Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №34 (2) (2016)
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ И СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ У ПЕДАГОГОВ
Деформации подвержено большинство специалистов различной профессиональной направленности. Эффективность педагогической деятельности всегда была и остается актуальной проблемой в психологических исследованиях. От эффективности профессиональной деятельности педагога во многом зависит, каким будет наше общество и наши будущие поколения. В последние годы многие работы были посвящены психологическому изучению особенностей профессиональной деятельности педагога и его профессионального здоровья, но проблема исследования остается актуальной, так как стремительно развивается эмоциональная напряженность общества, изменяются условия труда, приходят новые поколения учащихся и педагогов. В содержании статьи рассматриваются результаты диагностики, основные направления профилактики и коррекции профессиональной деформации у педагогов. На основе теоретического анализа определены показатели, которые позволили сформулировать новую классификацию уровней развития профессиональных деформаций в зависимости от выделенных характеристик. Выявлены латентный, фрустрационный, конфликтный и кризисный уровни развития профессиональной деформации в деятельности педагогов. Кроме того, авторы представляют результаты эмпирического исследования, в котором профессиональная деформация рассматривается как интегрированный комплекс характеристик, ведущими из которых являются: тип профессионального поведения, уровень выраженности психоэмоционального выгорания, показатели удовлетворенности профессиональной деятельностью, особенности направленности и социально-психологические установки личности, а также проявления личностных особенностей. Эмпирические исследования с использованием методов качественного и количественного анализа проявлений латентного и фрустрационного уровней профессиональной деформации, в основу которых был положен анализ проявлений активного и пассивного типов профессионального поведения, показали, что выявленные характеристики оказывают значительное влияние на проявления профессиональных деформаций и соответствуют их предполагаемому уровню развития. На основе полученных эмпирических данных предложены основные направления профилактики и коррекции проявлений профессиональных деформаций у педагогов.
Ключевые слова
профессиональные деформации; тип профессионального поведения; профессиональная самореализация; инновационность; инновационный потенциал личности; professional deformations; type of professional behavior; professional self-fulfillment; innovativeness; person
SPECIFICS OF MANIFESTATION AND STRATEGIES OF OVERCOMING TEACHERS’ PROFESSIONAL DEFORMATIONS
The majority of professionals working in various spheres are vulnerable to deformations. The effectiveness of teaching activity has always been a current issue in psychological research. The future of our society and its next generations considerably depends on the effectiveness of teachers’ professional activity. In recent years a lot of papers have been devoted to psychological research of teachers’ professional activity and specifics of professional health, but the research issue stays important as emotional tension in society is rapidly developing, working environment is changing and new generations of students and teachers are entering the scene. The paper discusses the results of diagnostics of teachers’ professional deformations as well as various preventive and corrective measures. On the basis of the theoretical analysis specific indicators were defined, which allowed us to represent a new classification of developmental levels of professional deformations, according to evolved characteristics. The following developmental levels of professional deformations in teachers’ activity were revealed: a latent, a frustration, a conflict and a crisis levels. In addition, the authors introduce the results of the empirical research, which considers professional deformations as an integrated assembly of characteristics, among which the leading ones are: the type of professional behavior, the level of psycho-emotional burnout manifestation, indicators of satisfaction with professional activity, the specifics of activity orientation, personal, social and psychological attitudes and personal characteristics. The empirical research was based on the analysis of active and passive types of manifestation of professional behavior and involved the techniques of qualitative and quantitative analysis of the latent and the frustration levels of professional deformations. The research has shown that the evolved characteristics have a great impact on the manifestation of professional deformations and correspond to the suggested level of their development. On the basis of the obtained empirical data basic ways of prevention and correction of the manifestation of teachers’ professional deformations have been suggested.
Список литературы
-
Кудинов, С.И. Самореализация личности: теоретико-эмпирические исследования [Текст]: монография / С.И. Кудинов, С.С. Кудинов, О.Б. Михайлова, М.А. Рушина. - М., 2015. - 210 с.
-
Кудинов, С.И. Соотношение индивидуально-типологических особенностей организованности и самореализации личности [Текст] // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2013. - №1 (2). - С.14-19.
-
Михайлова, О.Б. Инновационность личности: гендерные и индивидуально-типологические характеристики [Текст]: монография / О.Б.Михайлова. - М.: РУДН, 2014. - 168 с.
-
Михайлова, О.Б. Психологическое сопровождение развития инновационного потенциала личности в высшей школе [Текст] / О.Б. Михайлова // «Alma Mater» (Вестник высшей школы). - 2012. - № 10. - С.69-73.
-
Михайлова, О.Б. Развитие профессиональной идентичности как стратегия преодоления психологических барьеров в инновационной деятельности [Текст] / О.Б. Михайлова // Вестник РУДН. - Серия: Психология и педагогика. - 2011. - №1. - С.61-67.