Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №34 (2) (2016)
О проблемах целеполагания при планированииурока иностранного языка
Понимание учителем конечной цели обучения предмету и умение самостоятельно ставить и достигать промежуточные цели и задачи является не только одним из самых важных элементов любой системы обучения, но и одним из самых сложных. В статье рассматриваются вопросы целеполагания при планировании современного урока иностранного языка. Автором описаны свойства целей и задач: измеряемость/контролируемость, достижимость, целесообразность, ограниченность во времени; проанализированы на предмет соответствия ФГОС цели уроков иностранного языка, представленные учителями на различные профессиональные конкурсы. Выявлены и описаны основные проблемы, возникающие у педагога в процессе целеполагания, которые, в свою очередь, разделены на четыре группы: 1 группа - обобщённость и объёмность целей и задач; 2 группа - несоответствие целей, задач и результатов урока друг другу; 3 группа - необеспеченность поставленных целей и задач учебными действиями (заданиями) во время урока; 4 группа - незнание требований действующих образовательных стандартов: а) смешение формулировок целей и задач урока в соответствии с ГОС 2004 г. и ФГОС 2009 г., 2010 г.; б) необоснованное «привязывание» формируемых универсальных учебных действий к целям и задачам. В качестве одного из путей преодоления возникающих трудностей и решения данной проблемы автор предлагает целенаправленное формирование у учителей компетенции целеполагания, включающей в себя понимание сути целеполагания, обучение целеполаганию, воспитание культуры целеполагания, формирование и развитие способности и готовности к целеполаганию и др. Сделать это возможно как на базе учреждений повышения квалификации, так и средствами образовательной организации, в которой трудится педагог.
Ключевые слова
целеполагание; проблемы целеполагания; свойства целей и задач; урок иностранного языка; goal-setting; goal-setting problems; properties of goals and objectives; a foreign language lesson
about the Problems of goal-setting while planning A foreign language lesson
Understanding by the teacher the ultimate goal of teaching a subject and the ability to independently set and achieve intermediate goals and objectives is not only one of the most important elements of any educational system, but also, it is one of the most difficult elements. The article deals with goal-setting while planning a modern foreign language lesson. The author describes characteristics of goals and objectives: measurability/accountability, accessibility, reasonability, limited time; goals of foreign language lessons given by teachers for various professional competitions are analyzed for the compliance with FSES. Main problems encountered by a teacher in the process of goal-setting are identified and described. They are divided into four groups: Group 1 - generality and voluminosity of goals and objectives; Group 2 - a mismatch of goals, objectives and outcomes of the lesson to each other; Group 3 - the insecurity of set goals and objectives by learning activities (assignments) during the lesson; Group 4 -lack of knowledge of the requirements of current educational standards: a) the confusion the language lesson goals and objectives in accordance with the SES (GOS) 2004 and FSES (FGOS) 2009, 2010; b) unjustified "tying" of formed universal educational actions to the goals and objectives. As one of the ways to overcome difficulties and solve this problem, the author proposes a purposeful formation of the teachers competence of goal-setting, including the understanding of goal-setting, goal setting training, culture of goal-setting education, the formation and development of the ability and willingness for goal-setting, and others. It is possible to do both on the basis of training institutions and by the means of educational organization, in which the teacher works.
Список литературы
-
Большой энциклопедический словарь. URL: http://www.vedu.ru/bigencdic/ 69598 (дата обращения 14.05.2015).
-
Егорова, Ю.А. Условия качества целеполагания субъектов системы образования [Текст] / Ю.А. Егорова // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 11.
-
Егорова, Ю.А. Целеполагание в системе образования как многомерный феномен [Текст] / Ю.А. Егорова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - №7. - С. 77.
-
Иностранные языки. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ИД «Первое сентября»: URL: http://festival.1september.ru/foreign-language (дата обращения 31.01.2016).
-
Карпенко, Л.А. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - Ростов н/Д: ФЕНИКС, 1998. URL: http://psychology. academic.ru/2846 (дата обращения 14.05.2015)
-
Лернер, И.Я. Внимание технологии обучения [Текст] / И.Я. Лернер // Сов. педагогика. - 1990. - № 3.
-
Лучший урок английского языка с учебниками «Просвещения» и ABBYY LINGVOURL: http://iyazyki.ru/2014/01/bestlesson-education/ (дата обращения 27.09.2015).
-
Методическая разработка по иностранному языку (2 класс) на тему: Конспект урока английского языка по ФГОС в 2 классе URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/inostrannyi-yazyk/2015/02/05/konspekt-uroka-angliyskogo-yazyka-po-fgos-v-2-klasse (дата обращения 14.01.16)
-
Отрытый урок «Кем ты собираешься быть?» URL: http://nsportal.ru/ nachalnaya-shkola/inostrannyi-yazyk/2015/05/05/otkrytyy-urok-kem-ty-sobiraeshsya-byt (дата обращения 14.05.2015)
-
Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях [Текст]: пособие для учителей и студентов пед. вузов / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. - 2-е изд., доработ. - М.: Просвещение, 1998. - 232 с.
-
Толковый словарь Ожегова / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 1949-1992. - URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/206766 (дата обращения 14.05.2015).