Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №34 (2) (2016)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена проблеме нравственно-эстетического воспитания обучающихся в процессе иноязычного образования. Под нравственно-эстетическим воспитанием понимается многогранный процесс, который включает в себя формирование многокомпонентных новообразований, осуществляющих регуляцию нравственного поведения личности (формирование нравственных поступков, привычек, чувств, знаний, взглядов, убеждений, идеалов) и формирование эстетического вкуса, чувства Прекрасного. Делается вывод, что учебный предмет «Иностранный язык» имеет достаточный потенциал, позволяющий сформировать составляющую духовного облика каждой личности. Данный потенциал, прежде всего, проявляется в возможности реализации интегративных связей иностранного языка с предметами, имеющими нравственно-эстетическую направленность (литература, музыка, искусство и пр.) и призванными служить формированию и развитию нравственного сознания, воспитанию личности в целом. Автор приходит к выводу, что психологическую основу нравственно-эстетического воспитания составляет деятельность, и данный процесс проходит через соприкосновение с культурой. Сначала люди черпают знания из неё, затем сами дополняют и обогащают её своим творческим опытом и созиданием. Исходя из этого нравственно-эстетическое воспитание человека неразрывно связано с овладением культурой. Развиваясь как субъект иноязычной культуры, ученик развивается и как субъект родной культуры. Предлагается модель нравственно-эстетического воспитания школьников в условиях иноязычного образования. В основу данного теоретического конструкта положены уровни развития языковой личности, определённые Ю.Н. Карауловым (вербально-семантический - лингвокогнитивный - мотивационный); описываются такие категории модели, как цель, задачи, межпредметные связи, учебные действия, средства, взаимодействие которых ориентировано на нравственно-эстетическое воспитание подрастающего поколения.
Ключевые слова
иностранный язык; нравственно-эстетическое воспитание; потенциал; модель; foreign language; moral and aesthetic education; potential model
THEORETICAL ASPECTS OF MORAL-AESTHETIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN IN THE CONDITIONS OF FOREIGN LANGUAGE TRAINING
The article deals with the problem of moral-aesthetic education of pupils in the process of foreign language education. A multi-faceted process is understood under the moral-aesthetic education. It includes the formation of multi-component new formations responsible for the regulation of moral behavior of the individual (the formation of moral behavior, habits, feelings, knowledge, attitudes, beliefs, ideals) and the formation of aesthetic taste, a sense of beauty. It is concluded that the academic subject "Foreign Language" has sufficient capacity to form a component of the spiritual aspect of every person. This potential is primarily manifested in the possibility of implementing the integrative bonds of the foreign language with objects that have a moral and aesthetic orientation (literature, music, art, etc.), serve as the formation and development of moral consciousness, educating the whole person. The author concludes that the psychological basis of moral and aesthetic education is activity, and this process takes place in the contact with culture. First, people get knowledge from it, then enrich it with their creative experience and creation. On the basis of it the moral and aesthetic education of a man is inseparably linked to the mastery of culture. Developing as a subject of foreign language culture, the pupil also develops as a subject of his native culture. A model of moral and aesthetic education of pupils in the conditions of foreign language education is presented. The basis of this theoretical construct is represented by levels of development of language personality, defined by Yu.N. Karaulov (verbal and semantic - linguocognitive - motivational); such categories of models as the goal, objectives, interdisciplinary communication, training activities, means which interaction is focused on moral and aesthetic education of the younger generation are described.
Список литературы
-
Аникеенко, А.В. Методика реализации нравственно-эстетического воспитания в процессе обучения иноязычному общению младших школьников средствами художественной культуры [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / А.В. Аникеенко. - М., 2015. - 23 с.
-
Верещагин, Е.М. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного [Текст]; 4-е изд., перераб. и доп. / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. - М.: Русский язык, 1990. - 246 с.
-
Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность [Текст] / Ю.Н. Караулов. - М.: ЛКИ, УРСС Эдиториал, 2010. - 264 с.
-
Карташова, В.Н., Исаев Е.А. Культурное самоопределение обучающихся на занятиях по иностранному языку: региональный аспект [Текст]: материалы Международной научно-практической интернет-конференции «Обучение иностранным языкам в контексте модернизации современного высшего образования»/ В.Н. Карташова, Е.А. Исаев. - Елец, 2016. - С. 36-40.
-
Пассов, Е.И. Теория методики: принципы иноязычного образования [Текст] / Е. И. Пассов. - Липецк, 2013. - 603 с.
-
Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация [Текст]: учеб. пособие / С.Г. Тер-Минасова. - М.: Слово, 2000. - 260 с.
-
Фархшатова, И.А. Нравственно-эстетическое воспитание подростков в учреждении дополнительного образования [Текст]: дис. ...канд. пед. наук / И.А. Фархшатова. - Оренбург, 2003. - 163 с.
-
Antwi-Boasiako Albert. Introducing Translation Skills to Level 200 Students of Russian: A Case Study University of Ghana / Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика, 2016. - №1. - с. 113-118.