических переменных указывает на высокий уровень его проявления. В дальнейшем в группе с высоким уровнем ответственности была подробно проанализирована специфика эмоционального выгорания в течение пяти лет. Рассмотрена отдельно динамика симптомов и фаз эмоционального выгорания. Эмпирические результаты были получены на объемной репрезентативной выборке с использованием надежных и валидных психодиагностических методик. Полученные данные позволили доказать, что высокий уровень ответственности педагогов способствует более интенсивному формированию симптомов эмоционального выгорания.
Ключевые слова
личность; ответственность; переменные; характеристики; респонденты; эмоциональное выгорание; синдром; фазы; симптомы; педагоги; анализ; personality; responsibility; variables; characteristics; respondents; emotional exhaustion (burnout); syndrome; phases; symptoms; ed
PECULIARITIES OF EMOTIONALBURNOUT OF TEACHERSWITH EXPRESSED RESPONSIBILITY
The article analyzes the results of the empirical research on the problem of emotional burnout of teachers with a high level of responsibility. The study was conducted on a sample of teachers with the experience of five years or more. At the sampling stage, with the purpose of minimizing the impact of individual differences, the teachers with the average indicators of situational and personal anxiety, and emotional stability were included in the group of respondents. The study of responsibility was carried out in the context of the integrally-functional approach, in which the property is considered as a multidimensional psychological formation, which includes a set of instrumentally-stylistic and motivationally-meaningful characteristics. In the empirical study using the standardized psychodiagnostic techniques and methods of mathematical statistics the high and low levels of personal responsibility manifestation were revealed. As a basis for distinguishing the levels of responsibility the harmonious and disharmonious characteristics of the property were used. The dominance of the disharmonious characteristics in the hierarchy of the property indicates a low level of responsibility manifestation, and the dominance of the harmonious variables indicates a high level of its manifestation. Further on, in the group with a high level of responsibility the specificity of burnout was analyzed in detail within five years. The dynamics of the symptoms and the phases of burnout were considered separately. The empirical results were obtained from a representative sample, using reliable and valid methods. The obtained data allowed to us establish that a high level of responsibility in teachers contributes to a more intensive development of burnout symptoms.
Список литературы
-
Богданова, О.А. Формирование и развитие синдрома профессионального выгорания у учителей в рамках контекстного подхода [Текст] / О.А. Богданова // Глобальный научный потенциал: Педагогика и психология. - 2012. - №6 (15). - С. 33-37.
-
Кудинов, С.И. Индивидуально-типическая специфика самореализации личности педагогов [Текст] / С.И. Кудинов, С.С. Кудинов // Личность в межкультурном пространстве: тезисы и доклады VIII Международной научно-практической конференции. - М., 2013. - С. 34-39.
-
Кудинов, С.И. Исследование эмоционального выгорания у педагогов с разными уровнями ответственности [Текст] / С.И. Кудинов, И.В. Седова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - М.: Изд-во РУДН, 2014. - № 4. - С. 34-40.