Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №34 (2) (2016)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье определены и охарактеризованы педагогические условия организации проектной деятельности в современной начальной школе, необходимость выполнения которых обусловлена требованиями ФГОС НОО. В ходе анализа научной литературы и наблюдения за реальным процессом обучения были установлены целевые ориентиры проектной деятельности младших школьников (развитие способностей детей, формирование навыков партнёрского общения, умений работать с информацией, оценивать свои возможности и осознавать свои интересы, оптимально использовать временные ресурсы), следование которым является одним из важных педагогических условий ее успешного осуществления. Раскрывая необходимость учета следующего педагогического условия при организации проектной деятельности (опора на историческую ретроспективу зарождения и применения метода проектов в образовательной зарубежной и отечественной науке, теории и практике), авторы ссылаются на работы Д. Дьюи, В. Килпатрика, Э. Коллингса, В. В. Гузеева и др. В статье также дана характеристика такого педагогического условия, как методическое сопровождение и сделан вывод о том, что выбор форм и методов должен быть соотнесен с целями, задачами и содержанием каждого конкретного этапа. Указаны такие возможные формы реализации проектной деятельности в начальной школе, как урочная, воспитательная, внеурочная, интегрированная. Акцент сделан на описании особенностей интегративной работы по краеведению и гражданскому воспитанию школьников средствами неурочной проектной деятельности в процессе проведения интеллектуально-познавательного конкурса регионального масштаба «Юные знатоки родного края». Кроме того, раскрываются возможности организации проектной деятельности во внеурочное время для формирования языковой личности ребенка. Приведен пример использования в работе учителей специального курса, который содержит серию проектных задач, отвечает требованиям к реализации педагогических условий и соответствует школьной программе предмета «Русский язык», а также пример проведения конкурса «Юный филолог». Результативность проектной деятельности, особенно в рамках внеурочной работы, оказалась достаточно высокой.
Ключевые слова
педагогические условия; проектная деятельность; обучающиеся; начальная школа; pedagogical conditions; project work; students; elementary school
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE ORGANIZATION OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN PROJECT ACTIVITY
The article defines and describes pedagogical conditions of the organization of project activities at modern elementary school, which are conditioned by the need to fulfill the requirements of the FGOS NOO. The analysis of scientific literature and the observation of the real process of learning have established aims of the project activity of younger schoolchildren (the development of children's abilities, the formation of partner communication skills, the ability to work with information, to evaluate their potential and realize their interests, the best use of time resources), the compliance with which is one of the most important pedagogical conditions for their successful implementation. Revealing the need of considering the following pedagogical condition of the organization of the project activity (the reliance on historical retrospective of origin and the application of the project method in foreign and domestic educational science, theory and practice), the authors refer to the work of J. Dewey, B. Kilpatrick, E. Collings, V.V. Guzeeva et al. The article also gives the characteristics of such pedagogical condition as the methodological support and concludes that the choice of forms and methods should be related to the goals, objectives and content of each stage. There shown possible forms of implementation of project activities at elementary school such as educational, extracurricular, integrated. The emphasis is placed on describing the characteristics of integrative work on local history and civic education of schoolchildren with the help of project activity during the regional intellectual and cognitive competition "Young scholars of native land." In addition, after school opportunities of project activity to form the child's linguistic identity are disclosed. An example of the use of the teachers' special course, which includes a series of project activities, meets the requirements for the implementation of pedagogical conditions and corresponds to the curriculum of the subject "Russian language", as well as an example of the contest "Young linguist". The effectiveness of the project activities, especially within the framework of extracurricular work, proved to be quite high.
Список литературы
-
Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития [Текст] / В.И. Андреев. - Казань, 1996. - 586 с.
-
Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников [Текст] / Е.Н. Землянская // Начальная школа. - 2005. - № 9. - С. 55 - 58.
-
Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение [Текст] / Н.В. Матяш. - М.: Академия, 2014. - 160 с.
-
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
-
Олейник, О.В. Проектная деятельность: 2 - 4 классы [Текст] / О.В. Олейник, Л.П. Кабанюк. - М.: Вако, 2015. - 368 с.
-
Сборник программ внеурочной деятельности: 1 - 4 классы [Текст]; под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 192 с.
-
Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся [Текст] / И.С. Сергеев. - М.: АРКТИ, 2005. - 80 с.