Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №34 (2) (2016)
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ДИАГНОСТИКА
В статье рассматривается проблема психологической безопасности образовательной среды школы; проанализированы диагностические исследования представлений старшеклассников об уровне психологической безопасности образовательной среды школы. Авторами рассматриваются уровни психологической безопасности, образовательная среда как часть жизненной, социальной среды человека, критерии безопасности личности. Подчеркивается значимость изучения и учета данного феномена в образовательной среде школы. Представлены причины неудовлетворенности субъектами образовательной среды ее качеством и комфортностью и подчеркивается, что именно на этапе взросления личность более чувствительна к влиянию психологического насилия, опасности, дискомфорта. В связи с этим неэффективная организация процесса обучения, различного рода перегрузки, информатизация, конфликтные межличностные отношения, проблемы досуга являются факторами опасностей и рисков в образовательной среде. По итогам эмпирического исследования рассматриваются результаты представлений учащихся 14-16 лет о степени удовлетворенности характеристиками образовательной среды и защищенности от психологического насилия. В исследовании применялась диагностическая методика И.А.Баевой «Психологическая безопасность образовательной среды», позволяющая выявить степень удовлетворенности характеристиками образовательной среды и степени защищенности от психологического насилия. Полученные данные позволили констатировать, что у большинства старшеклассников в рамках позитивного отношения к школе преобладают эмоциональный и поведенческий компоненты, они воспринимают образовательную среду школы как безопасную. Основными рисками, по мнению учащихся старшего школьного возраста, являются: межличностные отношения, неудовлетворенность основных потребностей в личностно-доверительном общении, риски психологического насилия. Показатели учащихся, неудовлетворенных уровнем безопасности образовательной среды, позволили сформировать направления психологической помощи. Предложены профилактические мероприятия, целью которых должно стать своевременное выявление нарушений безопасности и понижение ощущений психологической незащищенности в образовательной среде школы.
Ключевые слова
психологическая безопасность; образовательная среда; психологическая безопасность школьной среды; факторы риска образовательной среды; защищенность от психологического насилия; взросление; psychological safety; educational environment; psychological safety
SENIOR PUPILS’ OPINION ABOUT THE PSYCHOLOGICAL SAFETY OF SCHOOL EDUCATIONAL ENVIRONMENT: THE ANALYSIS OF THE PROBLEM AND DIAGNOSTICS
Actual problems and peculiarities of senior pupils’ ideas about the psychological safety of school educational environment are studied in the article. The importance of the phenomenon in the educational environment is underlined. Main risk factors menacing educational environment and personal development of its participants are described. It’s pointed out that in a period of growing up a person is more sensitive to influence of psychological violence, danger, discomfort and such school factors as peculiarities of educational organization, over tension, informatisation, negative attitude, leisure organization are danger and risk factors in educational environment. The material of the article contains analyses of results of 14-16 year-olds’ ideas about satisfaction rate of educational environment characteristics and security from psychological violence. For diagnostics we used E.A. Baeva method “Psychological safety of educational environment” which helped us to discover the degree of satisfaction of characteristics of educational environment and degrees of security from psychological violence. The obtained data allow us to state that the majority of senior pupils as part of a positive attitude to school is dominated by emotional and behavioral components, they perceive the educational environment of the school as safe one. The main risks, according to senior students, are: interpersonal relationships, unmet basic needs in the personal-confidential communication, psychological abuse risks. Indicators of students, dissatisfied with the level of security of the educational environment, allowed us to form the direction of psychological help. Preventive measures, the aim of which is to timely reveal security breaches and to reduce psychological vulnerability in the educational environment of the school are proposed.
Список литературы
-
Баева, И.А. Психологическая безопасность в образовании [Текст]: монография / И.А.Баева. - СПб.: Союз, 2002. - 271 с.
-
Баева, И.А. Психологическая безопасность образовательной среды [Текст] /И.А.Баева, Е.Н.Волкова, Е.Б.Лактионова. - М.: Экон-Информ, 2009. - 248 с.
-
Гражданкин, А.И. Опасность и безопасность [Текст] /А.И.Гражданкин // Безопасность труда в промышленности. - 2002. - №9. - С.41-43.
-
Дмитриева, С.В. Проблема здоровья школьников в Москве и обеспечение психологической безопасности в образовательной среде [Текст] / С.В.Дмитриева, С.В. Феоктистова // Управление здравоохранением. - 2003. - № 9. - С.40-47.
-
Егорова, Ю.Н. Реализация инновационного потенциала современных технологий в социальной сфере [Текст]: монография / Ю. Н. Егорова, Л. В. Анпилогова, Л. Г. Пак и др. - Оренбург: ОИЭиК, 2011. - 357 с.